Приятно получать новые знания, особенно когда ими делятся интересные люди. Посмотрел интервью с IR ГМК Норникель у Вредного Инвестора (
https://www.youtube.com/live/q-tXM1h0OrE?feature=share).
Ниже резюме того, что я почерпнул из беседы, надеюсь, что это будет также интересно и полезно и вам.
- В большей степени рост выручки в 2020-2021 связан с ростом цен на ключевую продукцию компании — это никель, палладий, медь и платина (факты по отчёту 2П22: падение выручки в рублях на -26% — снижения объемов продаж и затоваривание складов из-за проблем с логистикой)
- Компания совсем не выглядит закредитованной (чистый долг порядка 2, а ND/EBITA = 1,1)
- Курс рубля к $ на +-1% даёт эффект +-60млн EBITDA (отмечу, что за 2 полугодие 2022 EBITDA упала на 32%, а маржинальность чуть ниже 50%)
- Электромобили, особенно в Китае, это уже некий тренд. Китай близок к 30% всего объема продаж электромобилей (в т.ч. гибридные и все НЕ ДВС), Европа в целом 20%, США около 10%. Т.е. все только разгоняется.
- Один из важных составляющих электромобилей является никель и ГМК делают долгосрочную ставку на рост спроса на Никель именно за счет электромобилей
- Палладий — концентрированный рынок, всего 3 страны дают 90% мирового производства палладия: Россия (40%), ЮАР вместе с Зимбабве (35%), США (15%).
- Позже технологически палладий пригодится для водородной энергетики (уже сейчас в Китае есть пригород, который полностью работает на водородной энергетики)
- Около 20% производства палладия происходит из переработки ломов и отходов производства.
- Одна из причин бурного роста цен на палладий в 2017-18 был переход Китая на технологию China-6 (аналог евро-6, т.е. более жесткие требования к выбросам), поэтому в моменте когда Китай перешли на эту технологию, автопроизводители резко увеличили использование катализаторов, которые содержат палладий и загрузки палладия на один автомобиль выросли примерно на 15%
- Китай является крупнейшим производителем и потребителем электромобилей, и многие компании из Китая вложили значительные инвестиции в добычу никеля в Индонезии. Т.е. выбросы в Индонезии, а электромобили ездят в Пекине.
- У Норникеля есть риск потерять финский филиал компании, который называется «Nornickel Harjavalta”
- Транспортные расходы в Азию на общем фоне составляют очень маленькую часть от общих издержек компании
- Планируют развивать Северный морской путь, т.к. сейчас проблемы в Европейских портах. (позволит существенно сократить время и затраты на доставку металлов до ключевых потребителей в Азии и Европе)
- Проблемы с фондированием. Придется текущий более дешевый долг (ставка порядка 4%) со временем замещать более дорогим, т.к. стоимость капитала (фондирование) сильно увеличилась, в РФ и так было сложно поднимать деньги на срок даже 5 лет, а на международных рынках можно было фондироваться на 7-10 лет под адекватный %
- В Азии фондирования сейчас нет, все юаневые облигации — это юани, которые находятся внутри страны РФ
- CAPEX. В течение последних 10 лет инвестиции компании были достаточно небольшие и сейчас ГМК вступает в период пиковых нагрузок в плане CAPEX инвестиций, поэтому планируют более скромно себя вести с точки зрения дивидендов. Начиная с 2023 года, планирует существенно нарастить инвестиционную программу до 300-350 млрд. рублей
- CAPEX. 4,7 млрд $ CAPEX = 50% обновление инфраструктуры и поддерживающий capex + 30% на ESG + 20% остальное развитие
- ESG. В это будут вкладываться большие деньги, потому что каждый сотрудник должен быть защищен от случайных и непредвиденных ситуаций.
- ДД. Пока нет информации по продлению дивидендной программы
- ДД. Менеджмент видит, что ценность проектов к реализации в долгосрочной перспективе будет гораздо выше, чем текущий дивиденд, оценочно 30-40% против 10% ДД сейчас.
- Серный проект 4,3 млрд $ (напомню, что планируемый срок запуска «серного» проекта на Надеждинском заводе — 2023 год, на Медном — 2025 год)
- Полярный литий. Есть новый проект ГМК с Росатом «Полярный литий» по Колмозерскому месторождению в Мурманской области — крупнейшее в России месторождение лития (т.к. у ГМК уже есть катод (никель + кобальт), а анода и электролита нет (это литий)). Пока статус — геологоразведка, после анализа дополнительно расскажут о проекте. (немного посерчил и нашел, что проектная мощности до 45 000 тонн карбоната и гидроксида лития в год с запуском к 2030 году https://rg.ru/2023/02/08/litievye-mestorozhdeniia-murmanskoj-oblasti-nachnut-razrabatyvat-s-2023-goda.html )
- Сплит акций. Дробление пока все еще стоит в планах.
- Оборудование. Есть проблема закупки иностранного оборудования и запчастей как в рамках капекса, так и в рамках опекса. Что делают: тестируют китайское оборудование, пробуют reverse engineering (разбираешь деталь и потом её копируешь), параллельный импорт.
