Блог им. dirgen
1. Две стороны одной медали:
— ТЭО от ВТБ: Банк готовит детальный бизнес-план выкупа. Какие средства использовать (прибыль, суборд?), как это повлияет на его капитал (нормативы ЦБ), какую выгоду он от этого получит.
— Экспертно-политическая проработка от Минфина: Министерство анализирует макроэкономические последствия: как выкуп повлияет на фондовый рынок, на бюджет (поступление средств от продажи), на финансовую стабильность, какой прецедент создаст для других госкомпаний.
2. Что известно:
Префы 1го типа (куплены за счет ФНБ), 214 млрд руб: «Вопрос конвертации предметно не обсуждался» (замминфина Владимир Колычев) — www.interfax.ru/business/1051233
Два этапа «конвертации»: «одни „префы“ будут являться простой конвертацией (...), а ФНБшные будут иметь сложный путь. Там могут потребоваться и законодательные изменения, поэтому может быть две итерации конвертации» — Пьянов
МинФин:
2023, июль - «Мы в министерстве финансов сейчас готовим разные модели выкупа этих префов. … Мы сейчас смотрим, какую модель предложить нашему руководству для принятия решения», — замминфна Моисеев, курирующий финансовые рынки и долговую политику, говорит с позиции регулятора макропруденциальной политики, который должен заранее просчитать все риски и иметь готовые решения для правительства.
2024, сент — «государство рассмотрит возможность выкупа привилегированных акций ВТБ после того, как банк представит и согласует с правительством эффективную финансовую модель этой операции. Эта модель должна быть «взвешенной» и «продуманной», чтобы не навредить финансовой устойчивости самого банка.» — замминфина Михаил Котюков - курируюет вопросы управления госимуществом, говорит с позиции собственника, который ждет от «дочки» инициативы и расчетов.
2025, сент - рассматривает вариант с конвертацией «префов» ВТБ через допэмиссию обыкновенных акций (замминфина Моисеев) www.vedomosti.ru/investments/news/2025/09/18/1140228-prefov-vtb?from=copy_text
3. Выводы и соображения
3.1. Только Пьянов и ФНБ позволяют себе используовать слово «конвертация» в отличие от представителей Минфина. Это при том, что все префы не конвертируемые бумаги согласно Устава ВТБ. Ну, если главе ФНБ это простительно и косвенно показывает то, что пакет ВТБ останется в ФНБ даже после конвертации, а это 25% УК!!! То устойчивое повторение Пьяновым слово "ковертациия" — это как говорится оговорка по Фрейду, и является отражением РЕАЛЬНОГО сценария, т.е. трансляция желаемого сценария банка.
Кстати, когда ФНБ и тот же Новак (вице-премьер) говорят о «конвертации», они смотрят на это с точки зрения управления активами Фонда. Для них важно сохранить стоимость актива и, возможно, повысить его ликвидность и управляемость. Конвертация решает эту задачу.
3.2. Справедливость цены vs. Прецедент:
— При конвертации нужно определить курс обмена префов на обычные акции. Эта цена должна быть рыночной и не наносить ущерб государству.
— Решение по ВТБ создаст прецедент для других госкомпаний с похожей структурой капитала, что сильно усложняет решение.
3.3. Гибридный вариант:
Минфин может настоять на гибридном варианте: частичный выкуп за деньги (чтобы исполнить бюджетные ожидания по доходам) и частичная конвертация. (хотя выкуп — все же более прозрачная и простая процедура с точки зрения регуляторики):
— Префы 1го типа 214 млрд — конвертация
— Префы 2го тпа 307 млрд — выкуп
3.4. Финансовый и регуляторный смысл «конвертации»
— для ВТБ это идеальный сценарий: не тратит денежные средства (прибыль), капитал не уменьшается (как при выкупе), а даже может увеличиться за счет сокращения доли дорогих префов (реальная оценка префов 60-70% от их номинала).
— для ФНБ вместо получения единовременной денежной суммы (при выкупе), получение пакета обыкновенных акций, котрые ликвидны в отличие о префов, и дают право голосовать на собраниях
— для Минфина (поскольку тут более сложно, представлю в виде таблицы)