В ноябре 2024 года я принял решение закрыть свой магазин, так как за последний год прибыль снизилась до смешных для бизнеса показателей — в среднем 90 000 рублей в месяц. Расскажу о причинах закрытия и ошибках, которые совершал.

Привет! Меня зовут Николай Дюба. Я бывший предприниматель, совершивший кучу ошибок. Теперь рассказываю о реальностях в бизнесе, чтобы вы не повторяли моих и чужих ошибок.
А ещё собираю базу знаний для предпринимателей и фрилансеров в своём Телеграм-канале. Подписывайся, там реально полезный контент о бизнесе, а не все эти «успешные успехи» инфоцыган.
В этой статье принёс вам историю предпринимателя, который в 2017 году открыл свой магазин по продаже сантехники, а спустя семь лет был вынужден его закрыть, так как столкнулся с высокой конкуренцией и клиентской нестабильностью.
Далее рассказ от первого лица.
Когда в 2017 году я открывал магазин, в нашем городе с населением 47 000 человек было 3 специализированных магазина по продаже сантехники и два строительных рынка. Когда в ноябре 2024 я его закрывал, у нас было 8 специализированных магазинов, семь строительных рынков в радиусе 5 км от города и два строительных гипермаркета «OBI» и «Апельсин».
В магазин я вложил порядка 5,5 млн рублей первоначальных инвестиций — аренда помещения (105 кв.м), ремонт, оборудование и закупка товара. Потом в течение 5–6 месяцев вложил ещё порядка 1,5 млн рублей в обновление товара более востребованными позициями.
Располагался магазин в центре города, на первом этаже жилого дома, на первой линии домов по центральной улице. Весь трафик города проезжал мимо моего помещения. Поэтому особых вложений в рекламу не было: повесил большую яркую вывеску, покрутил объявления в течение двух месяцев в местных группах в соцсетях, дал объявление на радио, на въезде в город купил на месяц рекламное место на баннере и три месяца нанимал людей для раздачи листовок.
Когда проводил разные акции, то давал объявления под эти акции.
Бизнес окупился за 2,8 года. В лучшие месяцы чистая прибыль была 350–400 тысяч рублей — это был 2020 год, когда в нашем городе построили небольшой ЖК.
В среднем прибыль была 220–300 тыс. руб в месяц.
Причины закрытия бизнеса

Если не брать во внимание кризисы в стране, пандемию и прочие глобальные вещи, то я выделю четыре причины, которые постепенно подвели мой бизнес к закрытию.
- Я зациклился на одном магазине — за семь лет мне надо было создать сеть хотя бы из двух-трех магазинов. Так бы я мог закупать более крупные партии товаров со скидками и иметь конкурентные цены. А ещё для сетей поставщики и производители охотнее дают товар под реализацию или с отсрочкой платежа. Вместо этого я всю прибыль тратил на себя — менял машины, купил дачу и построил дом.
- В нашем городе не было строительной активности в массовой жилой застройке — за 20 лет в эксплуатацию ввели лишь два дома в 10 этажей и с двумя подъездами и построили один ЖК на 360 квартир. Сантехника — это не то, что люди меняют раз в год. Поставил унитаз за 5000 рублей и забыл о нем на 10 лет минимум. В итоге конкуренция росла, а потенциальных клиентов больше не становилось. Население нашего города если и увеличивалось, то за счёт иностранных работников, которым посрать, на каком унитазе срать.
- Я не смог вовремя переориентироваться на более платёжную и требовательную аудиторию — москвичей, которые массово строили у нас в районе коттеджи на дачах. Мой ассортимент был рассчитан на средний и эконом-класс, а такой товар не интересовал богатых москвичей — даже для дачных домов они выбирали более дорогой сегмент.
- Кто бы что не говорил, но маркетплейсы, строительные гипермаркеты и крупные рынки «убивают» мелкие розничные магазины, и это не только в сантехнике. Много раз я был свидетелем у себя в магазине, когда предлагаешь клиенту дополнительные комплектующие или товары, а он отвечает: «Не надо, на маркетплейсе дешевле закажу».
Когда прибыль опустилась ниже 100 000 рублей, я принял решение закрыть магазин, так как сумма была несопоставима с геморроем, который приносит этот бизнес. У нас в городе специалисты на заводах по 120–140 тыс. получают, работая 2/2. Многие «умники» советовали делегировать управление магазином — нанять управляющего. Но здесь стоит понимать, что вся моя прибыль уходила бы на это делегирование.
Я выставил бизнес на продажу, но покупатель так и не нашелся. В итоге распродал весь товарный остаток и оборудование. Пока не знаю, чем буду заниматься.
Мои ошибки в сантехническом бизнесе
- Один раз я закупил партию джакузи и больших ванн — вложил в это около 680 000 рублей. Если ванны ещё как-то удалось распродать за 5 месяцев, то три джакузи я продавал почти год. Жилой фонд у нас в городе старый, поэтому в ванную на 2,5–3 кв. м. никому джакузи не нужны. После этого такой товар я стал продавать только по заказу — через каталоги производителей или дилеров.
- В самом начале я поставил вторым продавцом свою тёщу: жена захотела, чтобы мама была чем-то занята на пенсии. В итоге через два месяца пришлось её «увольнять». В таком деле не должны за прилавком стоять дилетанты, которые не смогут проконсультировать клиента, порекомендовать ему нужные запчасти, дополнительные товары, аналоги и так далее. Продавец должен не только знать всю номенклатуру продаваемого им товара — что, для чего и куда, но и разбираться хотя бы в базовых вещах, связанных с сантехникой. Клиент будет отрицательно реагировать на бессвязное мычание продавца.
- Я сильно надеялся на сотрудничество с местными сантехниками — думал, что они будут брать у меня продукцию для своих заказов, а я им с этого отстёгивать процент. Но такая схема особо не работала. Конкуренция росла, выбор у сантехников становился больше, поэтому они шли туда, кто мог дать им больше. В итоге общее количество сантехников в городе «размазывалось» по конкурентам, принося сущие копейки магазинам.
- Однажды ввел акцию — дополнительная гарантия от магазина на ряд товаров: от двух недель до 1 месяца. Думал, что так смогу привлечь новых клиентов. При этом я не особо расписал, на какие виды распространяется гарантия. В итоге люди возвращали товар после мелких поломок и с разными дефектами, даже заводскими.
- В начале я не особо ориентировался на низкомаржинальный товар — расходники: всякие прокладки, уплотнители, шланги для подключения бытовой техники, сифоны и прочее. Да, они приносят маленькие прибыли за проданную единицу, но в массовых продажах с них выходит нормальная прибыль. У меня было в районе 17–22 тысяч ежемесячно. Главное — иметь большие запасы этого товара. Потому что за этим товаром к вам чаще всего будут приходить клиенты, которым можно продать дополнительный товар, вручить карту со скидкой, рассказать про акции и так далее.
Спасибо, что дочитали статью до конца.
Если интересно узнавать изнанку разных бизнесов и профессий, подписывайся на мой Телеграм-канал — здесь я публикую реальные истории людей, разбираю бизнесы и собираю много полезной информации для предпринимателей и фрилансеров.
столкнулся, что на всю мелочевку ценник даже не Х2 а несколько больше!
вся эта эпопея затянулась не по календарному плану в месяц, а в три..
бюджет был распланирован в миллион, с крупными покупками все быстро определился.
это к тому, что сами начинайте разбираться в этом процессе! что объезжал магазинчике, везде были ляпы и навязывали такую хрень что самому пришлось объяснять продавцам за прилавком.
губит этот бизнес не профессионализм и жадность, поэтому покупатель эконом сегмента ушел в маркетплейс…
понадобилось пару лет назад купить новую камеру для велосипеда, так как в старых уже слишком много заплаток. размер 700х32с, не сказать, что прям уж такой эксклюзив. объехал на районе 5 вело-магазинов, нигде в наличии нет и, важно!, никто не предложил привезти завтра. заказал в озоне, получил на следующий день. больше в специализированные магазины любой специфики ездить не вижу смысла.
а потом они скулят, что маркетплейсы бизнес съели.
В озоне же есть водитель, который которого «эксплуатируют» и которому заплатят 3 рубля за каждый заказ, из 1000 позиций. Именно поэтому все дёшево. При этом, если в озоне будет 3 по 300, никого волновать не станет.дешевизна не подразуме
проверки и качества или индивидуального подхода. У вас есть только кнопка «задать вопрос» в озон.
Однако, когда касается дело: «здравствуйте подскажите пожалуйста (у консультанта в магазине)… » и бла бла на 30 минут. Если вы просите консультацию в магазине, а потом ничего не покупаете, тут магазину вдвойне печально, рассказать, показать и еще без покупки.
Однако, когда вы будете возвращать товар на маркетплейс, техподдержка озона будет выставлять вам бота, ибо оплата по заказу прошла, сервису не интересна трата времени на множество вопросов за 3 копейки.
В этом и отличие подходов, в чем сравнение некорректно.
в Озон возвращал товары множество раз без всяких проблем.
вообще говоря, разница между возвратом товара в мелкий магазин, типа Строитель у дома и возврата в условный Леруа — колоссальная. в Леруа это будет четкая и быстрая процедура по регламенту, а в Строителе долгое мытарство, где никто не хочет оформлять возврат, не понимает что делать и подозревает в тебе «врага народа».
То есть, изначально, у вас не было ничего своего, только деньги. Итог — побеждает тот, у кого их больше. А у крупных сетей их всегда больше, но они никогда и ничего не делают мелкими партиями. Именно на этом должны выезжать подобные перепродавцы. Вы остановились на перепродаже. Нужно было не второй магазин открывать, а небольшое производство под местные нужды. И было бы вам счастье, наверное… если это всё происходило не в моногороде, в противном случае и это бы не помогло.
Вот же потребительский терроризм!!! Вздумали возвращать товары с заводскими дефектами, гады!!!
так что не грусти, что у тебя не было сети из 2 магазинов, ты бы просто закрыл сразу 2 магазина)
а так хоть дом и дача остались!
При этом смесители Grohe(например), ванну Делафон я, разумеется, беру по распродажам в других местах, обычно заранее.
Те-же смесители или миксер какой… Я ж руками верчу в магазине чтоб понять как я его каждый день в руке чувствовать буду…