Кредит МВФ может отсрочить экономический коллапс Украины, но надолго ли?
29 августа Совет директоров Международного валютного фонда рассмотрит возможность выделения Украине второго транша кредита в размере 1,4 млрд. долл. Изначально планировалось, что деньги выделят в конце июля, но нестабильная ситуация на Украине и отсутствие реформ убедили руководство МВФ повременить с очередным траншем. В Киеве уверяют, что выполнили все требования организации и готовы принять деньги, и чем скорее, тем лучше. Более того, теперь правительство просит предоставить ему сразу два кредитных транша в размере 2,2 млрд. долл. Ну, чтобы два раза не ходить.
Напомним, что двухлетняя кредитная программа stand-by в размере 17,01 млрд. долл. была одобрена Международным валютным фондом в конце апреля. Пока что Киев получил лишь один транш в размере двух миллиардов, да и тот пошел в основном на обслуживание старых кредитов.
Украинское правительство уже подготовило пакет мер, которые должны убедить МВФ продолжать кредитование. В СМИ 22 августа попали проекты документов, которые в 2015 году устанавливают «потолок» зарплаты бюджетникам, ограничивают расходы Пенсионного фонда и предусматривают сокращение работников бюджетной сферы на 3%. Все для того, чтобы ограничить расходы бюджетной сферы.
Правда, готовность выполнять требования МВФ украинская власть проявляет не во всем. Например, до сих пор не создано Антикоррупционное бюро, о котором говорили еще весной. Несмотря на то, что Верховная Рада периодически обещает рассмотреть законопроект о создании нового ведомства, до дела так и не дошло. Более того, в парламенте лежат сразу несколько проектов, которые противоречат друг другу и далеко не во всем соответствуют требованиям МВФ. А 18 августа «главная антикоррупционерка» страны
Татьяна Черновол, которая после победы майдана должна была возглавить Бюро, заявила о том, что покидает должность уполномоченной президента, так как ведомство для нее так и не создали.
Невыполнение ряда экономических требований МВФ в меморандуме правительства объясняется просто — «уникальной природой» военных расходов. «Уникальная природа» ведет к росту дефицита бюджета, падению ВВП и других показателей. Если еще в марте МВФ считал, что падение украинского ВВП составит 3%, то сейчас скорректировал цифру до 6,5%, и это не предел. В таких условиях Фонд может просто распрощаться со своими деньгами, потому что гарантии их возвращения тают с каждым днем.
Политолог Юрий Городненко считает, что в ситуации с МВФ Украина пытается банально шантажировать международную организацию. В Киеве думают, что Фонд и его западное руководство поддержат Украину, несмотря ни на что. Но моральная поддержка – это не то же самое, что поддержка финансовая.
— Украина всегда на протяжении всей своей истории занималась шантажом соседей. В частности, мы видели, как в газовом вопросе Киев постоянно шантажировал Москву поставками газа на Запад, и выбивал себе определенные преференции. Сегодня возможности шантажировать Россию отсутствуют, и единственным объектом вымогательства стал Запад. Но все такие попытки бесперспективны, так как шантажировать Запад Украине нечем. Если в информационном плане они делают ставку на то, что Запад будет смущать отказ от помощи Киеву в трудную минуту, они ошибаются.
Можно привести пример с Прибалтикой. В марте этого года президент Литвы
Даля Грибаускайте обращалась к НАТО с тем, чтобы расширить сотрудничество и разместить на территории страны базы Альянса. Страны Запада вроде бы поддержали эти предложения, но сегодня во время недавнего визита Германии
Ангела Меркель заявила, что никаких баз НАТО в Литве не будет. И самое унизительное, она объяснила это тем, что существуют договоренности с Москвой. Хотя та же Германия нарушила соглашения с Горбачевым, когда разместила базы НАТО на территории ГДР. Когда такое звучит, становится очевидным, что Германия и США, которые за ней стоят, не держат свое слово в отношении восточноевропейских союзников.
«СП»: — Но ведь если МВФ не предоставит Украине новый транш, страна окажется на грани дефолта, значит, не сможет выплачивать свои обязательства перед тем же МВФ?
— Кредиты дают для того, чтобы их возвращали. ВВП Украины обваливается, скорее всего, к концу года он рухнет на 8%. Ну кто в таких условиях дает деньги, если нет шансов получить их обратно? Запад никогда не давал деньги просто так. Проще отказаться от Украины или организовать дефолт, тем более что на фоне военных действий это ничего принципиально не изменит. Западу не нужна сильная Украина, им нужна черная дыра, неконтролируемая зона конфликта, зона бесконечной войны, которая будет идти рядом с российской границей. Это Запад вполне устраивает.
Замредактора финансового портала «Банки.ру» Семен Новопрудский настроен более оптимистично и считает, что Украина – это тот случай, когда Международный валютный фонд может закрыть глаза на экономические требования и действовать, исходя из политической целесообразности. Если МВФ не даст денег Киеву, их не даст никто, и страна окажется на пороге дефолта, который может дестабилизировать европейскую экономику.
— Почти наверняка МВФ не свернет программу кредитования, просто потому что совершенно нельзя представить, где Украина может взять недостающие 20% ВВП. Ведь 4% давал Крым и около 16% – Донецкая и Луганская области. Часть предприятий там еще работает, но уже сейчас даже по самым оптимистическим оценкам падение ВВП Украины составит от 5,5% до 7%. Это гигантский спад, сравнимый с тем, что был в Греции.
