Слышали про «ящик Пандоры»? Так вот — это отсюда. Пандора — первая женщина, созданная Зевсом как наказание людям, за то что они разжились огнём по воле Прометея
Люди с момента своего появления на нашей планете всегда занимались экономической деятельностью, т.е. она так же стара, как само человечество. Основной целью первобытных обществ было добывание еды, и поэтому, чтобы получить необходимые им продукты, люди время от времени прибегали к обмену. Во времена бронзового века месопотамские общины в качестве денег использовали раковины каури — морских брюхоногих моллюсков, а приблизительно в 700 г. до н. э. в регионе Эгейского моря появились первые монеты. Активизация экономической деятельности привела к тому, что возникла потребность понять, как экономическая жизнь должна быть организована и на индивидуальном, и на общественном уровнях. Одним из первых учёных, начавших заниматься таким анализом, был Гесиод, фермер и рапсод, исполнитель эпических песен, живший в Беотии, регионе, расположенном к северо-западу от Афин. В труде «Труды и дни» он описал как моральные принципы, так и практические уроки по управлению сельским хозяйством.
«Труды и дни» написаны в форме обращения Гесиода к своему брату Персу, предпочитающему жить в праздности, всячески отлынивающего от усердной работы и пытавшегося обмануть Гесиода при разделе семейного наследства.
В «Трудах и днях» выделяют следующие части:
1. Воззвание к Музам. Короткая религиозная часть, где автор говорит, что всё происходит во славу божию и предлагает послушать свою поэму.
Вас, пиерийские Музы, дающие песнями славу,
Я призываю, — воспойте родителя вашего Зевса!
Слава ль кого посетит, неизвестность ли, честь иль бесчестье —
Все происходит по воле великого Зевса-владыки.
2. Обращение к брату. Гесиод излагает суть конфликта с братом — после раздела унаследованной земли, его брат Перс прихватил слишком много движимого родительского имущества, заплатил взятки правителям и выиграл суды. Прокутив наследство, Перс пришёл за помощью к брату, ну а Гесиод давай его поучать. Здесь поэт говорит, что Перс подвергся влиянию злобной Эриды — богини раздора и зависти, которая не приносит добра человеку. Но у неё есть и другая ипостась — зависть
можно обратить в мотивацию к здоровой конкуренции и усердному труду, стремление быть не хуже соседа увеличит благосостояние человека, если он будет трудиться. Гесиод советует брату слушать именно эту Эриду здорового человека, а Эриду курильщика не слушать.
Видит ленивец, что рядом другой близ него богатеет,
Станет и сам торопиться с посадками, с севом, с устройством
Дома. Сосед соревнует соседу, который к богатству
Сердцем стремится. Вот эта Эрида для смертных полезна.
3. Рассказ о Прометее и Пандоре. А почему вообще надо трудиться? Неужто нет возможности просто жевать кокосы и есть бананы чунга-чанга? Тут Гесиод говорит нам, что так уж устроен мир. Раньше людям удавалось денёк поработать и год лежать на печи. Но печь была холодной, поэтому Прометей украл у богов огонь и подарил людям. Зевс принял соломоново решение — наказал не только Прометея, но и людей. Громовержец поручил богам создать прекрасную деву, а в руки вложил ей ящик с развратом и наркотиками, всякими пороками, ну и послал к людям. Баба была недалёкой, поэтому сразу решила посмотреть что там в ящике и открыла его. Вся эта мерзость выскочила из ящика, разбрелась по миру, ну и теперь людям приходится в поте лица добывать хлеб свой. В ящике, кстати, осталась надежда, наверное поэтому говорят, что она умрёт последней.
Тысячи ж бед улетевших меж нами блуждают повсюду,
Ибо исполнена ими земля, исполнено море.
К людям болезни, которые днем, а которые ночью,
Горе неся и страданья, по собственной воле приходят
В полном молчании: не дал им голоса Зевс-промыслитель.
4. Рассказ о смене веков (золотой → серебряный → медный → век героев → железный). Гесиод решает сделать для нас экскурс в историю. Взгляд на историю у него не характерный для современной научной мысли. По Гесиоду история — не прогресс человечества, а регресс. Дескать, раньше люди жили как в раю (золотой век), потом как-то похуже (серебряный), но тоже ещё ничего. Потом наделали инструментов из меди (медный век), думали, что вот теперь заживём, ан нет, только хуже становится. С горя решили податься в герои (век героев) — именно к этому периоду Гесиод относит Троянскую войну, сломали Трою и остались на обломках. Сейчас, говорит — железный век, инструменты из железа, но жизнь тяжела, как никогда раньше, пахать надо. Далее идут предсказания о том, когда этот самый железный век кончится — ряд апокалиптических картинок. После железного века, по мнению Гесиода, будет вообще бомбейно — будем как овощи, но зато ни забот ни хлопот.
И не возбудит ни в ком уваженья ни клятвохранитель,
Ни справедливый, ни добрый. Скорей наглецу и злодею
Станет почет воздаваться. Где сила, там будет и право.
