Блог им. AnatolyGorelov

Ведь профессиональные участники рынка инвестиций пока что в массе своей относятся к «расцвету» краудинвестинга снисходительно, как к возне в песочнице, или даже брезгливо, как к копанию в мусорном баке. Понятно, увы, почему.
Жаль, что институт инвестиционных платформ не взлетел и рискует себя дискредитировать. Но private placement не сводится к мусору на платформах! Он всё равно будет развиваться, в каких-то иных формах. Потому что свыше установлены цели, от которых никуда не деться: цель нарастить капитализацию фондового рынка смыкается с целью найти источники инвестиций для технологического развития.
На нишу pre-IPO, с раундами 500М+ и оценками в несколько ярдов, претендует MOEX Start. Банковским брокерам (Альфа, Т-банк, ГПБ/Ньютон и т.п.) тоже хватит ликвидности внутри себя, чтобы закрывать такие раунды. СПБ биржа небось влезет в игру. Вот они все данный сегмент и поделят. А на более ранних стадиях пока неясно, как сложится. Но как-то сложится. Для первичного размещения есть регистраторы с лицензией ОИП, появятся и технологии вторичного рынка, дайте срок.
Сейчас мы видим такие тенденции:
1. Заметное падение сборов крауда. Еще год-два назад на волне irrational exuberance мутные проекты на голой рекламе привлекали сотни миллионов через продажу акций в розницу. Но халява кончилась! Деньги собираются с натугой. Розница насторожилась после первых потерь, да и скепсис профи отозвался.
2. Рост осведомленности широких предпринимательских кругов про акции и биржу: «АОфобия» исчезла напрочь. Разворот инфополя произошел очень быстро, буквально за полгода. Массово «переобулись» посредники-консультанты: кто вчера был гуру в венчуре, сегодня стал знатоком pre-IPO. Появились обучающие программы: и у МИК, и частные, косяком пошли тематические ивенты.
3. Возник конкретный интерес к внебиржевому рынку среди биржевых брокеров. Да, в первую очередь их интересует стадия pre-IPO на MOEX.Start, где жирнее комиссии и где у них есть скоринговые мощности. Но брокеры по опыту знают, что клиента иногда приходится «вести» полтора-два года, прежде чем он созреет выйти на публику. И начинать общаться с бизнесами надо заранее. А ведь у брокеров в ДУ или у лояльных клиентов немалые капиталы! Если речь о раунде не на 500М+, а на сотню — другую, они закроют.
4. Начали массово возникать фонды поздних стадий. Альфа, ВИМа, Т-Банк, многие VC разворачиваются в эту сторону. Фонды появляются, как грибы. Потому что денег на рынке много, финансовые профи это чуют и создают «каналы» для их протекания через себя в ставшие модными темы. То есть, модной стала тема поздних стадий. Неспроста.
Так что же мы видим? Что на будущем рынке акций непубличных АО формируется профессиональный спрос. И он должен породить предложение, которого пока, давайте признаем, острый дефицит. Думаю, прорыв случится после появления еще двух факторов, которых пока не хватает в паззле:
1. Появятся удобные площадки вторичного рынка. («Доска Статуса» — тот еще сервис из 90-х.) И тогда на рынок могут выйти успешные МТК, которым не особо нужны инвестиции в капитал, но пригодился бы небольшой кэшаут. А их гораздо больше числом, и у них в среднем более высокое качество бизнеса!
2. На рынок акций МТК обратят внимание хайнеты (HNWI): фэмэли офисы и УК. На рынке ЗПИФов начались серьезные сдвиги, запущенные налоговой реформой-25. Эта форма может стать удобной для участия капитала хайнетов в private placement, наверняка появятся профильные управляшки. К тому же у хайнетов в портфелях немало компаний, акции которых могли бы успешно выйти на рынок.
Короче, лед тронулся! «Новый фондовый рынок только начинается!»
