На прошлой неделе инвесторы вздохнули с облегчением после того, как российское правительство выплатило проценты по своему внешнему долгу в размере 117 миллионов долларов. Но гораздо более крупный платеж должен быть выплачен 4 апреля — в размере 2,2 миллиарда долларов, — и кредиторы гораздо менее оптимистичны в отношении того, что на этот раз Россия выложит деньги.
«Последний платеж был небольшой инвестицией в доверие, но когда Россия должна начать выписывать чеки на миллиарды долларов, это другой расчет», — сказал The Post Джей Ньюман, бывший управляющий портфелем Elliott Management и автор книги «Undermoney». «Я не думаю, что Россия предложит 2,2 миллиарда долларов.
Выплата по облигациям на прошлой неделе вызвала панику у инвесторов, поскольку было неясно, сможет ли центральный банк России использовать свой замороженный резерв в долларах США для осуществления платежа, и будут ли банки США сотрудничать со страной для перевода денег. Также возник спор о том, может ли Россия погасить долг в собственной валюте. Минфин России настаивал на том, что страна может платить в рублях RUBUSD, 5.99% но люди, знакомые с контрактом, говорят, что он должен быть оплачен в долларах.
По некоторым более мелким платежам Россия может платить в рублях. Но в отношении предыдущих выплат в размере 117 миллионов долларов и предстоящих выплат в размере 2,2 миллиарда долларов условия предусматривают, что Россия должна платить в долларах США.
Россия прошла в последний раз. Но эксперты по долгам мрачно смотрят на то, что будет дальше. Эти люди говорят The Post, что они не думают, что способность и готовность России обслуживать свои предыдущие долговые обязательства что-то значат, когда речь идет о будущем, особенно потому, что в этом году России предстоит выплата долга почти на 4,8 миллиарда долларов.
А 4 апреля станет первым большим испытанием: «Два миллиарда — это настоящие деньги», — предупреждает Ньюман.
Министерство финансов США пояснило, что Россия может использовать замороженные средства для выплаты долга до 25 мая. После этого стране, вероятно, придется наскрести деньги из других источников — занимая наличные или продавая нефть таким странам, как Китай или Индия.
«Если они осуществляют платежи из средств, к которым иначе не могут получить доступ, это в основном смешные деньги», — сказал Ньюман, который потратил 15 лет на то, чтобы вернуть Аргентине долг в размере 2,4 миллиарда долларов после ее дефолта. «Но когда им приходится наскрести деньги и они предпочитают платить облигациями, а не покупать оружие и еду, это становится более трудным решением».
И это не только экономический вопрос. Некоторые эксперты опасаются, что даже если Россия сможет произвести еще один платеж, Россия может просто отказаться.
Ньюман утверждает, что жесткие санкции, введенные США, могут иметь неприятные последствия, и что лишение России возможности доступа к рынкам и мировой торговле лишает страну мотивации продолжать платить по долгам.