Блог им. boing

Высокие темпы роста ВВП могут не приносить роста благосостояния всем гражданам. Это кажется парадоксальным, но находит подтверждение в статистике – так, высокие темпы роста ВВП РФ сочетаются с таким же высоким уровнем социального неравенства – да, «бедные» тоже «богатеют», но богатые богатеют еще быстрее. Экономические успехи страны автоматически не трансформируются в повышение благосостояния населения, это происходит после определенного порога.
Экономику можно представить себе как сложную систему трубопроводов, где ВВП — это насос, качающий воду (блага), а доходные группы — резервуары разного уровня. Вода сначала заполняет верхние резервуары (деньги приходят к «богатым»), и лишь при определенном давлении (темпах роста экономики) начинает поступать в нижние (к «бедным»).
Как это работает – объясняет казахстанский экономист Куаныш Бейсенгазин (Национальное Бюро Экономических Исследований) в статье (https://economykz. org/?p=18586) «Как ВВП влияет на доходы населения в Казахстане». Используя метод пороговой регрессии, разработанный нобелевским лауреатом Брюсом Хансеном, Куаныш Бейсенгазин вычислил, в какой момент связь между ростом экономики Казахстана и доходами населения качественно меняется.
3,35% роста ВВП — магическая цифра для наименее обеспеченных. Только когда экономика растет быстрее этого порога, беднейшие 10% населения начинают ощущать улучшения. Ниже этого уровня их доходы остаются практически неизменными, словно замороженными.
А вот для богатых все не так — их доходы начинают расти даже при более скромных темпах экономического развития (3,30%). Эта разница в 0,05 процентных пункта может показаться незначительной, но она создает эффект «опережающего старта» для обеспеченных слоев, объясняет Куаныш Бейсенгазин. Механизм этого явления можно сравнить с системой сообщающихся сосудов, где:
•Богатые связаны с «быстрыми» секторами экономики (финансы, крупный бизнес, экспорт)
•Бедные зависят от «медленных» каналов (зарплаты в бюджетном секторе, социальные трансферты)
•Средние темпы роста (3,0-3,3%) достаточны для богатых, но недостаточны для бедных
Выгоды от экономического роста в первую очередь получают более состоятельные слои, а затем – с опозданием и при более высоких темпах роста менее обеспеченные, резюмирует Куаныш Бейсенгазин.
Д. Прокофьев, экономист
как показала практика настоящего времени, у нас доходы многих бедных могут расти даже при отсутствии роста,
а доходы богатых даже при падении, как показали 90-е
Читайте Рея Далио — он очень недоволен сильным расслоением населения в нынешних США, а ведь США пережила практически все стадии экономического развития и не по разу.
Капитализм очень эффективная система, выросшая естественным путем, НО у нее есть несколько неэффективностей, которые не устраняются автоматически (даже в кризисах), они устраняются властями — политикой (в частности антимонопольными службами, или напрямую законами).
Государство определяет точку равновесия — слишком большое неравенство ведет к риску революции — слишком малое неравенство (уравниловка как в СССР) ведет к снижению частной инициативы, снижению стимулов как для личного развития, так и для общего развития страны.
Капитализм — массовое машинное производство со своей наукой и техникой — вырос на активной промышленной политике государства.
В книге «Национальная система политической экономии» Фридрих Лист
royallib.com/book/list_fridrih/natsionalnaya_sistema_politicheskoy_ekonomii.html
есть пример:
Когда в XVII веке открылась неконкурентность текстиля Англии против Индии, лорды запретили импорт лучшего и дешёвого из Индии, и англичане покупали худший и дорогой из Англии — пока не поднялась английская промышленность.
PS В XVII веке текстиль это были столь же высокие технологии, как смартфоны нынче.
И это же разбухание финансового сектора экономики влечёт нарастание экономического неравенства.
«Государство и деньги. Как государство завладело денежной системой общества» Мюррей Ротбард
econlibrary.ru/books/22/431/rothbard_gosudarstvo-i-dengi_sotsium-ru.pdf
«Показания против Федерального резерва» Мюррей Ротбард
bookscafe.net/book/rotbard_myurrey-pokazaniya_protiv_federalnogo_rezerva-192711.html?ysclid=l3o24xbk9o
«Великая депрессия в Америке» Мюррей Ротбард
econlibrary.ru/books/276/435/rotbard_velikaya-depressiya-v-amerike_sotsium-ru.pdf
Надо только напрячь мозги для экономического ликбеза.
«Запрещенная экономика. Что сделало Запад богатым, а Россию бедной»
moreknig.org/dokumentalnaya-literatura/publicistika/249258-zapreschennaya-ekonomika-chto-sdelalo-zapad-bogatym-a-rossiyu-bednoy.html
www.rulit.me/data/programs/resources/pdf/Zykin_Zapreshchennaya-ekonomika-Chto-sdelalo-Zapad-bogatym-a-Rossiyu-bednoy_RuLit_Me_620589.pdf
«Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными» Эрик Райнерт
crystalbook.ru/wp-content/uploads/2021/05/Райнерт-Э.С.-Как-богатые-страны-стали-богатыми-и-почему-бедные-страны-остаются-бедными.pdf
У Э.Райнерта есть конкретный пример с цифрами и графиками, как рост ВВП в Перу почти в 2 раза уменьшил уровень зарплат почти вдвое.
Рост ВВП = рост экспорта природных ресурсов, снижение зарплат = сокращение рабочих мест в промышленности.
Этот пример тем знаменательнее, что случился в 80-х — после 20-летнего периода роста зарплат и технологического развития в ходе протекционизма 60-70-х годов.
Ипотечный портфель в последний год почти не растет, чего не скажешь о проблемных кредитах.
На фоне стагнации ипотечного рынка, просроченная задолженность продолжает быстро увеличиваться. Если текущие темпы изменения ипотечной задолженности сохранятся, то в ноябре-декабре 2025 года объем просроченной задолженности превысит отметку в 1%. Аналогичный показатель был на рынке в середине 2018 года. Вот только общая ипотечная задолженность с того момента выросла в 3,4 раза, поэтому объем плохих кредитов с каждым месяцем обновляет максимальный показатель и в 4 кв. 2025 года превысит уровень в 200 млрд. рублей.
@REBURG