Индекс экономического настроения НИУ ВШЭ показал лучшие значения за весь посткризисный период
Подсчитанный специалистами Высшей школы экономики Индекс экономического настроения во II квартале 2011 года показал лучшие значения за весь посткризисный период, говорится в исследовании НИУ ВШЭ.
Сложившееся значение индекса — 103,2%. Главным двигателем названо резкое увеличение потребительской уверенности. Данный показатель продемонстрировал самые высокие темпы роста за последние пять кварталов, увеличившись по сравнению с предыдущим периодом на 4 процентных пункта до -9%.
Повышение индекса сопровождалось положительными изменениями всех пяти составляющих, включая оценку изменения личного материального положения. Хотя реальные доходы населения падают, номинальные — растут, на что накладываются привлекательные для населения потребительские кредиты, рожденные в процессе конкуренции между банками. «В итоге наблюдается изменение целевых ориентиров потребителей — от создания «стабилизационного фонда» для минимизации потерь от различного рода форс-мажорных обстоятельств до более активного приобретения товаров и услуг. Данный тезис подтверждается и сокращением доли сбережений в общем объеме доходов населения», — отмечают в НИУ ВШЭ.
Исследуя состояние дел в трех основных отраслях реального сектора экономики, авторы документа увеличили индекс предпринимательской уверенности в промышленности во II квартале и перевели его из отрицательной зоны в нейтральную. Причиной указан рост спроса.
В строительстве дела обстоят хуже: достаточно устойчивая тенденция на выход отрасли из отрицательной зоны приостановилась, индекс
упал на два процентных пункта до -9%. Основными проблемами названы значительное налоговое и инфляционное давление.
Индекс предпринимательской уверенности в розничной торговле замедлил темпы снижения и составил 4%.
При составлении отчета опрашивались руководители 4,5 тысячи промышленных предприятий, 7 тысяч строительных фирм, 4 тысяч организаций розничной торговли и 5 тысяч взрослых потребителей.
напомним.
Индекс предпринимательской уверенности в строительстве во II квартале 2011 года понизился по сравнению с I кварталом на 2 процентных пункта и составил -9%. Об этом свидетельствуют исследования НИУ ВШЭ, в котором приняли участие более 6,5 тысячи руководителей строительных компаний.
По данным исследования, такой низкий показатель, главным образом, связан с тем, что за отчетный период компании получили мало заказов. Средний уровень загрузки производственных мощностей составил 61%. При этом 9% строительных организаций использовали не более 30% имеющихся производственных мощностей, а 8% — свыше 90%. Наилучшие показатели, по данным НИУ ВШЭ, отмечены у строительных организаций Уральского, Дальневосточного и Южного федеральных округов (65%, 64% и 63% соответственно). Самое низкое значение показателя отмечалось в Приволжском федеральном округе (59%).
Одновременно уменьшилось количество выполненных строительно-монтажных подрядных работ. Баланс данного показателя составил -5% против 1% в предшествующем квартале.
Кроме того, опрошенные предприниматели отметили, что во II квартале 2011 года поднялись цены на строительные материалы (73% опрошенных). В III квартале этого года строители также прогнозируют как дальнейший рост цен на строительные материалы (74% опрошенных), так и повышение расценок на услуги своих организаций (53%).
Почти 50% руководителей строительных компаний также ощущают достаточно тяжелый налоговый пресс, а 36% — конкуренцию со стороны других строительных фирм.
Исследователи также отмечают, что для крупных предприятий с численностью персонала более 250 человек бизнес-климат был более благоприятный, чем для средних и малых предприятий строительной отрасли. Всего за отчетный период 22% руководителей строительных предприятий уменьшили штат своих сотрудников, лишь 12% — увеличили.
Что касается прибыльности строительных предприятий, то во II квартале 2011 года зафиксирована положительная динамика этого показателя: о росте прибыли своих организаций сообщил 21% респондентов, а о сокращении — 14%.
Ранее эксперты компании Penny Lane Realty определили, что Екатеринбург является
наиболее перспективным городом России для инвестиций в жилье. Второе место эксперты отвели Казани, которая является одним из важнейших туристических центров России. На третьем месте среди инвестиционно привлекательных городов находится Томск. Затем в рейтинге идут Краснодар и Ростов-на-Дону.
Москва и Санкт-Петербург в пятерку лидеров не вошли, темпы роста стоимости квартир здесь оказались не самыми высокими в стране, да и период ценового дна уже давно прошел, отмечают эксперты.