Угроза второй волны кризиса, бегство капитала и девальвация рубля осложнили положение банковского сектора. Главная проблема — дефицит у банков наличных средств, который фактически может обернуться банкротствами. Такие прогнозы содержатся в бюллетене Центра развития Высшей школы экономики, посвященном банковской статистике.
Как пишет ведущий эксперт центра Дмитрий Мирошниченко, призрак нового кризиса бродит по России: «Девальвация, падение фондового рынка, испарившаяся из банков ликвидность — вот наиболее очевидные внешние характеристики этого призрака. Даже августовская позитивная общеэкономическая динамика не рассеивает видения нового кризиса».
Из расчетов экспертов ВШЭ, которые приводит
«Независимая газета», следует, что сейчас острота проблем финансового сектора достигла пика с мая 2006 года.
С начала 2011 года был отмечен резкий рост числа так называемых бедных банков, то есть банков с недостаточным уровнем ликвидности. Столь же резким было сокращение количества богатых банков, то есть банков, обладающих избытком ликвидности.
Другими словами, начиная с весны 2006 года никогда — ни до кризиса, ни тем более во время кризиса, когда началась активная господдержка банков, — в России не было столь резкого роста количества кредитных организаций, которые испытывают дефицит наличных средств.
Сложившаяся ситуация является прямым предвестником кризиса, ведь получается, что банки в случае массового обращения клиентов с целью снять свои средства будут не в состоянии выполнить обязательства и объявят себя банкротами.
Напомним, начиная с августа Минфин провел 14 аукционов, на которых банки могли получить доступ к рублевой наличности, необходимой им для балансирования своего финансового положения. И на всех аукционах, кроме одного, спрос банков на наличные рубли превышал предложение Минфина.
Не менее тревожна на этом фоне еще одна новость. Вчера первый зампредседателя ЦБ Алексей Улюкаев объявил, что начиная с августа в стране произошла плавная девальвация рубля, она
составила примерно 10%. И это обошлось «сравнительно небольшими тратами из резервов», банк продал около 14 млрд. долл., получив в обмен 400 млрд рублей. Сам Улюкаев назвал такую операцию стерилизацией.
По мнению многих экспертов, основными покупателями 14 млрд являются банки и нефинансовые предприятия, которые хотят снизить риски от девальвации рубля. Несмотря на то что девальвация на данном этапе приостановилась, банки все равно продолжают скупку дорогой валюты, ожидая дальнейшего снижения курса.
Директор департамента казначейства Росгосстрахбанка Дмитрий Емелин добавляет, что недавняя девальвация рубля — это следствие кризиса, а не причина. Получается, что после 2008 года так и не удалось преодолеть нестабильность финансового сектора. Центробанк, по мнению Емелина, сделает все возможное, чтобы не допустить чрезмерного ослабления национальной валюты.