РБК
сообщяет, что за несколько месяцев до выборов в Государственную думу занимающаяся информационным аудитом компания «Группа 808» опубликовала рейтинг членов правительства, так или иначе упоминаемых в связи с темой коррупции. Речь идет о министрах, входящих в хозяйственно-экономический блок правительства.
МЕТОДОЛОГИЯ
Поле исследования: выходящие в Москве общественно-политические печатные СМИ (газеты, журналы), доступные для поиска в фондах электронной библиотеки «Паблик.Ru». Сужение поля исследования до центральных печатных СМИ позволяет получить наиболее контрастную картину ситуации. Несмотря на заметную стагнацию, центральная пресса (печатные СМИ) пока продолжает оставаться не только ключевым поставщиком оригинального аналитического контента, но и основной площадкой для заочных пикировок и «обмена сигналами» между участниками политического процесса.
Актуальность: Страна входит в очередной избирательный цикл. Репутация членов правительства, возглавляемого лидером «Единой России», — фактор, способный оказать серьезное, а, возможно, и определяющее влияние на ход выборной кампании. Также очевидным является и то, что одним из главных лозунгов грядущей кампании станет борьба с коррупцией. Сложение двух этих факторов на выходе может обернуться традиционным предвыборным ходом — отставкой непопулярного министра. Настоящее исследование позволяет получить наглядное представление о том, кто именно из представителей хозяйственно-экономического блока на текущий момент времени оказывает наиболее негативное влияние на образ Правительства РФ во главе с В.Путиным, и, соответственно, входит в «группу риска».
Инструментарий: Использовались методы качественного и количественного (медиастатистического) анализа информационного поля, предполагающие использование возможностей современных поисковых систем и баз данных.
Исследование состоит из трех основных частей. В первой части приводятся сводные медиастатистические данные по упоминаемости всех исследуемых персон в контексте коррупции. Характер упоминания конкретной персоны в контексте коррупции на данном этапе не учитывается, т.е. персоны сопоставляются исключительно по частоте их упоминания в коррупционном контексте как таковом. В первую очередь это:
Упоминания о признаках коррупции в действиях персоны, намеки или прямые обвинения в коррупции или отсутствии усилий по противодействию ей;
Упоминания в одном документе персоны и сферы ответственности персоны в контексте коррупции (материалы, рассказывающие о коррупции в определенной сфере, но персона, эту сферу курирующая, в документе фигурирует лишь косвенно);
Заявления самой исследуемой персоны о «борьбе с коррупцией» в ее сфере ответственности или упоминания об инициативах персоны на ниве борьбы с коррупцией.
Дополнительно замеряются упоминания в контексте «борьбы с коррупцией». Это позволяет, хотя и с некоторой долей погрешности, увидеть соотношение материалов, в которых указывается на проблему, и материалов в которых содержится упоминание о противодействии коррупции.
Во второй части на основе детального контент-анализа публикаций дается развернутое описание тематической структуры упоминаний лидеров рейтинга (топ-5).
В третьей части кратко излагаются особенности упоминаний в контексте коррупции министров, не попавших в «топ-5».
Следует отметить, что при подготовке диаграмм, отражающих тематическую структуру упоминаний персоны в контексте коррупции, деление медийного потока на темы носило условный характер и имело единственной своей целью выделение наиболее характерных особенностей позиционирования персоны в СМИ.
Абсолютным лидером рейтинга стал вице-премьер Алексей Кудрин, который существенно опередил остальных министров как по общей частоте упоминаний в контексте коррупционной проблематики, так и по частоте упоминаний в контексте борьбы с коррупцией.
Причиной этого стали в том числе и антикоррупционные высказывания министра финансов на коллегии Федерального казначейства и Красноярском экономическом форуме весной этого года. Еще одним резонансным сюжетом, связанным с антикоррупционными инициативами, стал отказ Минфина согласовывать разработанный Госкомитетом РФ по делам молодежи проект федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2011-2015 годы. А.Кудрин заявил, что программа стоимостью почти 23 млрд рублей повторяет уже работающие ФЦП.
Среди других упоминаний А.Кудрина в свете обсуждения коррупции называется интерес министра к делу своего заместителя Сергея Сторчака, которого он поддерживал на протяжении всего следствия и объяснял уголовное преследование интригами против себя самого.
Материалы, содержащие прямые или косвенные указания на личный коррупционный интерес А.Кудрина, носят единичный характер. Их большая часть приходится на издания левопатриотического толка.
На втором месте по числу упоминаний – министр транспорта Игорь Левитин, который, как указывает одно из изданий, «возглавляя самое коррумпированное ведомство в стране», по последней декларации зарабатывает в год более 21,59 млн рублей и входит в тройку богатейших федеральных чиновников страны.
На этом фоне в СМИ циркулировал тезис о неспособности Минтранса под руководством И.Левитина эффективно решать задачи, стоящие перед транспортной отраслью, и урегулировать возникающие конфликты.
«Воровство в дорожной отрасли» стало широко распространенным медийным клише. «Утверждение о высоком уровне коррупции в дорожном строительстве и крайне низкой эффективности нынешней системы финансирования дорожных работ зачастую подается как аксиома, не требующая дополнительных доказательств, что соответствующим образом отражается на имидже Минтранса и его руководства», — говорится в докладе.
Помимо заявлений о неспособности ведомства решать поставленные перед ним задачи, имиджу И.Левитина повредили обвинения защитников «Химкинского леса», утверждавших о личной заинтересованности министра в строительстве трассы Москва – Санкт-Петербург, а также коллапс на Ленинградском шоссе в июне 2010 года, который также связывали с именем министра. Не обошлось и без косвенных упоминаний коррупционной составляющей во время обсуждения теракта в аэропорту Домодедово.
Идеологическим стержнем развернутой кампании стали получившие широкое распространение в СМИ результаты исследования российского представительства Transparensy International-R. Эксперты организации пришли к выводу, что основной причиной выбора нынешнего варианта трассы может быть «конфликт интересов» в руководстве Минтранса: министр И.Левитин одновременно является председателем совета директоров аэропорта Шереметьево, а следовательно, может быть заинтересован в том, чтобы дорога шла к аэропорту, то есть по маршруту через Химкинский лес.
С личной заинтересованностью И.Левитина также связывался резонансный коллапс на Ленинградке в июне 2010 года. В ряде СМИ выдвигалась версия о том, что спровоцировавший гигантские пробки ремонт Октябрьского путепровода был организован специально к приезду делегации ЕБРР, от чьего решения зависело финансирование новой трассы через Химкинский лес.
На третьем месте по числу упоминаний в контексте коррупции находится
министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова. Ее ведомство также входит в число ведомств, четко ассоциируемых с проблемой коррупции.
Широкий резонанс вызвало выступление главного детского хирурга Леонида Рошаля на Всероссийском форуме медицинских работников с критикой политики Минздравсоцразвития. В своей речи врач перечислил главные, на его взгляд, болевые точки системы отечественного здравоохранения: недостаточное финансирование и коррупция, закрытие больниц и сокращение коек, нехватка медицинских кадров, низкие зарплаты персонала, недоработка законов и отсутствие концепции развития здравоохранения. Кроме того, Л.Рошаль заявил о неэффективном использовании средств нацпроекта «Здоровье» и выразил опасение по поводу возможности «распила» 460 млрд рублей, выделяемых на медицинскую реформу в 2011 году.
Много обсуждались масштабные махинации вокруг закупки компьютерных томографов. Доклады на эту тему спровоцировали появление слухов об «ослаблении аппаратных позиций» Т.Голиковой, а также ряд публикаций, в которых продвигался тезис о непосредственной причастности министра к расхищению средств, выделенных на приобретение медицинской техники.
Среди других материалов – обвинения в адрес министра в связи с якобы имевшим место лоббированием интересов компании «Фармстандарт», извлекающей многомиллионные прибыли из торговли лекарствами (терпинкод, коделак и пенталгин), которые используются для приготовления наркотика (дезоморфин, «крокодил»). С обвинениями в адрес Т.Голиковой выступали журналистка Юлия Латынина, политолог Станислав Белковский.
В топ-5 самых упоминаемых в связи с коррупцией министров также вошли глава Минспорттуризма
Виталий Мутко, а также министр образования Андрей Фурсенко.
подробнее здесь.
есть подписка на разделы
статьи, цитаты
рынок
навстречу успеху
а публиковать система не даёт (нет в меню).
2. Источник информации мягко говоря не очень авторитетный, мне думается. Группа какая-то 808, информационный аудит… они писали бы честно — погуглили и нарыли столько то ссылок, а то важности то напустили!
3. И про личную заинтересованность одни домыслы. Я конечно не исключаю на уровне министров личную коррупцию, но надо фактами тут оперировать.
4. Я бы добавил Нургалиева. Он пока не показал способность реформировать МВД — наверно самое коррумпированное ведомство.
вот ссылка РБК top.rbc.ru/economics/14/07/2011/605576.shtml
а вот полная версиия
g808.ru/text.php?sText=min_corr
От бляха муха.
Я скоро один останусь, кто верит в президента и премьера. В то, что они работают не покладая рук, как рабы на галерах на благо любимой Родины. Уже и РБК против…
Вы убиваете во мне веру в человечество. Эх, Александр.
Хотя название у статьи РБК все же чисто провакационное, не соответствующее истине и хороший повод подать в суд за клевету. Ведь речь идет не о рейтинге коррупционеров, а о рейтинге частоты упоминаний в прессе в контексте борьбы с коррупцией, а это не одно и то же.