ИНТЕРФАКС — Уязвимость европейского рынка газа в минувшем кризисном году проявилась в преобладании краткосрочных спотовых индексов в ценообразовании, а также во влиянии СПГ, заявила зампред «Газпрома» (MOEX: GAZP) Елена Бурмистрова в обращении к «Гайдаровскому форуму».
«В первом полугодии мы наблюдали казалось бы безнадёжное крушение рынка, а затем неожиданно сильное его восстановление. Сегодня мы можем уже судить о том, почему произошло именно так. Одним из уязвимых мест для баланса европейского газового рынка, который выявил 2020 год, стало преобладание в импортных контрактах коротких спотовых цен. Долгое время спотовые индексы называли наиболее адекватными, чуть ли не эталонным показателем, который гарантирует равноправную конкуренцию для всех участников рынка. Прошедший год показал, насколько высока их волатильность. На европейских хабах цены по контрактам „день вперед“ упали в первом полугодии примерно в пять раз, а во втором — выросли в шесть раз. Достаточно волатильными оказались и контракты „месяц вперед“, — сказала она.
»Основным дестабилизирующим рынок фактором стали спотовые поставки СПГ без пункта назначения (FOB — ИФ). Так, несмотря на уже наметившееся избыточное предложение, падение спроса и цен в первом квартале до рекордного уровня выросли объемы поставок СПГ в Европу. Весной, когда цены упали еще ниже, экспортеры СПГ продолжали приводить на рынок рекордные объемы. И лишь когда цены перестали покрывать даже операционные издержки экспорта СПГ, он фактически покинул европейский рынок. А в четвертом квартале большая часть партий СПГ ушла в Азию, где сформировалась значительная премия по отношению к европейским площадкам", — добавила Бурмистрова.
«В ноябре и декабре приток СПГ в меньших, чем ожидалось, объемах стал одной из причин роста котировок на европейских хабах. Таким образом, весной СПГ перенасытил рынок и ускорил падение СПГ в кризисный период, а во время восстановления рынка в четвергом квартале — наоборот способствовал взрывному росту цен. В обоих случаях это лишь усилило общую волатильность», — напомнила она.
«Как это часто бывает, сильные стороны СПГ в ряде случаев оказываются его же слабостями. Так СПГ может достигать самых удалённых рынков, но именно поэтому в каждый конкретный период времени его экспортеры массово стремятся туда, где продавать газ наиболее выгодно», — подчеркнула Бурмистрова.