Новости рынков | Козо Ямамото: «валютные войны» вызовут рост мировой экономики
Представитель японской правящей партии Козо Ямамото сказал, что «гонки девальваций валют приведут к ускорению глобального роста». При этом он отклонил критику немецкого премьер-министра относительно планов Синдзо Абэ по смягчению денежно-кредитной политики с целью ослабления иены.
Ямамото, член Либерально-демократической партии, приближенный Абэ, вчера отметил, что курс 95-100 иен за доллар будет уместным. Напомним, что йена снизилась по отношению к американскому доллару почти на 10 процентов после того, как Абэ одержал уверенную победу на выборах 16 декабря. Абе утверждает, что падение иены является следствием, а не целью его политики. При этом ослабление японской валюты вызвало критику со стороны немецких чиновников, в том числе Михаэля Мейстера (Michael Meister), представителя партии канцлера Германии Ангелы Меркель.
«Не существует проблемы падения иены из-за смягчения денежно-кредитной политики», — сказал Ямамото, ссылаясь на исследования профессора Колумбийского университета Джеффри Сакса и Коити Хамады, почетного профессора Йельского университета. — «Наоборот, это способствует стабильности экономики и её росту». «Если другие страны считают, что Япония зашла слишком далеко, пусть попробуют проводить такую политику сами», — говорит Ямамото, который выступает одним из самых сильных сторонников смягчения денежно-кредитной политики.
Учитывая крайнюю неопределенность вокруг того, кто будет главой центрального банка, и дебаты по поводу предыдущего процесса назначения, участники рынка сходятся в одном: решение Банка Японии воздержаться от дополнительных мер смягчения в четверг – это всего лишь перерыв перед тем, как новый управляющий вступит в должность и начнет новые шаги, направленные на достижение вновь принятого целевого уровня инфляции в 2%.
Абэ должен представить своего кандидата парламенту и добиться его одобрения до того, как Масааки Сиракава, действующий управляющий, сложит свои полномочия вместе с двумя заместителями 19 марта. Учитывая парламентские процедуры, правительству следует начать неофициальные переговоры с оппозицией на этой неделе, отметили источники.
Законодатель от одной из основных оппозиционных партий ожидает, что правительство обратится к ним для переговоров на этой неделе или в начале следующей недели.
Согласно представителям правительства и законодателям правящей партии, два бывших заместителя управляющего Банка Японии оказались главными кандидатами. Это Тосиро Муто, который ранее занимал высокий пост в Министерстве финансов, и Кадзумаса Ивата, ученый, который известен как сторонник нетрадиционных мер смягчения денежно-кредитной политики.
Но они также сказали, что ни один из этих кандидатов не имеет больше шансов по сравнению с другим, учитывая отсутствие консенсуса среди лиц, принимающих решение. Наиболее часто в качестве альтернативы этим двум кандидатам называется Харухико Курода, президент Азиатского банка развития, хотя срок его пребывания в должности пока не закончился. Также упоминаются еще некоторые ученые.
Представители властей сообщили, что правительство представит кандидатов на эти освобождающиеся три должности одним списком. По словам информированных источников, это, возможно, будет один ученый, один бывший сотрудник Минфина и один бывший сотрудник Банка Японии.
Разногласия между Абэ и министром финансов Таро Асо, давнишним союзником премьер-министра, указывают на трудности, связанные с процессом выбора. Хотя Асо не раскрыл конкретного имени, он неоднократно подчеркивал, что хорошим кандидатом будет не ученый, а тот, кто имеет управленческий опыт.
«Я убежден, что Асо отдает предпочтение кандидатуре Муто, — сказал источник, который работает в тесном контакте с премьер-министром. – Я также убежден, что Абэ и Асо поддерживают разных кандидатов».
С другой стороны, Абэ подчеркивает, что следующий управляющий должен уметь общаться с зарубежной аудиторией. Деятельность Муто в Минфине и в Банке Японии в основном была сосредоточена на внутренних вопросах.
Ивата (66 лет), который хорошо знает английский язык и известен в международных кругах, как и Курода, больше соответствует этим требованиям.
Тем не менее, помимо Асо, Муто (69 лет) пользуется поддержкой со стороны многих чиновников в Банке Японии и Минфине, а также популярен среди политиков. Они все подчеркивают, что он имеет опыт работы в обеих организациях, а его способность общаться и убеждать незаменима.
«Следующий управляющий столкнется с очень трудной задачей, заключающейся в борьбе с дефляцией, а также с проблемой поддержания доверия к налогово-бюджетной политике Японии. Это потребует способности общаться с политиками. Я думаю, что Муто отлично справится с этой задачей», — сказал законодатель от правящей Либерально-демократической партии, возглавляемой Абэ.
