Блог им. DenisKarachkovskiy

Грузия становится региональным торговым центром

За последний год Грузия зафиксировала значительный рост товарооборота с соседними Арменией и Азербайджаном. По мере того, как он расширяет свою роль торгового центра, ему частично помогает «сво» России с Украиной.

Активизация торговых связей была главным предметом обсуждения на частых встречах на высоком уровне между грузинскими лидерами и их армянскими и азербайджанскими коллегами. В то время как объем торговли увеличился в различных направлениях, как импорт, так и экспорт по-прежнему сильно зависят от узких групп товаров, что подталкивает страны к изучению новых возможностей.

Азербайджан и Армения были шестым и седьмым крупнейшими поставщиками товаров в Грузию соответственно в течение первых 11 месяцев 2022 года. Импорт из Азербайджана вырос на 12 процентов в годовом исчислении и достиг 573 миллионов долларов, а импорт из Армении вырос на 42 процента до 548 миллионов долларов.

Две соседние страны сыграли еще большую роль в экспорте Грузии, при этом Азербайджан и Армения заняли 3-е и 4-е места соответственно после Китая и России. За тот же период экспорт в Азербайджан вырос на 22 процента и достиг 595 миллионов долларов, почти столько же, сколько в Россию, в то время как экспорт в Армению увеличился более резко, увеличившись на 120 процентов и превысив 495 миллионов долларов.

«Товарооборот [между Грузией и Арменией] за последний год вырос примерно на 70 процентов и превысил 1 миллиард долларов, что является похвальным результатом», — заявил во время недавнего визита в Ереван премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили, добавив, что Армения стала номером шесть торговый партнер. «У нас есть положительная динамика по всем направлениям, будь то туризм, перевозки или грузооборот».

В ходе визита Гарибашвили встретился со своим армянским коллегой Николом Пашиняном в качестве сопредседателей заседания межправительственной экономической комиссии. Одним из результатов встречи стала новая политика, позволяющая гражданам двух стран пересекать границу с использованием внутренних удостоверений личности, договоренность, которую Грузия уже заключила с Турцией.
Еще в августе Гарибашвили и Пашинян открыли новый 160-метровый мост на общей границе их стран, который, как отметили лидеры, будет способствовать дальнейшему развитию торговых связей.

Но в то время как импорт из Армении в Грузию в последние годы более или менее неуклонно рос, экспорт, в котором долгое время преобладали автомобили, претерпел резкие колебания: в 2019 году «автомобили, самолеты, суда и связанное с ними транспортное оборудование» составляли более 60 процентов Грузинский экспорт в Армению.Введение Арменией более высоких ввозных пошлин на автомобили, ввозимые из стран, не входящих в возглавляемый Россией Евразийский экономический союз (ЕАЭС) в 2020 году, убило эту тенденцию. Это привело к сокращению вдвое общей стоимости грузинского экспорта в Армению с 2019 по 2020 год.

Рост экспорта в 2020-2021 годах был в основном за счет различных других товаров, включая продукты питания и напитки, текстиль и другие товарные группы с более низкой стоимостью. Но в 2022 году экспорт автомобилей снова резко вырос, что способствовало удвоению стоимости экспорта в Армению по сравнению с прошлым годом.

В последние годы реэкспорт автомобилей был в Грузии бурно развивающимся бизнесом: за последний год он почти удвоился и составил 15 процентов от общего объема экспорта, уступая только медной руде и другим минеральным продуктам. Страна в течение многих лет была региональным центром импорта, а затем реэкспорта автомобилей, в основном подержанных, и привлекала все больше внимания со стороны более широкого региона, включая рынки России, стран Центральной Азии и Восточной Европы.

Рост экспорта автомобилей в 2022 году имитировал аналогичные тенденции роста реэкспорта автомобилей в другие страны ЕАЭС, такие как Казахстан и Кыргызстан, что заставило некоторых экономистов подозревать, что конечным пунктом назначения некоторых из этих автомобилей может быть где-то еще, например, в России, попавшей под санкции.
Армянские СМИ также обратили внимание на значительный рост импорта западных автомобилей после двухлетнего перерыва. Некоторые связывают усиление связанных с войной ограничений на экспорт американских и европейских автомобилей в Россию, что побудило россиян использовать Армению в качестве транзитной страны для покупки автомобилей из-за рубежа.

Однако они отметили, что еще одним фактором стала недавно введенная в Армении таможенная политика, позволяющая беспошлинно ввозить определенные квоты электромобилей.

Кроме того, Национальный банк Грузии объяснил рост грузинского экспорта скорее ростом цен на товары по всем направлениям, чем ростом объемов торговли, которые также увеличились, но в меньшей степени.
Автомобили составляют большую часть экспорта Грузии в Азербайджан, но, в отличие от Армении, члена ЕАЭС, торговля здесь была более стабильной: стоимость экспорта за последние пять лет превышала 200 миллионов долларов в год.

В импорте Грузия полагается на Азербайджан в отношении большей части своего природного газа, который составил более половины импорта из страны (302 миллиона долларов за первые 11 месяцев 2022 года), снова увеличившись после небольшого падения в годы пандемии. В случае Армении медные руды и концентраты составляли около 65 процентов всего импорта. Однако медные руды не остаются в Грузии, а реэкспортируются в другие страны через грузинские порты.

Но в то время как текущая торговля Грузии с двумя странами Южного Кавказа не отличается большим разнообразием, есть одна торговая область с потенциалом роста: производство электроэнергии.

На протяжении многих лет Грузия сезонно экспортировала и импортировала электроэнергию от обоих своих соседей. Но в 2022 году Армения экспортировала в Грузию больше электроэнергии, чем ее общий экспорт за целое десятилетие, с 2011 по 2021 год. Акоп Варданян, заместитель министра территориального управления и инфраструктуры Армении, объяснил эту тенденцию упрощением экспортных процедур. Планируется также строительство новой линии электропередачи между Арменией и Грузией.
Это связано с тем, что Грузия надеется увеличить производство электроэнергии и вместе с Азербайджаном стремится использовать новые возможности для экспорта в Европу. Он также приглашает, по крайней мере в общих чертах, Армению к участию в новых сделках.

«Мы обсудили сотрудничество в сфере энергетики, потенциал и возможности обеих стран по производству электроэнергии», — заявил журналистам 12 января в ходе визита правительственной делегации Грузии в Армению министр экономики Грузии Леван Давиташвили .

По словам Давиташвили, этот тип сотрудничества направлен на «поддержку энергетической независимости и безопасности друг друга, а также на использование новых возможностей, которые находит Грузия в плане подключения к Европе, транзита и торговли электроэнергией».
1 комментарий
счас грузия
1 делает дорогу с тунеляи от тбилиси до побережья черного моря
2 на побережье черного моря делают глубоководный порт… россия против этого порта
3 т.к у армении азербайджана и грузии дополна гидроэнергетики и электричества девать некуда… планируют кинуть подводный кабель в европу либо через турцию
4 в россию есть 3 дороги +1 железная… через абхазию -закрыта… через цхинвал закрыта… есть только через верхний ларс… но со стороны грузии дорога очень узкая 2 полосы… расширить ее имхо нереально т.к придется горы ломать...  

avatar

теги блога DenisMonte

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн