Высокодоходный бизнес в сфере строительства за пару лет стал проблемным. Это относится как к жилым, так к торговым и бизнес центрам.
Москва концентрировала в себе головные офисы российских представительств практически всех мировых брендов. По самым скромным подсчетам до ста брендов ушили полностью с российского рынка. Эта тенденция коснулась практически все сферы бизнеса. Исключением может служить, разве что, фармацевтический сектор. Тут для них золотое поле. Минимум на треть пенсий могут рассчитывать, ибо своих лекарств у нас нет. Мало коснулись политические события и не циклический сектор экономики — Макдоналдс, Пепси и проч.
Однако большая часть проектов международных компаний в России заморожена. Это связано прежде всего с невозможностью прогнозирования политической и экономической ситуации.
Несмотря на «дружеские» проекты в Китае, Иране и т.п., Россия испытывает жесткие ограничения в сфере финансирования. Без западных капиталов, концепций и опыта едва ли возможно революционное развитие. Материала для этого нет. Даже при наличии капитала, как уже понятно, невозможно создать русский «Мерседес».
Ситуация понятна, разве что, только при оценке трезвым взглядом: отток капитала; почти 100%-ная корреляция капитализации российского фондового рынка с ценами на нефть; милитаристская позиция почти всех ключевых СМИ + замалчивание важнейших проблем.
Проектируя вышеизложенное на ситуацию с коммерческой и жилой недвижимостью, становится понятно: кредиты выполняют сегодня функцию камня на шее, вместо того, чтобы быть катализатором. Даже брать кредит рискованно, не говоря о ситуации, когда долларовый кредит уже есть.
Проблемных залогов накоплено достаточно. В сети можно найти реестры залогового имущества и сравнить реализованные лоты с предлагаемыми. Как правило, реализованные даже не публикуют, поскольку их достаточно мало. Да и участие в таком аукционе сомнительно, в плане качества лотов. Очевидно, что «хорошие» объекты банки пытаются сдавать самостоятельно. И ничего бы в том плохого не было, если бы не количество объектов. Сегодня получить кредит под пустое здание, либо едва заполненное не получится.
Пружина пока сжимается. Ситуация напоминает долгий и глубокий вдох, когда легкие почти заполнены, с последующим сильнейшим выбросом на рынок миллионов квадратов неликвида.
Но не стоит спешить и потирать руки. Ценник еще долго будет на нынешних отметках. Есть еще деньги в закромах, есть арендаторы, есть доходы.
Однако уже сегодня пустующие кварталы с многоэтажками, незаполненные торговые центры и красные баннеры «Аренда» мелькают все чаще, при движении по Москве.
И это несмотря на то, что большая часть населения живет в ветхом жилье! Вроде государство как-то субсидирует ипотеку. Но при увеличении безработицы рост продаж новостроек незначительный.
Общее положение дел усугубляет реальный спад деловой активности, падение интереса инвесторов.
Многолетняя ориентация на доллар вызывает «разрыв шаблона» у большинства инвесторов: не хранить ли просто зеленые? К чему головная боль с покупкой недвижки, если доллар 100% показывает доходности?
На сегодня ситуация сложная, поэтому хорошие горячие проекты концентрируют вокруг себя среду конкуренции, что, в целом, может стать основой для рождения слоя эффективных инвесторов и бизнесменов.
Больше про недвижимость в России: the-property.pro
Мой последний день в агентстве недвижимости. Год эдак 2005-й, что ли.
Подъем: 6 утра.
Зарядка. Нах*й. Сигарета, кофе, туалет (личный и по-большому).
Жрать неохота, а на работе ждет неиллюзорный п*ц: закосячил сделку на лям. Настроение прескверное. Начальник — Иуда! Сожрет вместе с г*ном, потому не очень старался в уборной, чтоб ему поболее досталось.
Метро. Галимая толпа подонков! Вот распевали мне на собеседовании: за полгода — машина! Ага. Сиги стреляю через день.
Словом на душе полный алес. Развития никакого. Денег — Zero! Родители пишут: «Москва! Богатей там!» Хе-хе, богатей. Человек человеку Wow, как писал Пелевин. Метро выплевывает на мерзкой станции «Текстильщики». Там уже концентрируются в группы областные с электрички и лезут под землю. До чего тупо все: толпа вниз по эскалатору, толпа вверх.
Живот запросил жрачки. Беляш — самое то! Как раз на него деньги остались. Лучок проваренный с серой массой и чесноком. Нямка!