Стыд пропадет. Человеку хорошему люди худые
Лживыми станут вредить показаньями, ложно кляняся.
5. Басня о слабом и сильном, соловье и ястребе. Ястреб схватил соловья, тащит в гнездо на съедение и говорит ему: «И чо ты мне сделаешь?», конец. Морали нет. Похоже Гесиод хотел анекдот рассказать, но забыл панчлайн. А может мораль есть — не наезжай на сильных, сожрут и косточки выплюнут.
Разума тот не имеет, кто мериться хочет с сильнейшим:
Не победит он его — к униженью лишь горе прибавит!
6. Второе обращение к брату. Гесиод просит брата держаться правды, ибо в ней сила. Намекает, что неправедным путём брат получил большую долю в наследстве, и посмотри, мол, к чему тебя это привело.
Правды же путь неизменен, куда бы ее ни старались
Неправосудьем своим своротить дароядные люди.
С плачем вослед им обходит она города и жилища,
Мраком туманным одевшись, и беды на тех посылает,
Кто ее гонит и суд над людьми сотворяет неправый.
7. Рассказ о двух городах. В подтверждение своих слов о правде, поэт рассказывает байку о двух городах. В одном честный суд, по справедливости, и дела неплохи — богатеют, процветают. А в другом — судьи вятки берут, честных людей притесняют, ну и разруха у них поэтому, кары небесные и всё такое. Никак Гесиод не успокоится с этими взятками, сильно его судебная тяжба с братом задела.
Беды великие сводит им с неба владыка Кронион:
Голод совместно с чумой. Исчезают со света народы.
Женщины больше детей не рожают, и гибнут дома их
Предначертаньем владыки богов, олимпийского Зевса.
Или же губит у них он обильное войско, иль рушит
Стены у города, либо им в море суда потопляет.
8. Третье обращение к брату. Нравоучения блудному брату продолжаются. Добрые нравственные и деловые советы, основная мораль — что посеешь, то и пожнёшь.
Если богатство великое кто иль насильем добудет,
Или разбойным своим языком — как бывает нередко
С теми людьми, у которых стремлением жадным к корысти
Ум отуманен и вытеснен стыд из сердца бесстыдством,
Боги легко человека такого унизят, разрушат
Дом, — и лишь краткое время он тешиться будет богатством.
То же случится и с тем, кто обидит просящих защиты
Иль чужестранцев, кто к брату на ложе взойдет, чтобы тайно
Совокупиться с женою его, — что весьма непристойно!
9. Практические советы по достижению достатка. Тут начинается рубрика «советы бывалых» — когда сеять, когда жать, какой длины делать плуг, из какого материала. Если вы не древнегреческий фермер, то советы мало пригодятся, разве что стоит перенять общее отношение к своему хозяйству и планированию дел.
В пору, когда артишоки цветут и, на дереве сидя,
Быстро, размеренно льет из-под крыльев трескучих цикада
Звонкую песню свою средь томящего летнего зноя, —
Козы бывают жирнее всего, а вино всего лучше,
Жены всего похотливей, всего слабосильней мужчины:
Сириус сушит колени и головы им беспощадно,
Зноем тела опаляя. Теперь для себя отыщи ты
Место в тени под скалой и вином запасися библинским.
10. Советы по выбору жены. Неувядающая классика традиционного общества. По мнению Гесиода, идеальный возраст для женитьбы — тридцать лет.
В дом свой супругу вводи, как в возраст придешь подходящий.
До тридцати не спеши, но и за тридцать долго не медли:
Лет тридцати ожениться — вот самое лучшее время.
Года четыре пусть зреет невеста, женитесь на пятом.
Девушку в жены бери — ей легче внушить благонравье.
11. Прочие советы. Тут просто сборник афоризмов. Что-то относится к актуальным и по сей день моральным нормам и технике безопасности, что-то — занятные древнегреческие суеверия.
Совокупившись, не стой голышом, с пипитуном
Пред огнем очага, но держись в это время подальше.
12. Народный календарь. Гороскоп от Гесиода. Благоприятные и неблагоприятные дни месяца для работы, занятий математикой, зачатия мальчика, трейдинга и прочее.
Тот меж людьми и блажен и богат, кто, все это усвоив,
Делает дело, вины за собой пред богами не зная,
Птиц вопрошает и всяких деяний бежит нечестивых.
В итоге, книга — отличная, классика, проверенная временем. Моральные нормы, бытовые привычки и принципы ведения хозяйства Гесиода могут помочь и в наши дни: не завидуй, а стремись стать богаче сам; делай дела вовремя; имей запас средств производства и средств к существованию; будь честен и справедлив к людям — и всё получится! После прочтения будете до конца дня гекзаметром разговаривать, а может так проникнитесь, что заимеете пару рабов будете натирать тело оливковым маслом и носить хитон.
отличная книга!
мастхэв на каждой полке))
🔥
Иммануил Кант «Критика чистого разума».
Думаю осилить «Ойкономику» Ксенофонта