- Программа ЦФА (цифровые финансовые активы). Запущена программа по ЦФА. Будет отдельная структура покупать акции с рынка на незначительные объёмы. ЦФА не является квази-акцией, так как она не дает инвестору право на непосредственное владение акцией и участие в управлении компанией, но при этом позволяет получать доходы от акции в виде дивидендов и выплат при погашении, привязанных к рыночной цене акции.
- Токены. ГМК уже продавали часть своего объема клиентам в виде токенов (покупаешь токен, где чётко прописано что это за металл, где он произведён, когда он произведён, а также историю перемещений благодаря технологии блокчейн)
- Запасы. У ГМК есть запасы на LME, есть запасы на Шанхайской бирже — это то, что доступно для общественного взгляда (верхушка айсберга). Далее есть запасы у трейдеров, у потребителей, у производителей — эти данные скрыты от общественного взгляда и доступны только по косвенным признакам, таким как объемы поставок металлов, изменения цен, отчеты о финансовых результатах и т.д. (сам Айсберг)
- LME (London Metal Exchange) является основным бенчмарком для торговли металлами, включая никель, палладий и другие металлы. LME дает необходимую ликвидность (возможность очень быстро монетизировать излишек металла), т.к. там огромное количество складов по всему миру
- В Палладии запасов производителей катализаторов почти не осталось, в Никеле (высокосортном) запасы очень-очень малы. Это, соответственно, поддержит спрос на металлы.
- Батареи LFP (литиево-железофосфатные). Факт — 30% авто в 2022 году с LFP уже способны проехать порядка 300км (отмечу, что проблема LFP — низкая энергетическая плотность, что означает, что им требуется больше места для хранения такого же количества энергии, что может повлиять на дальность поездки).
- LFP хорошо зарекомендовала себя в странах с теплым климатом, а в холодном климате уже плохо работает (падение на 50% по дальности хода)
- Батареи NMC (никель-марганцево-кобальтовые). NMC лучше LFP для холодного климата, поэтому для ГМК Европейский рынок и северные страны приоритетны. (NMC имеют более высокую энергетическую плотность, что означает, что они могут хранить больше энергии, что увеличивает дальность поездки на одном заряде)
- Лидеры. Тройка крупнейших производителей высокосортного никеля в мире: РФ 25% (ГМК), Индонезия, Канада. Индонезия показывает единственный рост по производству Никеля и накачивает им Азию, но и в Европу частично продает, т.к. иначе Европе не хватит Канадского Никеля
- Индонезия топит. Если сложить все заявленные проекты в Индонезии по производству высококачественного никеля из никель-пигмента (NPI) (производства литий-ионных аккумуляторов и др.), то к 2030 году наберется 600 тысяч тонн в год (это порядка х2.5 ГМК)
- Никель. Активное производство Никеля в Индонезии может всю красивую историю ГМК “немножечко скорректировать” (увеличение или сокращение их добычи может значительно влиять на цену никеля и конкуренцию на мировом рынке)
- Медь. С медью минусов меньше, т.к. медь — один из металлов, которые имеют стабильный спрос и дефицитный рынок в долгосроке.
- Себестоимости. По меди условно считаем 3,5 тыс.$ за тонну. По Никелю — 50% рынка, т.е. порядка 8-9 тыс.$ за тонну.
- Рост глобальной экономики (например, 3-4% в год) — это минимальный порог роста спроса на металлы ГМК, если еще добавить энергопереход, то инкрементальный рост с учетом энергоперехода по всем металлам будет х2
- Нержавейка. 70% рынка Никеля — это нержавейка, нержавейка также растет по 3-4% в год, т.е. примерно наравне с ВВП
- Рынок Никеля. Весь рынок потребления Никеля примерно 2,5 млн тонн в год, т.е. 1.75 млн тонн нержавейка + батарейки 200-250 тыс. тонн + остальное (сплавы, ВПК, авиация, электроника, медицина и тп)
- Регуляторика. Недавно Европейский союз (ЕС) принял новое законодательств по регулированию батареек, обязующее: 1. Раскрывать полностью углеродный след по никелю и кобальту и др мет., используемым в производстве батарей 2. Раскрывать коэффициент “ресайклабилити“ — насколько эффективно могут быть извлечены материалы из батарей в процессе переработки 3. Соответствие принципам Envire Social — требование, которое гарантирует, что производство батарей не нарушает прав человека и не наносит ущерб экологии и социальным интересам.
—Моя позиция следующая. Продолжаю следить за развитием компании ГМК и верить в их рост в будущем. Но сейчас наш “закрытий” рынок сильно дивидендо-ориентированный, поэтому потенциальное снижение дивидендов может быть негативно воспринято.Для меня ГМК пока остается в статусе виш-листа, но если инвесторы на новостях о снижении дивидендов решат избавиться от такой бумаги, я с удовольствием начну собирать долгосрочную позицию.
Если формат понравился, ставь 👍 и подписывайся, дальше больше ))