Блог им. JurijShabalov

Плеснули бензинчика: экспорт топлива из России закрыт на бессрочной основе

Плеснули бензинчика: экспорт топлива из России закрыт на бессрочной основе
Чтобы хоть как-то обуздать взлетевшие цены на бензин и дизель (а в большей степени даже просто дать возможность их купить — в некоторых регионах некоторые виды топлива просто иссякли), правительство России 21 сентября запретило экспорт бензина и дизельного топливо. И хотя глава «Газпром нефти» изо всех сил отмахивался от грядущей заградительной пошлины, стращая публику потенциальным дефицитом топлива на внутреннем рынке, продавить лайтовый для себя вариант он не смог. А мера заработала незамедлительно — биржевые цены почти на все позиции 22 сентября упали более чем на 10%.

О том, что в России острый дефицит дизтоплива сельхозпроизводители начали кричать еще летом, но на их предупреждения, что уборочная страда под угрозой мало обращали внимания. Видимо, посчитали, что колхозники как-нибудь перетопчутся, а воспользоваться ослабевшим рублём когда ещё удастся. Вот топливо и активно отправляли за границу за твёрдую валюту. Пришлось даже вмешиваться президенту Беларуси, который гордо протянул руку помощи, когда Россия совсем занемогла.
- Стабилизировали ситуацию, поставили столько, сколько надо было Российской Федерации, сколько правительство попросило, по-моему, по 60 тысяч дизтоплива и бензина, ― и ситуацию стабилизируем на наших общих рынках. Если нужно будет еще сократить поставки на внешние рынки и внутреннее потребление увеличить, это не проблема, — рассказал Александр Лукашенко на встрече с Путиным в Сочи 15 сентября. 

Владимир Владимирович помощь оценил, но, видимо, подчинённым начал задавать не слишком приятные вопросы. Во всяком случае у телезрителей они возникали в большом количестве: как это так великая и могучая Россия, один из мировых лидеров по добыче нефти, перебивается с хлеба на воду, не в состоянии заправить несколько комбайнов? Рост цен на дизель в сентябре в нашей стране наблюдался повсеместно. За ним вверх устремился и бензин, топлива активно не хватало, вот и заговорили о том, чтобы запретить его экспорт. Да, не очень по рыночному, но ситуация требовала вмешательства на самом верху. Продавцы шумно запротестовали.

Руководитель «Газпром нефти» Александр Дюков, к примеру, во время промышленно-энергетического форума в Тюмени заявил, что введение заградительной пошлины на экспорт нефтепродуктов может привести к дефициту топлива на российском рынке. Казалось бы, где логика? Бензина и дизеля не хватает нашим согражданам, потому что торговцы предпочитают отправлять товар за рубеж — там можно выручить больше денег, спасибо ослабевшему рублю. Одним из вариантов решения проблемы считалось введение экспортной пошлины в размере $250 за тонну для всех видов топлива. Если продажа наружу станет невыгодной, останется торговать только внутри, правильно ведь? Но Дюков настаивал, что запрет экспорта сначала создаст излишки топлива и снизит цены, однако в дальнейшем сократит объемы переработки нефти и вызовет нехватку топлива. А резкое повышение пошлины снизит эффективность работы нефтеперерабатывающих заводов в РФ и, как следствие, уменьшит объемы производства бензина и дизеля. 

Ну раз эксперты не видят смысла в повышении пошлины, пришлось идти другим путём. Россия 21 сентября вовсе запретила экспорт бензина и дизельного топлива из РФ, при чём не на неделю-две, а бессрочно. Первый замминистра энергетики РФ Павел Сорокин считает, что эта мера должна очень быстро дать эффект, поскольку «прекратится вымывание, потому что достаточно ощутимый объем» приобретался недобросовестными участниками рынка на бирже или на нефтебазах и затем вывозился на экспорт. 
— Мы рассчитываем, что тот объем, который ВИНКи (вертикально-интегрированные нефтяные компании) и добросовестные участники направляют на рынок, полностью закроет все потребности, более того, создаст избыток топлива на рынке, что естественно уже влияет на оптовую цену, — отметил Павел Сорокин. 

Скорость эффекта превысила все ожидания. В ожидании ограничительных мер цены на бирже устремились вниз ещё в начале неделе, а после запрета экспорта ещё сильнее помчали вниз вниз. 22 сентября 92-й бензин подешевел на 9,63%, 95-й — на 10,7%, дизель и вовсе ухнул на 14,5%. 
Плеснули бензинчика: экспорт топлива из России закрыт на бессрочной основе
Так что с повышением цены на топливо правительство, судя по всему, справилось. Теперь осталось восполнить дефицит в сельскохозяйственных регионах, где уборочная страда плавно перетекла в посадку озимых. Но тут, как обычно, есть один момент. Запрет на экспорт не распространятся на страны ЕАЭС и на гуманитарную помощь, также он не коснётся транзитных перевозок через территорию России. Так что проработка серых схем вывоза топлива вряд ли займёт много времени.





★1
5 комментариев
Жить стало лучше, жить стало веселей.
avatar
Двойной удар по Роснефти
avatar
В общем все правильно. Сейчас внутренний рынок насытится и опять откроют экспорт, но с повышенными пошлинами на экспорт, чтобы опять не обескровить внутренний рынок.

Доводы нефтяников понятны, но интересы большинства важнее их сверхприбыли.
avatar
Олег Каширин, СВЕРХприбыль это хорошо)
avatar
Буквально только что, прочитала в яндекс новостях что, в связи с запретом экспорта, в Европе на 5 % подорожало дизтопливо. У меня очередной вопрос. Как влияют НАШИ запреты на ИХ цены? Мы же под санкциями! 🤔
avatar

теги блога Юрий Шабалов

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн