Европлан отчет по МСФО за I кв 2025 года: Прибыль ₽1,38 млрд (−68,6% г/г)
Авто-репост. Читать в блоге >>>
Число акций ао | 120 млн |
Номинал ао | 1 руб |
Тикер ао |
|
Капит-я | 71,9 млрд |
Выручка | 42,8 млрд |
EBITDA | – |
Прибыль | 11,9 млрд |
Дивиденд ао | 79 |
P/E | 6,0 |
P/S | 1,7 |
P/BV | 1,4 |
EV/EBITDA | – |
Див.доход ао | 13,2% |
Европлан Календарь Акционеров | |
05/06 LEAS: последний день с дивидендом 29 руб | |
07/06 LEAS: закрытие реестра по дивидендам 29 руб | |
Прошедшие события Добавить событие |
Банк России рассматривает возможность смягчения требований к резервированию по банковским кредитам лизинговым компаниям (ЛК), которые сегодня составляют до 50% от суммы займа. Это решение может стать значимым фактором оживления отрасли, где банковские кредиты формируют 60–70% фондирования.
Глава АБР Анатолий Козлачков сообщил о пересмотре нормы, по которой такие кредиты относились к третьей категории качества. Теперь, при устойчивом финансовом положении ЛК, банки смогут классифицировать их выше, снизив объем создаваемых резервов. В ЦБ уже подготовлены изменения, предполагающие исключение части ссуд ЛК из перечня «рисковых».
Участники рынка отмечают, что ранее требования резервирования были завышены и не соответствовали реальному качеству кредитов. Так, директор по работе с инвесторами «Интерлизинга» Николай Алексеев утверждает, что большинство ссуд можно отнести к первой категории. Смягчение резервов позволит снизить стоимость фондирования до 16–18% и расширить доступность кредитов не только для крупных, но и средних игроков.
Сектор: Финансовые услуги: лизинг, страхование
Последний обзор по Европлану делал 3 февраля, тогда акции стоили 719 ₽ и я ожидал сначала коррекции к 680 ₽, а от туда думал, что будет рост. По факту же сходили на 680, неделю постояли в этом диапазоне и на общем падение рынка ушли ниже. Сейчас акции Европлана торгуются по 598 ₽. Давайте посмотрим, чего ждать дальше.
📈 Основные метрики
▪️ Капитализация: 899M$
▪️ P/E — 4.86
▪️ P/S — 1.68
▪️P/B — 1.43
▪️EPS — 124.25
ℹ️ По сравнению с прошлым обзором по метрикам стало стоить ощутимо дешевле. Вышел отчет за 2024 год, который ранее не разбирал.
В первом квартале 2025 года продажи новой дорожно-строительной техники (ДСТ) в России сократились на 36,6%, составив 11,94 млрд рублей, сообщает ассоциация «Росспецмаш». В марте падение достигло 42% в годовом выражении. Особенно резкое снижение показали автокраны (–47%), трубоукладчики (–80%) и катки (–77%).
Причины кризиса — спад в жилищном строительстве (сдача жилья упала на 17%), высокая ключевая ставка ЦБ, которая мешает бизнесу инвестировать, и переполненные склады у дилеров и лизинговых компаний. Последние формируют большой рынок подержанной техники, вытесняющий спрос на новую.
Китайская техника сохраняет доминирование: 88–90% продаж приходится на импорт, в основном на XCMG, Sany, Lonking и Rippa. Продажи импортной техники тоже падают, но менее резко благодаря гибкому ценообразованию и укреплению рубля.
Совокупный сток ДСТ у лизинговых компаний оценивается в 5–7 тыс. единиц, из которых техника до трёх лет составляет основную долю. Возврат техники продолжается, но пик уже пройден.
Объем нового бизнеса лизинговых компаний в первом квартале 2025 года составил всего 85 тыс. предметов — на 30,3% меньше, чем годом ранее (122 тыс.), сообщили в Национальном рейтинговом агентстве. Это крупнейшее падение с начала восстановления отрасли. Основная причина — обвал автолизинга: в рознице спрос просел на 50%, в корпоративном сегменте — на 25%.
На спрос давят высокая ключевая ставка и резкий рост утильсбора. В результате многие компании и индивидуальные клиенты отложили обновление автопарков и реализацию инвестпроектов. Ставки выше 20% годовых делают инвестиции в оборудование и транспорт неокупаемыми, отмечают участники рынка.
Прогноз НРА на 2025 год — 390 тыс. единиц нового бизнеса (на 35% ниже февральского прогноза). В денежном выражении ожидается снижение на 28%, до 2,4 трлн рублей. Прирост лизингового портфеля замедлится с 35% в 2024 году до 12% в 2025-м, составив около 15 трлн рублей.
Однако аналитики считают, что в случае снижения ставки ЦБ может начаться реализация отложенного спроса, особенно в сегментах транспорта, коммерческой недвижимости и такси — последнему предстоит масштабное обновление автопарка из-за законодательных требований.
Введение
Европлан — крупнейший игрок на российском рынке автолизинга — оказался в эпицентре кризиса. Высокие процентные ставки, сохраняющиеся с 2023 года, продолжают сжимать объёмы нового бизнеса, а прогнозы на 2025 год звучат всё менее оптимистично. Но именно в такие периоды акции компаний могут стать «алмазом в груде угля» для инвесторов. Стоит ли рассматривать акции Европлан как инструмент для долгосрочных инвестиций? Разбираемся в цифрах, дивидендах и скрытых рисках.
Основной раздел
1. Европлан в 2025: Жёсткие реалии высоких ставок
Первый квартал 2025 года стал для компании одним из самых сложных за последние годы. Объём нового бизнеса рухнул на 61% г/г — до 21,7 млрд руб. Это в 2,5 раза ниже показателей 1К2024 (56,1 млрд руб.) и почти вдвое — 1К2023 (41,7 млрд руб.). Причина — жёсткая денежно-кредитная политика (ДКП) ЦБ, которая «заморозила» спрос:
— Легковые авто: 8 млрд руб. (-59% г/г).
🗓 Первый квартал 2025 года стал испытанием для всего рынка автолизинга. Европлан — крупнейшая независимая лизинговая компания страны — не остался в стороне от общерыночного спада. Новый бизнес компании сократился на 61% в годовом выражении, составив 21,7 млрд рублей (с учетом НДС), что объясняется прежде всего высокой ключевой ставкой и сжатием спроса на фоне ужесточённой денежно-кредитной политики.
🤫 Однако снижение объемов не означает ухудшения работы. Наоборот, выручка компании по РСБУ выросла на 22,7%, до 16,64 млрд рублей, что говорит о высоком качестве портфеля и эффективной работе по текущим контрактам. Несмотря на рост выручки, чистая прибыль резко снизилась — до 286 млн рублей (против 2,87 млрд годом ранее). Это отражение давления макросреды, переоценки рисков и роста долговой нагрузки.
🧮 В количественном выражении компания передала в лизинг около 6 тыс. единиц техники, что на 56% меньше, чем год назад. Легковые авто принесли 8 млрд рублей, коммерческий транспорт — 10 млрд, а техника — 4 млрд. При этом растёт интерес к отечественным маркам: доля российских автомобилей в новых сделках выросла до 36%. Китайские бренды пока доминируют (45%), но уже теряют позиции.
На пороге новая торговая неделя, а у нас на обзоре операционные результаты крупнейшей российской независимой автолизинговой компании Европлан по итогам 1 квартала 2025 года. Давайте взглянем на то, как компания переживает затяжную фазу высоких процентных ставок уже в 2025 году.
📉 В 1К2025 объём нового бизнеса снизился на 61% г/г — до 21,7 млрд руб, что обусловлено продолжительной жесткой ДКП:
— легковой сегмент: 8 млрд руб (-59% г/г).
— коммерческий: 10 млрд руб (-65% г/г).
— самоходный: 4 млрд руб (-52% г/г).
*доля отечественных легковых автомобилей в лизинговых сделках выросла до 36% (+8%), а доля китайских снизилась до 45% (-6%).
Телеграм канал Фундаменталка — обзоры компаний, ключевых новостей фондового рынка РФ
Для сравнения, объём нового бизнеса за прошлые годы:
1К2023 = 41,7 млрд руб.
1К2024 = 56,1 млрд руб.
❗️ Высокая ключевая ставка существенным образом давит на рынок автолизинга, который в 1К2025 показал снижение на 39% г/г — до 218,8 млрд руб. Сам же Европлан ожидает, что весь 2025 год будет для рынка автолизинга тяжелым и представил прогноз на 2025 год.
$LEAS
Европлан находится в краткосрочно нисходящем тренде.
🕯В данный момент Актив построил две волны Эллиотта и начал строить третью волну, которая по фибо, вероятно дойдет до 193, для этого необходимо пробить сильные уровени сопротивления 525.3 и 359.5, что подтверждается графиком фибо.
✅ По фундаментальному анализу: Европлан является ключевым игроком на рынке лизинга. Однако, у актива есть высокая долговая нагрузка. Европлан зависит от рефинансирования долгов, что рискованно в условиях высоких ставок. Наличие резервов под убытки указывает на ухудшение качества портфеля. Лизинговые операции 90% это уязвимость к спаду спроса.
В данный момент актив считаю нецелесообразным к приобретению (спекулятивный актив).
Не ИИР
«Всего за три первых месяца 2025 года в лизинг было выдано 58 тысяч (41,8 тысячи новых и 16,2 тысячи подержанных) единиц автомобильной техники всех типов против 94,5 тысяч годом ранее (78,3 тысячи новых и 16,1 тысячи подержанных)», — говорится в исследовании "Газпромбанк Автолизинга" и маркетингового агентства НАПИ.
Держу достаточно большую позицию облигаций этого эмитента, поэтому внимательно слежу за его показателями.
Показатели за первый квартал 2025г. настораживают:
1. Выручка — 16 639 млн. р. (+22,7% к 1 кв. 2024 г.);
2. Себестоимость — 2 608 млн. р. (+8,3% к 1 кв. 2024г.);
3. Коммерческие расходы — 206 млн. р. (+2% к 1 кв. 2024г.);
4. Управленческие расходы — 1 420 млн. р. (+25,1% к 1 кв. 2024г.);
5. Операционная прибыль — 12 404 млн. р. (+26,4% к 1 кв. 2024г.);
6. Процентные расходы — 10 459 млн. р. (+50,8% к 1 кв. 2024г.);
7. Резерв под ожидаемые кредитные убытки — 4 930 млн. р. (рост более, чем в 7 раз к 1 кв. 2024г.);
8. Обесценение возвращенного лизингового имущества — 415 млн. р. (рост более, чем в 7 раз к 1 кв. 2024г.);
9. Чистая прибыль — 286 млн. р. (снижение в 10 раз к 1 кв. 2024г.);
10. Чистые инвестиции в лизинг за вычетом резервов — 212 236 млн. р. (-11,7% за 1 кв. 2025г.);
11. Остаток денежных средств — 20 537 млн. р. (+36,4% за 1 кв. 2025г.);
12. Долгосрочные активы к продаже — 15 868 млн. р. (+46,3% за 1 кв. 2025г.);
ЕВРОПЛАН ПРЕДСТАВИЛ ПРОГНОЗ НА 2025:
Ожидается, что в 2025 году ЧПМ составит 8,6% (снижение на 1,3 п. п. по сравнению с 2024 годом), а стоимость риска может временно достигнуть 6,3% (3,4% в 2024 году) с дальнейшей нормализацией в 2026 году. Прогноз по соотношению «затраты/доход» на 2025 год составляет около 32% (26,4% в 2024 году). Эти факторы, в совокупности, позволят компании выплатить дивиденды в размере около 10,5 млрд рублей (87,5 рублей на акцию) в 2025 году, что в настоящее время соответствует дивидендной доходности за следующие 12 месяцев около 14,5%.
Понижение компанией прогнозов на 2025 год соответствует нашим ожиданиям, поскольку высокая ключевая ставка продолжает оказывать давление на новый бизнес компании и качество лизингового портфеля. По этой причине компания ожидает, что новый бизнес сократится примерно на 50%. Мы считаем, что «Европлан» продолжит выплачивать более 50% чистой прибыли в виде дивидендов в 2025 году на фоне высоких процентных ставок и замедления роста бизнеса, поэтому в текущем году инвестиционная привлекательность «Европлана» имеет дивидендный характер. По нашим оценкам, «Европлан» торгуется с мультипликаторами 2025 года P/E 5,1x и P/BV 1,4x, которые мы считаем справедливыми уровнями.
Минпромторг утвердил порядок субсидирования лизинга промышленной робототехники: компании из новых российских регионов (ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей) смогут взять роботов в лизинг под 3%, а для остальных субъектов России ставка составит 5%. Государство компенсирует недополученные доходы лизинговым компаниям в рамках проекта «Развитие промышленной робототехники и автоматизации производства». Общий бюджет проекта до 2030 года — 350 млрд рублей.
К участию допускаются лизинговые компании, зарегистрированные в России более 10 лет, с кредитным рейтингом не ниже ruBBB+, без статуса иноагента и не получающие иные субсидии. Поддержка распространяется на ранее не использованную робототехнику с заводской гарантией, включая иностранную. Срок лизинга — от 1 до 5 лет. Субсидия компенсирует разницу между коммерческой и льготной ставкой (не выше ключевой +2 п. п.). До 2029 года планируется заключить 280 лизинговых контрактов.
Нарушение условий повлечёт финансовые санкции: за просрочку отчётности — штраф в размере 1/360 ключевой ставки от суммы субсидии за каждый день, при недостижении результатов — возврат средств в бюджет.
🧐 Удивительно, но факт — 30.04 всё же был тихонько выпущен отчёт, но об этом в праздничном угаре уже не написал, видимо, никто. Только про умеренно оптимистичные прогнозы менеджмента. Видятся даже теории заговора о заносах — ведь отчёт-то «немного» вразрез с прогнозами — но это уж ладно.
И знаете — я не раз публиковал как собственное мнение о плачевном состоянии отрасли лизинга, являющейся прокси на экономическую активность и инвестиции, так и эксклюзивные мнения прямо от участников рынка. В ответ мне сообщали, что Европлан вам не госуха, а бизнес эффективно впитывает в себя высокие ставки и хорошо держится.
🚗 Что ж, давайте проверим, так ли это — ведь у Европлана формат РСБУ достаточно информативен, в основном юридическом лице «запакован» и основной бизнес.
Итак:
⏭ Чистые инвестиции в лизинг длительностью свыше 12 месяцев на балансе сократились со 141 млрд руб. до 118 млрд руб за квартал. В 2024, 2023 годах — в первом квартале наблюдался рост объёмов, так что вряд ли спишем на сезонность. На 31 декабря 2023 года — 133 млрд руб. Неарендная компонента несущественна.
Европлан представил прогнозы на 2025 год.
Прогнозы основаны на текущих уровнях ключевой ставки, поэтому мы прогноз на снижение размера портфеля на 14% до 223,6 млрд руб.
Рост стоимости риска с 3,4% до 6,3%. Рост соотношения расходов и доходов до 32%.
Зато обещают порадовать дивидендами в этом году, по прогнозам в 2025 календарном году компания выплатит 10,5 млрд руб. (3,5 млрд руб. уже рекомендовано).
бизнес усох. акции еще нет. ждем оценку.7 от капитала. там покупаем.
По прогнозам менеджмента лизинговой компании «Европлан», размер выплаченных дивидендов в 2025 году может составить 10,5 млрд рублей (или порядка 87,5 рублей на акцию) ⚡️
«С одной стороны, по нашим прогнозам, компания продолжит демонстрировать способность генерировать высокую операционную маржу до расходов на резервы: совокупная операционная маржа оценивается в 14,8% по итогам 2025 года, которая включает чистую процентную маржу на уровне 8,6% и маржу от непроцентного дохода около 6,2%. С другой стороны, высокая ключевая ставка продолжит оказывать давление на новый бизнес и качество лизингового портфеля, поэтому мы ожидаем снижение нового бизнеса примерно на 50% в 2025 году, а стоимость риска может временно достигнуть 6,3% по итогам 2025 года с дальнейшей нормализацией в 2026 году благодаря мерам, связанным с увеличением авансов во втором полугодии 2024 года и вызреванию исторического портфеля с низкими авансами. Несмотря на все сложности, компания остается операционно эффективной, с прогнозным значением расходов к доходам около 32% в 2025 году.