Блог им. bondsreview

Монополия — asset-light сегмент смягчает эффект ДКП

Монополия отчиталась за 1П 2025 — посмотрим на результаты компании, бизнес которой состоит из традиционного и asset-light сегментов:

— Общая выручка: 24,13 млрд руб (-18,5%).

— Себестоимость: 22,83 млрд руб. (-18,3%)

— Валовая прибыль 1,3 млрд руб. (против 1,7 млрд руб. годом ранее)

— Опер. убыток: 1,09 млрд руб.

Отрицательная динамика вызвана в первую очередь спадом в секторе традиционных грузоперевозок. Однако, основной приоритет и локомотив компании — это перевозки через цифровую платформу (грубо говоря, сервис, на котором Монополия зарабатывает, не имея при этом необходимости в обслуживании собственного автопарка — asset-light сегмент). Этот сегмент устойчив. Несмотря на просадку в тяжелом сегменте грузоперевозок, выручка в asset-light практически не изменилась: 18,8 млрд руб в 1П 2025 против 19,3 млрд руб в 1П 2024. А валовая прибыль по этому сегменту компенсировала убыток по Монополия Тракинг.

 Монополия — asset-light сегмент смягчает эффект ДКП

Логистический сектор, безусловно, также зависит от состояния ДКП. Сжатие спроса и процентное давление на компании реального сектора с лагом нашло отражение и в грузоперевозках. Традиционный рынок грузоперевозок находился под навесом предложения — мощности и транспорт в виду высоких ставок и избыточного ввода транспорта в 2023 году превышали спрос (также отчасти из-за влияния ДКП на активность компаний-клиентов), поэтому тарифы на грузоперевозки снизились, что негативно повлияло на этот стрим в выручке Монополии.

Помимо ситуации в секторе, также высокие ставки оказали влияние на рост процентных расходов в 1-м полугодии 2025 года. При этом необходимо понимать, что большая часть заёмных средств пошла на инвестиции в платформу, которые имеют скорее отложенную рентабельность, хотя уже сейчас мы видим, что цифровая часть бизнеса имеет положительную динамику, в отличие от традиционной asset-heavy модели. Эта часть бизнеса будет драйвить общий рост компании в будущем, и в дальнейшем раскроет свой положительный эффект.

Валовая прибыль составила 1,3 млрд руб. Большая часть снижения валовой прибыли обусловлена динамикой классического asset-heavy сегмента (перевозки собственным парком). Сегмент очень чувствителен к тарифам перевозки, которые были под давлением в первом полугодии.
Монополия — asset-light сегмент смягчает эффект ДКП 

Несколько лет назад компания начала двигаться от модели традиционного перевозчика в сторону цифровой платформы (asset-light модели). Сегодня это приоритетное для компании направление, и по нему хорошая динамика: валовая прибыль цифровых сегментов выросла на 25% год к году до 1,9 млрд руб., а EBITDA– на 24% до 1,7 млрд руб., то есть операционная эффективность в этом направлении сохранена.

Высокий долг — в основном связан с вложениями в развитии платформы. Как видим, спрос на цифровые сервисы в логистике продолжает расти. Однако для выстраивания необходимой инфраструктуры нужны инвестиции, которые в текущих условиях сектора невозможно профинансировать за счет операционной деятельности.

Автопарк грузовиков по рыночной стоимости оценивается в сумму — порядка 17 млрд рублей. Общая долговая нагрузка (чистый долг) на 30 июня 2025 года составляет 17,2 млрд руб, то есть долг покрывается стоимостью автопарка. В базовом сценарии уменьшение долговой нагрузки предполагается за счет реализации грузовиков водителям-предпринимателям, которые продолжат работать на платформе в «Монополии Бизнес» и формировать дополнительную выручку компании.

Сегодня наблюдаются первые признаки восстановления рынка грузоперевозок, которые должны помочь операционным результатам компании в будущем.  Сохранение этого тренда во втором полугодии 2025 позволит сбалансировать спрос и предложение и приведет к росту тарифов. Мы ожидаем, что при продолжении разворота ДКП Монополия с ее передовой технологической платформой будет одним из главных бенефициаров на российском логистическом рынке.

4.8К | ★1
2 комментария



Пока, например, по серии 001р-04 можно констатировать просадку.

Интересно, что будет дальше. У самого есть в портфеле.

Читайте на SMART-LAB:
Фото
USDJPY: йена вернулась к снижению, переварив все позитивные ожидания
Японская йена после недолгого периода укрепления достигла локального экстремума и вновь развернулась в сторону ослабления. Последовательное...
Фото
Робот для уплаты налогов в тестере OsEngine.
Сегодня поговорим о роботе, который уплачивает налоги в тестере . Его можно добавить в Ваш комплект ботов при портфельных тестах и точно...
Петербургская биржа опубликовала новые границы колебания цены на торгах топливом
Петербургская биржа смягчила ограничения на рост биржевых цен на топливо, что сразу отразилось на динамике бензиновых котировок. Новые параметры...

теги блога bondsreview

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн