Блог им. Evgenome
Businessmens.ru представил рейтинг самых популярных франшиз 2025 года. По итогам 2024 года в лидерах Rostic’s, Wildberries и «Пятёрочка». В количественном выражении популярность франшиз увеличилась за год на 43%, но темп роста снизился и в обозримом будущем тенденция сохранится. Внимание покупателей начало смещаться с недорогих франшиз на крупные бренды и дорогие модели бизнеса. Средний уровень вложений растёт. Популярность вновь приобретают полноформатные кофейни и рестораны.
Рейтинг популярности франшиз от Businessmens.ru — ежегодное исследование изменений на рынке российского франчайзинга. Формируется он на основе данных из открытых источников, СМИ и официальной статистики брендов, учитывает количество новых точек и представительств, запущенных по франшизе, объём необходимых вложений, сроки окупаемости, динамику роста компаний за прошедший год и другие факторы.
В этом году несмотря на новостной фон и перипетии в управлении, первое место среди российских франшиз заняла Wildberries, увеличившая за 2024 год свою сеть сразу на 60%. Активность маркетплейса отмечается каждый год, компания всегда попадает в топ-10, но первую строчку рейтинга занимала в последний раз в 2021 году.
На второе место вышел бренд Rostic’s. Компания ещё в 2023 году заявляла о глобальных планах развития, потом выкупила мастер-франчайзи ушедшей KFC. И судя по достижениям и планам, фирма уже сейчас выглядит претендентом на первое место в рейтинге следующего года: цель — открыть 650 новых точек в течение четырёх лет.
Третье место у Пятёрочки. Продовольственный ритейлер — один из завсегдатаев рейтинга. Сеть с 2021 года всегда была в топ-3 и лишь в прошлогоднем топе замыкала десятку.
В 2024 году компания открыла по франшизе 172 магазина и снова добралась до тройки лидеров. В этом году в десятке лидеров заметные изменения. Из стабильных «старичков» на пятом месте «Додо Пицца», а на шестом — Ozon. На четвёртое место вырвалась ресторанная сеть Pro.Хинкали. Что интересно, это полностью франшизный проект, у компании нет собственных точек, но в ресторанном опыте Novikov Group сомневаться не приходится. С пятнадцатого места в прошлом рейтинге на седьмое поднялась франшиза агентства недвижимости «Самолёт Плюс».
С четырнадцатого на восьмое — сеть магазинов косметики и товаров для дома «Улыбка Радуги». На девятом месте оказался новичок рейтинга и ещё один проект X5Retail Group — магазины «Около». В отличие от «Пятёрочки», бренд работает по прямому франчайзингу. Сеть к концу прошлого года перешагнула отметку в 1000 точек. Замыкает топ-10 ещё один новичок рейтинга из числа крупных игроков – франшиза продуктового даркстора «Яндекс.Лавка».
Нынешний рейтинг показал интересную тенденцию: дешёвые франшизы начали уступать дорогим. Сейчас средние вложения в открытие бизнеса по франшизам из ТОП-30 рейтинга Businessmens.ru составляет 12,3 млн рублей. В прошлом году этот показатель был на уровне в 6,4 млн рублей.
Причин может быть несколько: отказ начинающих предпринимателей с малым бюджетом от бизнеса из-за изменений в мировой экономике и активность крупных брендов, связанная с тем, что именно их модели наиболее стабильны в сложное время.
1.Wildberries (+7)
2. Rostic’s (new)
3. Пятёрочка (+6)
4. Pro.Хинкали (new)
5. Додо Пицца (-1)
6. Ozon (-3)
7. Самолёт Плюс (+7)
8. Улыбка Радуги (+5)
9. Около (new)
10. Яндекс.Лавка (new)
Возвращают популярность полноформатные кофейни. В предыдущие несколько лет каждый рейтинг отмечался большим количеством франшиз кофейного вендинга. Сейчас в топ-35 попали сразу две полноформатные кофейни — Cofix, Surf Coffee, а весь вендинг расположился только после четвертого десятка. Это подтверждает вывод о снижении популярности дешёвых франшиз.
По-прежнему популярны пункты выдачи заказов. Это связано с активностью крупных компаний, задача которых покрыть максимальную долю рынка и не уступить в количестве ПВЗ конкурентам. В топ-25 вошли все три бренда — WB, Ozon и Яндекс.Маркет, а также франшиза логистического ПВЗ от CDEK.
Активностью в этот раз отличились франшизы дорогих рестораны и кафе. Помимо Pro.Хинкали, в топ-30 рейтинга попали «Мидийное место», «Горыныч», Chiko и «Старик Хинкалыч» с вложениями от 14 до 80 млн рублей. А также франшизы продуктовых магазинов и магазинов с товарами ежедневного потребления, в том числе по фиксированным ценам и дискаунтеры.
Помимо «Пятёрочки» и «Улыбки радуги», в топ-25 можно найти «Домашкино», сети «Авокадо» и «Малинка», «Магазин Постоянных Распродаж», магазин фиксированных цен One Price. Популярность этих категорий объясняется как раз потребностью в бизнес-моделях со стабильным спросом и рассчитанных на массовую аудиторию. Уровень вложений у всех перечисленных франшиз — от 5 до 15 млн рублей.
По итогам 2024 года рынок франчайзинга в России нарастил обороты по сравнению с 2023 годом. Согласно внутренней аналитике количества заявок на франшизы каталога Businessmens.ru, с января по декабрь 2024 года пришло на 43% больше запросов, чем за аналогичный период 2023 года. Но темпы увеличения спроса снизились (в прошлом периоде показатель составлял 57,7%). И также окончательно проявилась сезонность, характерная для франчайзинга в стабильное время: низкий сезон в мае-июле, пик спроса в ноябре-январе. Это свидетельствует о стабилизации рынка.
На франшизы дороже 1 млн рублей в 2024 году пришлось только 29,5% спроса в каталоге. Но постепенно повышается уровень заинтересованности покупателей в моделях дороже 6 млн рублей. В 2024 году доля таких заявок составила 3,8%, в то время как два года назад она не превышала 2,9%. На самые дешёвые франшизы с инвестициями до 300 тыс. рублей по-прежнему самый высокий спрос (37,9% заявок), но тренд на снижение их доли продолжается. И результаты этого тренда уже заметны в итогах рейтинга франшиз, показавшего увеличение средней суммы вложений в топ-100.
На Москву и Санкт-Петербург по статистике Businessmens в 2024 году пришлось 36,2% всех заявок. 19,9% — на столицы регионов РФ, а также на Минск и Алматы. Женщины за 12 месяцев 2024 года оставили больше заявок на франшизы, чем мужчины. Доля их интереса увеличилась до 50,5%, хотя раньше до этого показателя не доходила. Больше всего франшизами интересовались предприниматели от 22 до 34 лет — 34,7%. На возраст 35-44 года пришлось 27,3% оставленных заявок.
Общепит
Интерес к франшизам общепита увеличился (год к году) на 44%. Внутри сферы заметно прибавили франшизы пекарен (увеличение количества заявок на 62,4%). Рестораны и кафе прибавили 48,4%, стритфуд увеличился на 61,7%. Всё это нашло отражение в итогах рейтинга: в топ-50 попали сразу три бренда пекарен –Franch Bakery Sedelice, «Настоящая Пекарня» и «Хлебник», бренд уличного фастфуда «ЧебуреМи» и большое количество ресторанных франшиз.
Услуги
Франшизы услуг выросли по запросам на 37,2%. Люди интересовались туристическим бизнесом (+121% к 2023 году), финансовым и юридическим бизнесом (+59%). А вот к сфере доставки и грузоперевозок интерес упал (-21,5%), как и к пунктам выдачи заказов (-23,1%), что, впрочем, не помешало гигантам индустрии продолжить покорение городов и обосноваться в десятке лучших франшиз.
Торговля
Зарабатывать на продаже товаров в этот раз хотело на 39% больше людей, чем годом ранее. Интерес аудитории поднялся к франшизам в сфере интернет-торговли (+124% за год). Связано это с тем, что самостоятельно становиться селлером на маркетплейсах с каждым годом становится труднее. Но больше всего прибавили в темпах роста франшизы автомобильных товаров. Количество заявок в категории увеличилось сразу на 189%. А вот магазины гаджетов сбавили темпы (-31,3%), как и магазины одежды и белья (-35,3%).
Российский франчайзинг в ближайшие 1-2 года ожидают:

