Блог им. spydell-telegram
Почти 40 трлн руб корпоративных кредитов имеют плавающую или переменную ставку и значительная часть (свыше 91.4%) от этого объема напрямую привязана к ключевой ставке Банка России, остальная часть прямо или косвенно привязана к бенчмаркам денежного рынка и как следствие к КС ЦБ.
Необходимо учитывать, что кредитный договор учитывает ключевую ставку ЦБ + дополнительный балансирующий коэффициент, привязанный к качеству и типу заемщика. Для крупных и надежных заемщиков обычно КС + 2-3%, а для заемщиков с высоким кредитным риском конечные ставки могут быть КС+ 6-10%.
В начале 2024 только 49% кредитов были по плавающим ставкам, а с момента начала цикла ужесточения ДКП (с авг.23) было «лишь» 45.8% кредитов с переменными ставками, для сравнения, в 2019 – 30.1%, в 2020 – 34.2%, в 2021 – 37.8%, в 2022 – 41.3%, в 2023 – 46.4%.
Фиксированные ставки обеспечивают стабильность и предсказуемость платежей, не требуют создания финансовых резервов для покрытия возможного роста ставок и по своей сути менее рискованные, т.к. не предполагают хэджирования процентных рисков и как следствие – будущий денежный поток прогнозируем в момент подписания кредитного договора.
Плавающие ставки выгоднее в цикле смягчения ДКП, а учитывая очень быстрый рост доли кредитов с плавающими ставками, российский бизнес с самого начала цикла ужесточения (с авг.23) ожидал скорого снижения ставок, которое все никак не происходит и конца этому пока не видно. Скорее даже наоборот – риск ужесточения преобладает.
Но даже по фиксированным ставкам конверсия рыночных условий в конечные ставки очень быстрая – в пределах 1-2 месяцев, никаких промедлений.
В этом аспекте, бизнес уже загружен по ставкам сильно выше 20% годовых и в отличие от начала 2025 или мар.22, никаких проекций смягчения ДКП не просматривается.