Банк Японии будет испытывать сильное политическое давление, побуждающее его обеспечить целевой уровень инфляции в 2%. Это подразумевает политика Абэ, направленная на борьбу с дефляцией путем агрессивного смягчения денежно-кредитной политики и временного налогово-бюджетного стимулирования. Но некоторые аналитики говорят, что такой подход может взывать опасения по поводу налогово-бюджетной политики Японии, в то время как страна борется с долгом, размеры которого более чем в два раза превышают валовой внутренний продукт (ВВП) Японии.
Хотя теперь Муто выступает за дальнейшее смягчение политики Банка Японии, его критики отмечают, что будучи заместителем управляющего Банка Японии он в двух случаях не выступил против ужесточения условий кредитования, хотя считается, что это решение усугубило дефляцию. Но его сторонники говорят, что эту «гибкость», выражающуюся в изменении своей позиции, можно воспринимать как достоинство.
«Он слушает других и принимает ту точку зрения, которую считает правильной в настоящее время. Если он видит, что сейчас настало время для рефляции, он движется в этом направлении, но потом может скорректировать позицию. Для политиков это тоже удобно», — сказал чиновник Минфина, который работал с Муто.
Представители правящего лагеря и оппозиции также отмечают, что подобная гибкость может оказаться полезной, если экономический курс Абэ провалится и центральный банк будет вынужден изменить свою политику.
Но многих помощников Абэ, которые могут повлиять на его экономическую политику, Муто не впечатляет, и они скептически относятся к его обещаниям вести агрессивное смягчение денежно-кредитной политики. В то время как Муто отказался от приглашения выступить перед законодателями, призывающими к дальнейшим действиям со стороны Банка Японии, Ивата выступил перед ними в четверг.
Чиновники, близкие к премьер-министру, также говорят, что могут возникнуть трудности в деле получения Муто поддержки со стороны оппозиции. Демократическая партия Японии, крупнейшая оппозиционная партия в стране, проголосовала против Муто пять лет назад, когда он тоже претендовал на должность главы Банка Японии, на том основании, что ранее он был одним из руководителей Минфина. Многие другие партии разделяют это мнение.
Партии Абэ необходима поддержка других партией, так как у нее нет большинства в верхней палате, а кандидату необходима поддержка обеих палат парламента.
Хотя Демократическая партия Японии недавно отказалась от своего требования, что управляющий не должен быть бывшим сотрудником Минфина, представители правительства и члены Либерально-демократической партии опасаются Демократической партии, лидеры которой меняют позицию по ключевым вопросам.
Эта оппозиционная партия, казалось, согласилась с предложением Либерально-демократической партии (ЛДП) отказаться от правила, согласно которому, если имя кандидата правительства сообщается в СМИ заранее, то он не может быть одобрен парламентом. Это могло бы помочь переговорам о назначениях в Банке Японии. Однако Демократическая партия изменила свое решение после того, как одни из лидеров партии настоял, чтобы сохранить это правило.
«Мы не можем разгадать мысли Демократической партии. Они меняют свои решения каждый день», — говорит один законодатель от ЛДП, который принимал участие в переговорах по поводу требований к кандидатам.
Вместо этого ЛДП может обратиться к «Вашей партии». Это небольшая партия, которая разделяет взгляды Абэ в отношении необходимости агрессивного смягчения политики, но ее члены говорили, что не поддержат бывших представителей Минфина.
Курода, возможно, отвечает важнейшим требованиям, выдвинутым как Абэ, так и Асо. Ему 68 лет, и он возглавляет международную организацию. Он также является бывшим чиновником Минфина, отвечавшим за валютные вопросы.
Однако в интервью Wall Street Journal, опубликованным на этой неделе, Курода подчеркнул, что он отработал лишь половину срока в Азиатском банке развития. Помощники Абэ и представители правительства выразили обеспокоенность тем, что другие страны, например, Китай, могут претендовать на президентство в Азиатском банке развития, если Курода решит принять должность в Банке Японии.
Сиракава, которого, как сказал Абэ в прошлом году, он был бы рад заменить, учитывая нежелание предпринимать активные меры, в четверг предложил свое мнение о качествах, необходимых для его преемника.
Помимо значения операций, проводимых центральным банком, и способности предпринимать меры, исходя из мировой ситуации, «вы должны проявлять скромность и слушать мнения многих людей», сказал Сиракава на пресс-конференции, состоявшейся в четверг после заседания, посвященного денежно-кредитной политике. Это было предпоследнее заседание перед его отставкой.
Теперь, в условиях глобального единого мирового рынка, данный рецепт, несомненно, приведет к ухудшению положения большинства граждан. А вот подъём мировой экономики может и не случиться: нет в условиях глобальной экономики «иностранных» инвесторов. А «внутренние» инвесторы (как в прошлом — национальные) придут на рынок, если придут, в последнюю очередь.
Заниматься надо причинами, а не следствием кризиса.