Блог им. Geli
Арест председателя совета директоров ТГК-14 Константина Люльчева стал закономерным финалом многолетней истории злоупотреблений в энергетической компании и дал надежду на системные изменения. Главный вопрос – успеют ли власти и новые управленцы предотвратить коллапс к зиме 2025 года и провести ранее запланированные работы по модернизации основного оборудования.
Ситуация, которая годами вызывала возмущение жителей Бурятии и Забайкалья, наконец получила правовую оценку – правда, пока только в виде задержания Люльчева и еще одного собственника с говорящей фамилией Мясник. Анализ событий показывает, что к такому развитию событий вела цепочка системных нарушений в течении многих лет.
Еще в 2022 году в адрес руководства ТГК-14 начали поступать многочисленные жалобы от потребителей. Основные претензии касались необоснованного роста тарифов при одновременном ухудшении качества услуг. В 2023 году антимонопольная служба зафиксировала факты завышения стоимости тепловой энергии на 15-20%. Параллельно в компании проводились массовые сокращения ключевого персонала — только за 2023 год было уволено около 30% инженерно-технических работников. Увольнения и сокращения продолжились в 2024-ом. Финансовые махинации стали очевидны после проверки Счетной палаты в начале 2024 года. Выяснилось, что средства, выделенные на модернизацию оборудования, использовались неэффективно.
Весной 2025 года ситуация обострилась — прокуратура Бурятии в мае выявила системные нарушения в подготовке к отопительному сезону. Надзорное ведомство направило предостережения директору «Генерации Бурятии» (филиал ТГК-14) и ответственному чиновнику мэрии Улан-Удэ за срывы ремонтов на ключевых объектах: ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 и котельной «Юго-Западная».
Дальнейшее развитие событий может пойти по нескольким направлениям. Во-первых, вероятно расширение круга обвиняемых – сейчас под подозрением находятся несколько топ-менеджеров ТГК-14. Во-вторых, предстоит масштабная инвентаризация активов компании для возврата возможно похищенных средств. В-третьих, потребуется срочная программа стабилизации работы предприятия перед отопительным сезоном.В самой компании постановку таких вопросов прогнозировали. Неслучайно поэтому почти сразу после задержания Люльчева там выступили с заявлением, что «ПАО «ТГК – 14» работает в привычном оперативном режиме» и что «на ближайшее время запланировано первое заседание нового состава Совета Директоров компании и рассмотрение ежегодного плана работ». Также в ТГК-14 добавили, что «средства от текущего размещения... будут направлены на программы модернизации и строительство новых мощностей по проекту КОМ НГО; ход строительства и выполнение инвестиционной программы идет по плану».
Ситуация с ТГК-14 стала показательным примером того, как безответственное руководство может поставить под угрозу жизненно важную для региона инфраструктуру. Теперь главная задача — не только выявить и наказать виновных, но и восстановить нормальную работу теплоснабжающего предприятия, от которого зависят сотни тысяч жителей Бурятии и Забайкалья.Арест Константина Люльчева вселил надежду на позитивные изменения в деятельности ТГК-14 — МК Улан-Удэ
По данным ТГК-14 на 10 апреля 2025 года, 79,28% акций компании принадлежит АО «Дальневосточная управляющая компания» (ДУК), остальной частью владеют различные физлица и юрлица (в том числе free float). Совладельцами ДУК, по данным ТГК-14, являются бывший глава департамента корпоративных финансов РЖД — экс-гендиректор ООО «Синара-Шкода» Люльчев (78%) и Виктор Мясник (22%). Последний в 2015-2017 годах был гендиректором ТГК-14, затем его назначили руководителем дирекции капитального ремонта и реконструкции объектов электрификации и электроснабжения железных дорог — филиала ОАО «РЖД».
По предварительным данным, Константин Люльчев высказывал резкое недовольство действиями оперативников и следователей, которые объявили ему о задержании на 48 часов по подозрению в совершении преступлений, и даже назвал происходящее «рейдерским захватом».