Другой вопрос, что решение о предоставлении транша, возможно, будет принято не 29 августа, а позднее, и не будет выделена четвертая часть кредита. Возможно, график сдвинется, но кредитование не будет прекращено, и второй и третий транши Киев получит. Ведь в противном случае Украина нигде не найдет другие источники заимствования, а без них просто не сможет обслуживать свои внешние обязательства, в том числе и перед МВФ. Это станет большой проблемой для всей мировой экономики, а не только для украинской.
«СП»: — МВФ представляется довольно непреклонной организацией, которая ставит перед странами-заемщиками жесткие условия. Неужели они готовы давать Украине кредиты просто «по доброте душевной», несмотря на невыполнение требований?
— Все зависит от контекста. Фонд иногда делает поправку на уровень бедности и конкретные политические обстоятельства. В истории постсоветских республик были случаи, когда МВФ выделял деньги беднейшим странам, если они были на грани экономического коллапса. Например, Киргизии в начале 90-х годов почти без условий давали кредиты на 30 лет с длительными налоговыми каникулами, чтобы у них были хотя бы какие-то деньги на поддержание своей государственности. Украина пока не в таком состоянии и не относится к беднейшим странам мира, но экономическое положение, безусловно, тяжелое.
МВФ в свое время уже приостанавливал кредитную помощь Виктору Януковичу, так как был не согласен с его экономическим курсом. Но тогда положение в стране не считалось настолько плачевным. Сейчас решение не предоставлять кредит усугубило бы как экономический, так и политический кризис на Украине. МВФ вынужден руководствоваться тем, что политические риски от не кредитования Украины гораздо выше, чем экономические риски при ее кредитовании.
«СП»: — При каких обстоятельствах Международный валютный фонд может все же свернуть кредитование Украины?
— Самая очевидная причина – это если война станет не гибридной, как ее сейчас называют, а полноценной горячей войной. В разгар боевых действий вряд ли будут предоставляться кредиты. Другое дело, что сейчас между Киевом и МВФ пойдет торг за сроки, суммы, требования и условия, на которых будет предоставлен транш.
Изначально кредитная линия на 17 млрд. долл. была рассчитана на два года. Но понятно, что сейчас двухлетний кредит выглядит, как плюс бесконечность. Что к этому времени будет со страной, совершенно непонятно. Поэтому судьба четвертого и остальных частей кредита не определена. Возможно, решающим фактором станет визит Ангелы Меркель в Киев 23 августа и встреча в Минске 26 августа президентов Украины и России, если она состоится. Вот эти события могут оказаться более важными, чем то, выполняет или не выполняет требования МВФ Украина.
«СП»: — Складывается впечатление, что, несмотря на отчаянное положение, Киев не спешит выполнять требования МВФ…
— Украинское правительство с внятным экономическим курсом может возникнуть только после выборов в Верховную Раду. Тот кабинет, что работает сейчас, будем говорить откровенно, тоже временный, переходный. Наверняка МВФ отдает себе в этом отчет. Сможет ли Киев выполнять его требования и какими они будут, зависит от того, получится ли у Порошенко сформировать полноценное правительство.
Политический эксперт Виктор Пироженко считает, что шансы Украины на получение кредита МВФ можно оценить, как 50 на 50.
— Еще в июне казалось, что транш выделят наверняка, потому что сам МВФ это проанонсировал. В июне-июле миссия Фонда обещала продолжить кредитование, но обставила это рядом условий. И теперь вопрос в том, выполнит Киев эти условия или нет. Учитывая, что затягивается война, все быстрей падает ВВП, на 17% снизился урожай зерновых, бюджет испытывает серьезные недопоступления валюты.
Единственный источник обеспечения гривны и наполнения украинской казны сегодня – это кредиты МВФ. Экспорт агропродукции, основной источник валютных поступлений, сокращается. Экономика останавливается и не работает. Киевский режим дохозяйничался до того, что сел на полное обеспечение МВФ. Если не будет кредита, экономику ждет коллапс, срыв всех социальных программ, рост безработицы и так далее.
Но вопрос, по большому счету, даже не в кредите, а в том, что нужно правильно выбирать союзников. Ни Запад, ни МВФ такими союзниками не являются. Ими могут быть только Россия и Белоруссия, те партнеры по бывшему Советскому государству, в сотрудничестве с которыми украинская экономика и работала, наши связи взаимодополняемые. Но с нынешним режимом, боюсь, рассчитывать на это не приходится.
«СП»: — Вряд ли в Киеве не понимают, что без кредита МВФ их ждет катастрофа. И, тем не менее, они не готовы выполнить даже такое элементарное требование Фонда, как создание ведомства по борьбе с коррупцией…
— Среди требований МВФ действительно есть борьба с коррупцией, но это скорее факультативно. Есть борьба с коррупцией, нет борьбы с коррупцией — это Фонд будет рассматривать в последнюю очередь. Дело в полной экономической несостоятельности Украины, ведь деньги должны быть возвращены, а риски растут. Непонятно, что давать и под какие проценты.
Что касается неспособности создать антикоррупционное ведомство, это говорит о нарастающем падении управляемости государства. Представление тех людей, которые пришли к власти, о порядке, никак не соответствуют росту экономики, благосостояния населения. Сейчас все диктуется революционной необходимостью и «борьбой с Россией». Если для этого нужно будет положить всю страну, они это сделают. Они уже сейчас на это идут – Донбасс, который кормит Украину, дает валютные поступления, разгромлен, население оттуда выдавливается. Гривну больше нечем поддерживать, кроме как валютными поступлениями...
svpressa.ru/economy/article/96080/