Тонкая грань
Закономерность или случайность
У каждого своё кино
Лучше увидеть закономерность, чем в 30 раз свалить это на случайность.
Можно сказать, что данный пост – крик души.
И так, уже 10 день задр*чиваюсь с графиками, заметил много интересного. Назрел вопрос.
Случайность — проявление внешних неустойчивых связей в действительности, проявление результата пересечения (совпадения) независимых процессов или событий; проявление неотъемлемого дополнения к законам необходимости.
Закономерность — необходимая, существенная, постоянно повторяющаяся взаимосвязь явлений реального мира, определяющая этапы и формы процессов.
В философии понятия закономерности и случайности выражают через соотносительные философские категории — необходимость и случайность, отражающие различные типы связей в объективном мире и его познании.
Необходимость — отражение преимущественно внутренних, устойчивых, повторяющихся, всеобщих отношении действительности, основных направлений её развития; движение познания в глубь объекта, когда вскрываются его сущность, закон; способ превращения возможности в действительность, при котором в определенном объекте имеется только одна возможность, превращающаяся в действительность.
Случайность — отражение внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности; начальный пункт познания объекта; результат перекрещивания независимых причинных процессов, событий; способ превращения возможности в действительность, при котором в данном объекте, при данных условиях имеется несколько различных возможностей, могущих превратиться в действительность, но реализуется только одна из них; форма проявления необходимости и дополнение к ней,
Необходимость вызывается регулярными и постоянными причинами процесса, выражает устойчивое, не изменяющееся в структуре объективного мира, характеризуется строгой однозначностью (часто неизбежностью). Случайность появляется в результате действия отдалённых, нерегулярных, непостоянных причин, характеризуется неоднозначностью, неопределенностью своего протекания. Один и тот же комплекс причин может обусловливать необходимые процессы на одном структурном уровне материи, в одной системе связей и одновременно вызывать случайности на другом уровне или в другой системе связей.
В зависимости от степени детерминированности (определённости), причин возникновения, форм проявления, структуры и характера действия, а также роли для практики и развития науки необходимость может быть подразделена на такие основные виды:
- · необходимость, выражающая объективно существующие стороны и связи природы и общества;
- · необходимость, выражающая объективно существующие стороны и связи идеальных явлений;
- · внутренняя необходимость, вызванная к жизни природой самих явлений и процессов объективного мира;
- · внешняя необходимость, порождаемая привходящими обстоятельствами;
- · необходимость более общего, фундаментального порядка, действие которой распространяется на сравнительно широкий круг явлений действительности;
- · сложная необходимость, определяющая поведение совокупности объектов, которая выражается статистическими закономерностями;
- · простая необходимость, определяющая поведение индивидуальных макрообъектов, которая выражается динамическими закономерностями.
Случайность также подразделяется на ряд видов:
внутренняя случайность, органически связанная с данной необходимостью;
внешняя случайность, выступающая как нечто постороннее по отношению к данной необходимости и вызываемая преимущественно побочными факторами;
объективная случайность, которая вызывается влиянием различных объективных условий; субъективная случайность, порождаемая субъективизмом, волюнтаризмом (волей), нарушением объективно действующих законов.
Кант считал необходимость и случайность априорными (доопытными) формами рассудка.
Спиноза, Гольбах, Вольф, Ламарк не видели связи между необходимости и случайности и доводили их относительное различие до абсолютной противоположности («свобода есть познанная необходимость» — Спиноза; «случайности не существует» — Ламарк).
Гегель показал несостоятельность разрыва необходимости и случайности, разработав на идеалистической основе диалектическую концепцию их взаимосвязи (т.е. эти две стороны действительности соотносительны, не существуют друг без друга, являются тезисом и антитезисом друг друга, разрешение противоречий которых реализуется в синтезе, в развитии).
Фридрих Энгельс (переосмыслив материалистически Гегелевскую диалектику) подверг критике метафизических материалистов, а также показал несостоятельность механического детерминизма, вообще отрицавшего случайность: в объективной действительности необходимость и случайность не существуют в чистом виде — "… случайность — это только один полюс взаимозависимости, другой полюс которой называется необходимостью".
Ты что там куришь?