Блог им. pupsmail
Николас Трикетт
Растущая торговля энергоресурсами России с Азией, включая Китай и Индию, скрывает глубинные проблемы в том числе и искусственно заниженные цены и инфраструктуру работающую на пределе возможностей.
Россия по-видимому предполагала, что Китай, в меньшей степени Индия и другие не западные партнеры эффективно выручат её скупая все экспортные энергоносители и предоставят оборудование утраченное из-за санкций, экспортного контроля и самосанкционирования. Хотя Китай и Индия многое сделали чтобы смягчить удар с точки зрения объемов экспорта, но до полного «поворота в сторону Азии» который позволил бы решить проблемы стоящие перед Россией ещё очень и очень далеко
Природный газ
За полгода до вторжения в Украину «Газпром» начал игру с ЕС отказавшись продавать природный газ на спотовых рынках. Поскольку контракты истекли, а европейские импортеры настаивали на том, что они не будут подписывать долгосрочные сделки привязанные к ценам на нефть или СПГ, экспорт природного газа из России сократился и спровоцировал глобальную борьбу за поставки газа которая продолжает и сегодня волновать рынки. Однако способность России увеличить экспорт в Азию сильно ограничена существующей экспортной инфраструктурой и санкциями.
«Газпром» не увеличил поставки природного газа в Китай по газопроводу «Сила Сибири» мощностью 38 млрд куб. м в год несмотря на потерю доли рынка в Европе. Чаяндинское месторождение которое в настоящее время питает трубопровод в Китай не связано никакой инфраструктурой с газовыми месторождениями Западной Сибири. Текущие увеличения остаются в соответствии с контрактом на поставку который должен достичь максимальной загрузки мощностей к 2025 году. Все еще ведутся подготовительные переговоры и работы по «Силе Сибири-2», трубопроводу который будет проходить через Монголию в Китай с пропускной способностью до 50 млрд кубометров. Сейчас обсуждается третий проект «Сила Сибири». Оба проекта находятся в годах от своей реализации.
Чистый экспорт природного газа из России за январь-май снизился на 27,6%. Россия также не может увеличить экспорт за счет СПГ. Хотя работы по СПГ-проекту «Новатэка» «Арктик-2» и продолжаются но санкции начинают увеличивать затраты и затягивать сроки реализации проекта
Короче говоря, Китай и более крупный Азиатско-Тихоокеанский регион мало помогают когда речь идет о новых газовых экспортных рынках. Россия сегодня делает ставку на краткосрочную газовую стратегию ориентированную на высокие цены с множеством непредвиденных последствий.
Нефть
Не было никаких явных санкций ограничивающих экспорт нефти в Европу до тех пор, пока ЕС не принял свой шестой пакет санкций и фактически не поставил цель сократить импорт нефти из России на 90 процентов к концу года. Решение о запрете страхования и перестрахования морских грузов с российской нефтью еще больше увеличило расходы российских компаний нуждающихся в транспорте и азиатских покупателей которые не знали куда обратиться за страховкой. В то же время эти события увеличили скидки предоставляемые азиатским покупателям в обмен на то, что они берут на себя риск покупки российской сырой нефти. Экспорт смеси Urals и смеси ВСТО регулярно торгуется с дисконтом в 30-35 долларов за баррель по отношению к нефти марки Brent
После вторжения российские поставки сырой нефти в Китай выросли до рекордного уровня и составили около 2 млн баррелей в день, что соответствует 55-процентному росту в годовом исчислении в мае и Россия превзошла Саудовскую Аравию в качестве главного поставщика Китая.
Главным сюрпризом стала Индия резко увеличившая закупки российской нефти примерно до 800 000 баррелей в день в мае. В течение месяца Россия поставляла 18 процентов индийского импорта по сравнению с 1 процентом который она регулярно поставляла в Индию до этого.
В целом потеря европейских рынков отнюдь не является фатальной для экспорта российской нефти в краткосрочной перспективе. Тем не менее структурный сдвиг на восток сопряжен с ростом затрат и ограниченностью возможностей. Почти все – 97% морских танкеров с сырой нефтью направлявшихся из России в Индию в апреле-мае были застрахованы фирмами в Великобритании, Норвегии и Швеции, которые являются сторонами вступившего в силу запрета на страхование/перестрахование. Потеря этих страховщиков увеличит скидки которые российские фирмы должны будут предложить покупателям.
А вот возможностей для экспорта дизельного топлива на азиатские рынки сегодня мало. Почти треть перерабатывающих мощностей Китая в настоящее время простаивает, а нефтеперерабатывающие заводы по всей Азии гоняются за огромной прибылью от производства дизельного топлива. Азиатские потребители здесь не спасут положение.
Каменный уголь
Российские угольщики делают все возможное чтобы поставлять больше продукции в Азию в ответ на запреты ЕС на импорт угля. Импорт угля в Китай вырос на 51% в мае до 3,3 млн тонн, но всё же был ниже чем в мае 2021 года Российские горнодобывающие компании предлагают значительные скидки чтобы привлечь китайских покупателей и сосредотачиваются на экспорте коксующегося угля используемого для производства стали, но при этом они столкнулись со структурным снижением экспорта в Китай. Энергетический уголь на сегодняшний день является основной движущей силой российского экспорта на китайский рынок.
Индия увеличила закупки угля в шесть раз по сравнению с прошлым годом и воспользовалась политическим давлением на российские компании чтобы добиться от трейдеров в Сингапуре 25-30-процентных скидок на поставки российского угля и особенно коксующегося угля. Индия в настоящее время импортирует такие же объемы угля как и Китай
Учитывая возросший спрос в Азии российские компании просят правительство субсидировать и ускорить расширение железнодорожных мощностей в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, а также строительство барж для использования на реке Амур
Будущий экспорт угля в Азию сталкивается с логистическими ограничениями и сужающимся окном для завоевания доли рынка и необходимостью снижать цены на поставки чтобы завоевать азиатских покупателей.
Меньше поворота, больше спотыканий
В целом Россия переориентирует свой экспорт энергоносителей на рынки Китая, Индии и Азиатско-Тихоокеанского региона быстрыми темпами из-за санкций, запретов на импорт и самосанкций со стороны бизнеса. Но это быстро достигает логистических пределов того, что может поддерживать существующая инфраструктура и делается большей частью бессистемно и нескоординированно.
Например, снижение объемов экспорта природного газа в Европу еще в прошлом году способствовало росту цен на уголь. Это в свою очередь побудило китайские власти взять на себя обязательства по увеличению добычи угля в этом году, что значительно снизит потолок потенциального экспорта угля из России в Китай в ближайшие годы.
Россия смягчила первоначальный удар санкций огромным притоком доходов от энергоносителей поддерживаемым спросом в Азии. Эти новые торговые потоки в конечном счете зависят от продаж российских энергоносителей по ценам ниже мировых Это работает когда цены высокие. Но цены не будут оставаться высокими вечно, поскольку риски рецессии в США и Европе растут, а рост экономики Китая в течении года ослабевает.
К сожалению Азия — единственный план Б который есть у Москвы и покупатели в Азии это очень хорошо понимают и используют
ЗАРАБАТЫВАЮЩИЙ, как на прилёте лебедей и чёрных и белых, так и в затяжные периоды распила!
РЭКОМЕНДУЮ!!!
(всё остальное уныло))
Придется связывать. Теперь быстрее, чем до СВО.
В этом плане населения в 10 раз больше чес в Европе.