Блог им. InvestView

ВУШ: смогут ли самокатчики обогнать рынок 

ВУШ: смогут ли самокатчики обогнать рынок 

Предыдущие разборы: 
КарМани   t.me/invview/1067
Магнит — https://t.me/invview/1011

📍Рассчитанная справедливая стоимость и сама модель традиционно в конце обзора.


ВУШ— технологический и операционный лидер на рынке шеринга индивидуальной мобильности в России и СНГ.

Компания была основана 5 лет назад и за этот короткий промежуток времени ей удалось пройти путь от небольшого стартапа до лидера кикшеринга в России. Сейчас действительно сложно встретить человека, который не слышал бы об этой компании хоть что-то. Помимо непосредственно кикшеринга компания создала глобальную платформу, собственные приложения и инфраструктуру для организации аренды самокатов в городах России.

Темпы роста ВУШ впечатляют. В 2018-2019 годах компания насчитывала 1300 самокатов, работала в 4 городах России (в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи и Новосибирске) и имела выручку порядка 69 млн руб. В 2023 году количество самокатов выросло до 149.9 тыс. устройств, география расширена до 55 городов, а ежегодная выручка приблизилась к 10.7 млрд руб.

Помимо всего прочего, ВУШ – единственная компания, которая специализируется на кикшеринге целиком. Ближайшие конкуренты – Яндекс GO и Юрент принадлежат крупным компаниям (Яндексу и МТС соответственно) и бизнес, связанный с арендой индивидуальных средств мобильности, является лишь малой долей деятельности корпораций. Для ВУШ его такая позиция является одновременно и преимуществом и недостатком.

В конце 2022 года компания провела IPO, в ходе которого привлекла 2.1 млрд руб. Эта сумма оказалась сильно меньше той, что планировали акционеры, цены акций на размещении были зафиксированы по самому низкому диапазону ценовой границы. Возможно, тогда инвесторы опасались таких вложений в «молодежные стартапы», сейчас же ситуация в корне поменялась.

Темпы роста компании стали «красной тряпкой» для инвесторов, желающих заработать на бурно развивающихся IT компаниях. У ВУШа амбициозные планы и большие перспективы на будущее, о которых мы поговорим дальше.

ВУШ: смогут ли самокатчики обогнать рынок 

Начать разговор стоит с российского рынка кикшеринга. Растущая потребность в эффективной мобильности, особенно в крупных городах, обеспечивает стабильный рост индустрии в целом. Все больше и больше людей вместо общественного транспорта предпочитают использовать самокаты (и другие средства индивидуальной мобильности) на короткие дистанции (менее 8 км). Доля ВУШ на этом рынке составляет более 50% и компания намерена и дальше удерживать такие впечатляющие позиции. Прогнознозная оценка российского рынка к 2028 году может увеличиться на 450% и составить порядка 115 млрд руб. 

Анализ и оценка справедливой стоимости компании

Прежде чем приступить к разговору о справедливой стоимости акций компании следует обратить внимание на операционные результаты и их прогноз. В первые годы деятельности компания кратно увеличивала объем флота за счет увеличения концентрации и площади присутствия в городах, а так же за счет расширения географии. Предполагаю, что в будущем этот показатель будет сглаживаться сильнее и сильнее. Однако, на ближайшие годы планы у компании все же большие, поэтому рост флота будет присутствовать.

Примерно такими же темпами будет расти и количество поездок. С их прогнозом несколько сложнее. Рост со временем также должен замедляться, но тут влияние уже могут оказывать конкуренты. Какую долю на рынке кикшеринга будет занимать ВУШ во многом будет зависеть от стратегии компании и действий конкурентов. Предполагаю, что на ближайшие годы баланс сохранится на прежнем уровне. 

ВУШ: смогут ли самокатчики обогнать рынок 

Выручка компании будет складываться из количества поездок и ее средней стоимости. Средняя стоимость поездки в 2019-2020 году составляла в районе 200 руб. и постоянно снижалась вплоть до 2024 года. Причины этого заключалась в том, что раньше самокаты воспринимались как развлечение и транспортного средства «на раз». Сейчас это полноценный общественный транспорт и тариф на него более менее стабильный. Предполагаю, что средняя стоимость поездки будет сохраняться на уровне 90-95 руб. и не будет иметь тренд на снижение за счет роста количества поездок, расширение географии и наличия полноценной конкуренции на рынке. Основные драйверы для роста выручки — рост флота и количества поездок. 

ВУШ: смогут ли самокатчики обогнать рынок 

Все выглядит хорошо и перспективно, но есть один очень важный нюанс — налоги. Сейчас компания является резидентом Сколково, а значит освобождена от уплаты НДС и налога на прибыль. Компания гарантировано начнет выплачивать 5% налога на прибыль с 2025 года, а с 2030 года льготы и вовсе могут закончиться. Они могут закончиться и раньше, а могут даже быть доначислены за предыдущие годы, если у налоговой возникнут вопросы. Так или иначе, вопрос с налогами очень важен для бизнес-модели компании. Ведь сейчас компания во многом остается высокомаржинальной за счет отсутствия налоговой нагрузки. НДС может очень негативно повлиять на выручку компании и так с достаточно высокими тарифами. 

Вместе с тем будут расти и затраты. И основными статьями в расходах выступят замена изношенного флота, а также его обслуживание. Компания заявляет, что самокаты эксплуатируются до 5 лет. Это значит, что уже с 2025 года на компанию будет возложена необходимость обновления старого неисправного флота. В среднем стоимость самоката составляет 45 тыс. руб. На 2023 год у компании имеется 150 тыс. устройств, которые в течение следующих 5 лет должны будут быть заменены. Но не стоит забывать, что компания планирует и расширять флот тоже. С учетом замедления темпов роста флота, в целом ВУШ должен справиться с задачей по замене старого подвижного состава. Но сразу стоит отметить, что старых темпов роста не будет. 

ВУШ: смогут ли самокатчики обогнать рынок 

Учитывая все выше сказанное, предполагаю, что 2024 и 2025 годы должны стать вполне успешными для компаниями, а дальше темпы роста будут сокращаться. И такая картина в целом выглядит достаточно благоприятной и, я бы даже сказал, оптимистичной.

Стоит сделать сделать лирическое отступление и поговорить об еще одной проблеме компании — сезонность. Так сложилось, что зима в России в большинстве городов достаточно суровое время года, в которое иногда на ногах то передвигаться сложно, не то, что на самокатах. В виду всего этого, у компании II и III кварталы — прибыльны, а I и IV — убыточны. В полугодовых отчетностях это не так сильно заметно, но сезонность есть и руководство ее не отрицает.

Как с этим быть? Если вы следите за новостями, то, наверно, в курсе, что ВУШ намерен покорить рынок Южной Америки. Компания сейчас там находится в пилотном режиме и, в целом, менеджмент компании оценивает перспективы положительно. По затратам вывести самокаты на рынок ЮА не сильно дороже чем в России, опять же если судить о том, чем делится менеджмент. Но говорить о том, что рынок ЮА в ближайшее время станет «граалем» пока не стоит.

В связи с ростом трат на закупку нового флота, не только на российский рынок, но и зарубежный, сопутствующие расходы на транспортировку и прочее, можно предположить, что долговая нагрузка компании будет со временем увеличиваться.

Основные предположения, которые я делал для модели: компания продолжит увеличивать флот, но темпы роста будут замедляться от года к году, затраты будут расти, т.к. необходимо будет обновлять устаревший подвижной состав, долговая нагрузка будет также расти. Налоги взял на уровне 5% с 2025 года, но тут ситуация не простая и может ухудшится одним решением налоговой.

Исходя из FCFE, справедливая оценка получилась 330 рублей за акцию. Апсайд небольшой и составляет порядка 8%.

ВУШ: смогут ли самокатчики обогнать рынок 

Я еще ни разу не упомянул ситуацию с дивидендами. Но в случае ВУШа (как и любых бурно растущих и развивающихся компаний) они вторичны, т.к. прибыль инвесторов в основном складывается из роста цен на акции, нежели из дивидендной доходности. В 2023 году СД ВУШ принял решение не распределять чистую прибыль и не выплачивать дивиденды. К вопросу вернутся в IV квартале 2024 года. 

ВУШ: смогут ли самокатчики обогнать рынок 

Что по итогу? Читая аналитику по ВУШ, можно столкнуться с разными мнениями. Некоторые считают, что компания сильно недооценена и уже к концу года она будет стоить выше 400 рублей. Некоторые же наоборот считают, что акция должна стоить около 250 руб. Истину найти трудно, но, что однозначно можно увидеть риски бизнес-модели у ВУШа достаточно высоки. 

К основным рискам я бы отнес: возвращение к уплате налогов, затраты на регулярное обновление основных средств, рост конкуренции с крупными компаниями. Рост ВУШа в 2019-2022 годах был действительно впечатляющим, но стоит учесть, что компания пришла на пустой рынок, без конкурентов, с огромным количеством налоговых льгот и прочим. В реальности компания в будущем может столкнуться с рядом трудностей и чтобы не оказаться выкупленной Яндексом или кем-то еще, придется действовать нестандартно. Вариант с Южной Америкой достоин похвалы и внушает оптимизм. 

Сама по себе компания мне импонирует и, скорее всего, не только мне. У нее приятный и открытый менеджмент, понятная стратегия и такая честность подкупает. Но фундаментальные проблемы остаются. И пути решения хоть и просматриваются, но риски остаются достаточно высокими. 



📍Еще больше интересного в нашем телеграмм канале — t.me/invview 

★2
9 комментариев

Взгляд из погреба.

 

Я лично люблю самокаты. Нет, сам не езжу (пока что). Со времен ВОВ все ездят на автобусах/трамваях/такси или личных автомобилях. А тут новый вид транспорта, как из фильма «Назад в будущее» — бесшумный, чистый, безопасный, практичный. Да, меня, бывает, подбешивают самокатчики. Меня и школота с рюкзачками подбешивает, и собачники, и «телефонщики» и вообще все. А кого нет? Я наверняка тоже многих бешу. Такова жизнь.

 

 

Но пипл ненавидит именно самокатчиков. Тачки, стоящие под окнами (на дорогах, тротуарах, газонах, обочинах итд) по 20 часов в сутки — не бесят. Когда такая едет, от нее грязи, вони, шума — как от сотни самокатов, а опасности — как от тысячи. Но это норм. А самокаты бесят. Парадокс, но боюсь, что заклюют самокатчиков. Чтоб их встроить в городскую среду, надо потеснить пешеходов и, главное, автомобилистов. А для этого нужна, прямо, сильная воля. А вот запретить — один росчерк пера. 

avatar
Karkoon, да ты прав. идёшь по тротуару и в 20 сантиметрах почти мотоциклы по 50кг пролетают. в этом нет ничего опасного. осматриваться на тротуаре заворачивая — в этом нет ничего плохого

а если дети играют на тротуаре? бегают туда сюда? какие последствия встречи с 50кг самокатом на скорости? тесака на них не хватает конечно
avatar

Karkoon, да ты прав. идёшь по тротуару и в 20 сантиметрах почти мотоциклы по 50кг пролетают. в этом нет ничего опасного. осматриваться на тротуаре заворачивая — в этом нет ничего плохого


 

Hired, Типичный хейтер. Попробуй вытащить голову из задницы и прочесть то, что я написАл. Медленно, не торопясь. Там нет ничего похожего на «нет ничего опасного» или «нет ничего плохого». Прочти и убедись. Интересно, тебе же тоже права дали? А ты простой текст на пару абзацев понять не можешь. Типично.

 

«Опасное» и «плохое» есть во всем. Хоть в эскалаторе в метро, хоть в электрофене в ванной. Но весь звиздец — бойня, грязь, вонь — от автомобилей. Машина, даже когда стоИт, занимает места как 10-20 самокатов. А это часов 20 в сутки, да? Когда едет, то шумит, воняет, как 100 самокатов. Из-а ДТП жоповозок — постоянно, практически 100% на дачу едешь и встрянешь. А про опасность и говорить нечего. Сколько народу в ДТП гибнет, примерно, тысяч 20 в год? Это, билят, как война. А сколько из них без участия личных автомобилей? Примерно, ноль? Но зло в самокатах, да. Они "пролетают мимо в 20 см" — ужас!

avatar
Karkoon, если хоть одна машина или мотоцикл проедет по тротуару буду хейтить точно так же. пускай самокатчики едут по дороге и так же целуются с фурами, а не с пешеходами, которых ставят на измену проезжая на скорости и ощущая себя при этом выше и сильнее
avatar

Hired, машины ездят по тротуару только в путь. Если ты это не замечаешь, то либо живешь в каком-то раю, либо мозг у тебя еще хуже, чем я думал. Читаешь текст, понять не можешь, и видишь машину, допустим, отпарковывающуюся возле магазина, и тебя это не бесит

 

Меня тоже не бесило, пока дочь не родилась. А когда родилась, я вдруг осознал, что гулять с нею негде. Есть специально отведенные места, но чтоб до них дойти, надо как будто по минному полю под помбежкой перебежать. Двор — забит. Тротуар — забит. Дороги — забиты. Уже почти дошел, но возле площадки стоят автоублюдки, которые туда приехали на тачках. Они нормальные люди, но тупо у них джипы большие, и зеркала не показывают, что там сзади внизу. То есть, ребенка я должен вести за руку до места выгула. Заипись, чо. И самому еще посматривать на 8 сторон света, потому что не все, ДАЛЕКО не все нормальные. Так что ты там объясняешь про ужасных самокатчиков на тротуарах?

 

Если хотя бы каждого второго автомудака пересадить на самокат — УЖЕ МОЖНО БУДЕТ НОРМАЛЬНО ЖИТЬ. И для велодорожек место найдется и для детских площадок и для всего. А вот если убрать самокатчиков, то ни хрена не изменится. Как 10 лет назад или 20 лет назад дышали вонью и грязью, шарахались из-под колес, так и будем.

 

И, кстати, погибать будем. Я ВПОЛНЕ представляю, как гибнут под колесами. У меня супруга один раз пришла бледная, лица нет. Везла ребенка на коляске (точнее, на санках но впереди себя, как коляску), переходила через дорогу на зебре, первый ряд встал, а из второго пролетела машина в сантиметрах возле коляски. Ублюдок, скорей всего и не понял, что могло случиться. Ты же простой текст понять не можешь, смотришь в книгу, видишь фигу. И там, скорей всего, такой же (вряд ли ты глупее среднего). Сидит сейчас и хейтит самокатчиков: «на тротуарах от них некомфортно!" Если не размазалась, тварь, о какой-нибудь Богом благословенный столб, что вряд ли, увы :(

avatar
Karkoon, Karkoon, Karkoon, ладно я понял. ты за пересадку на самокаты, а я против езды по тротуару. придёться водить ребёнка среди этих несущихся самокатов со школьниками за рулём. потом посмотрим кто из нас «нежный»
avatar
В Перми их успешно придушили. Если компания не возьмётся за ум и не начнет сама бороться с нарушениями неадекватной части своих клиентов, тоже самое может произойти и в других городах, причем достаточно быстро.

Если не развивать инфраструктуру, то кикшеринг встанет. Настанет момент, когда самакатчиков начнут пиздить на улицах. Властям нужно думать, как разделить место для пешеходов и самокатчиков.

avatar

теги блога Invest View

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн