Книга
Виталия Трофимова-Трофимова рассказывает, как создать фамильный бизнес и передать его по наследству. О том, в каком направлении начать думать о создании такого бизнеса и чем фамильный бизнес отличается от фамильного дела. Как накапливать человеческий, интеллектуальный, репутационный и финансовый капитал. Как вырастит приемников.
Считаю, что именно таких спикеров нужно приглашать на конференцию Смарт-Лаба.
К тому же Виталий живет в СПб.
Подробнее о чём книга.
В современной семье невозможно ни скопить влияние, ни передать его детям. Только 30% предприятий более-менее успешно управляются вторым поколением, только 3% — третьим.
В современном мире практически всегда за великими предками идут слабые и неспособные потомки.
Большинство бизнесов в России являются «сиротскими». Такими, которые не были унаследованы и никому не будут унаследованы. Это бизнесы, которые распадутся или будут проданы при жизни основателей. Если кто-то из них и захочет передать свое дело детям, вряд ли из этого что-то выйдет. Такие бизнесы просто не пригодны для передачи следующим поколениям. Между тем, в мире существуют фирмы, которым много веков, и они управляются одной фамилией: их современные руководители прямые потомки основателей.
В книге приводится список всех фирм, возраст которых более 300 лет. Среди фирм, основанных до 1300 года, 60 наименований.
Самыми старыми являются три японских отеля: Hishyama Onsen Keiunkan (705 год основания), Koman (Koman), Hoshi Ryukan (718). Не отстают производители вина, виски и пива. Самый старый производитель вина: Staffelter Hof (Германия, 862 год). Самый старый ресторан: St. Peter Stiftskulinarium (Австрия, 803).
Года именно 705, 718, 862, 803, а не 1705, 1718, 1862, 1803. Только такие старые фирмы имеет смысл рассматривать как образец для подражания.
Для обычных, нефамильных, людей возможность работать начинается после того, как они получат формальное образование, то есть после 20-25 лет.
Это приводит к тому, что человек в 20-25 лет начинает свою трудовую жизнь с нуля, когда выходит на работу и начинает накапливать связи в той отрасли, в которой работает.
Человек из фамилии впитывает все тонкость фамильного дела с молоком матери, когда старшие члены фамилии ведут разговоры за столом о тонкостях (в зависимости о того, из какой сферы фамилия) финансов, выращивании винограда, производства пива, приема посетителей отеля, и т.д.
А немного повзрослев, лет с 12-14 уже начинает участвовать в семейном бизнесе на самых низших ступенях, получает первый опыт. И так шаг за шагом, уже годам к 30 способен руководить одним из направлений фамильного бизнеса.
Нефамильных же к руководству, в лучшем случае, допускают годам к 50.
Что такое фамилия?
Автором «фамилия» понимается как familia Romana, который представляет собой не генеалогический, а социально-политичекий и экономический феномен.
Для тех, кто строит фамилию, важно понимать, что родственник — это ещё не член фамилии, а член фамилии может быть и не родственником.
Мы не можем выбирать себе родственников, но можем выбирать членов фамилии. Если какой-то из родственников не подходит по своим качествам, то его не включают с состав фамилии.
Фамилия — это, скорее, семья-предприятие. И как всякое предприятие, она должна стать единой и целой структурой, чтобы достичь успехов на поприще фамильного дела м фамильного бизнеса.
Фамильное проект сохраняет целостность, когда в него рекрутируются такие люди, которые эту целостность могут обеспечить.
В книге рассматриваются вопросы отличия фамилии от трудовой династии, морали рабов от морали господ, фамильной и личной собственности, инициации и ввода нового члена в фамильный круг, фамильное образование и чем оно отличается от государственного («машинного») образования, суверенности.
В морали рабов (Sklavenmoral) главными являются вопросы инфраструктуры, то количество имущества (квартир, машин, земельных участков, акций, денег и т.п.), которое удалось скопить за жизнь. Чаще всего люди с моралью рабов не могут грамотно воспитать своих потомков, чтобы те продолжали управлять наследством себе на пользу. Чаще всего потомки проматывают наследство и к концу их жизни не остаётся ничего.
Рабы воспитывают в себе уникальность. Уникальные рабы на невольничьем рынке стоят дороже.
В морали господ (Herrenmoral) вопросы инфраструктуры не играют решающей роли, главный вопрос, который задают себе господа — «кем я могу ещё стать?». Господин делает, что хочет (а хочет он быть лучше, чем что-либо в этом мире) и это приносит ему удовольствие и снимает вопрос о смысле жизни.
Мир делится на три уровня:
1) инфраструктура (здания, заводы автомобили, имения, поместья, деньги, и т.п.);
2) антропоструктура (люди и их взаимоотношения);
3) ультрастуруктура (если совсем коротко, то это уровень смыслов, ценностей, миссии, но ни одно из этих слов не описывает этот уровень достаточно полно).
В фамилиях в ультрастуруктуру входят: девиз и герб, фамильная семиотика, фамильное имя и порядок имянаречения, календарь фамильных праздников (отличающихся от общенациональных; включает ультрастуруктурные, антропоструктурные и инфраструктурные праздники), мифоритуальный туннель (МРТ).
Смысл мифоритуального туннеля в том, чтобы дать однозначные или узковероятностные ответы на жизненные проблемы, с которыми сталкиваются все новые члены фамилии. Мифоритуальный туннель, будучи созданным, практически не требует сил для его поддержания.
Основные вопросы, на которые отвечает МРТ:
1. Рожаем ли? Скольких рожаем? Для чего рожаем? В каком возрасте? Что делаем и что читаем перед родами? Как называем ребенка?
2. Отдаем ли в садик? Как воспитываем? Что одобряем? Что осуждаем? Как наказываем? Чему учим? Во что играем? Где растим? Что читаем? Что запрещает?
3. При достижении совершеннолетия: что доверяем? Где учимся? Чем занимаемся? Как проводим досуг? Когда признаки взрослым?
И другие вопросы, которые относятся ко взрослой жизни, браку, смерти…
https://www.youtube.com/watch?v=nR6pH2EzP8Q