Добрый день, дамы и господа.
Сегодня я хочу поделится небольшой историей взаимодействия с брокером Тинькофф.
Как-то пару лет назад открыл счет и вложил свое первое бабло, все шло неплохо, потом откатился в 0, потом февраль… Но я не об успехах и неудачах хочу рассказать, а об особенностях дистанционного обслуживания.
Санкции, шманкции и прочая лабуда постоянно нависает над народом России, причины разные, не важно. Важно что есть риск.
Думаю, а что если и Тинькофф полетит в направлении других участников рынка, что делать? А может сейчас куда метнутся? А как менять брокера?
В общем набор вопросов вы поняли.
Открываю приложение, спрашиваю представителя самого технологичного банка нашей необъятной родины — Как мне перевести депозитарий другому брокеру?
Первый ответ явно стандартный, срипт торможения:
Мы не рекомендуем делать депозитарный перевод. Это весьма длительный и неудобный процесс, может занять до 30 дней. На всё время перевода бумаги будут заморожены на счете, и их нельзя будет продать, даже в случае резкого изменения цены. Есть следующие риски, которые задержат или отменят перевод:
• После подачи поручений по ним может прийти отказ от вышестоящего депозитария.
• Если в поручениях будут указаны неправильные реквизиты.
• Если имеются расхождения данных в поручениях.
• Если другой брокер не выставит встречное поручение вовремя.
Во всех этих случаях придется ещё раз подписывать поручения. Фактически, процесс перевода начнется заново, поэтому это снова займет до 30 дней
Ну ладно, думаю я, ни чего страшно. 30 дней так 30 дней, задаю вопрос про встречное поручения, ну понять то надо, да? Но скрипт еще не выполнен, ловлю продолжение:
Для подачи поручений вам нужно обратиться к нам для подготовки поручений. Для подготовки потребуется предоставить информацию о переводимых бумагах и реквизиты стороннего брокера. Сперва подаются поручения на списание ценных бумаг в Тинькофф, далее поручения на их зачисление другому брокеру.
Поручения к нам можно подать 2 способами:
Личным визитом в офис по адресу: г. Москва, м. Дмитровская, БЦ «Мирленд», ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 26.
По почте РФ (их необходимо будет нотариально заверить):
Куда: 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 26.
Кому: Тинькофф Банк, управление депозитарных операций.
Далее поручения направляются в вышестоящий депозитарий, тот их сравнивает и исполняет/не исполняет.
Можно через почту отправить поручения. К сожалению, такой порядок перевода. Это очень сложный процесс сам по себе. Проще всего продать активы и вывести деньги.
Вот это да, технологии поломались, едь в Москву или дуй к Нотариусу, а еще возможна ошибка и какое-то встречное поручение не дошло, тогда повторяем.
А что случилось с дистанционным обслуживанием? Ну я то умный че, обучен многому, читал на досуге Федеральный закон от 06.04.2011 №63- ФЗ «Об электронной подписи» (далее — 63-ФЗ), на основе которого, кстати, и происходит взаимодействие между мной и брокером посредству приложения.
Конечно же начинаю сыпать вопросами, мол почему не можно направить данное поручение посредством простой Электронной подписи (далее — ЭП), которую стороны согласились использовать при заключении договора? Я же верифицированный организм, соглашение есть, правила использования описаны, федеральный закон предусмотрен. Сразу закидываю более глубокую мысль — использование Квалифицированной Электронной подписи в документах (далее КЭП) — признание таких документов равнозначными бумажным на территории РФ (статья 6, 63-ФЗ).
А что нет? Чуть диалога:
-Депозитарный перевод всегда так проводился. Порядок неизменный. ЭП нет такого способа подписать поручения у нас. Я вас понимаю, извините за неудобства.
-63-фз, Статья 6, Вы еще соблюдаете законы РФ?
-Этот закон носит рекомендательный характер.
Рекомендательный характер, Федеральный закон, сюр. Я еще выдал немного аргументов, тишина… Человек просто перестал со мной разговаривать, отключился. Круто?
Через какое-то время появилось новое лицо и все началось сначала. Та же лажа, едь к нам в офис. Забыл сказать я не из Москвы, и ладно это, но мне как-то стало за банк обидно и людей жалко. Издевательство на ровном месте.
Новое лицо мне рассказывает что использование ЭП невозможно, так как брокер работает по Регламенту. Дает ссылку на Регламент. Дела, закон наш позволяет и заставляет признавать электронные документы подписанные КЭП, а их регламент нет. Выходит что Регламент Тинькофф банка выше Федерального закона, во это да. Запах керосина чуете?
Опять рассказывают что-то про сложности депозитарного перевода. В общем шлют меня. А вопросов все больше и больше, а они уже посыпались.
Ладно, раз пошла такая волокита нужно делать все официально. Как говорит моя жена «Без бумажки ты какашка, а с бумажкой человек».
Нужно получить ответ на бумажке. Надеюсь претензию не нужно заверять у Нотариуса или везти в Москву лично. Уточняю, вроде бы все ок, принимает через чат. Запрашиваю ответ на бумаге или в электронной форме подписанной КЭП представителя банка. Запрос приняли, сказали через неделю все будет. Ок.
Прошло дней 5+-, в чате:
Здравствуйте! Мы проверили информацию по вашему обращению. Сейчас нет возможности принимать документы, подписанные электронной подписью. Согласно регламенту, мы имеем право устанавливать каналы, по которым мы принимаем документы. Квалифицированная электронная подпись действительно равна бумажной с юридической точки зрения и мы работаем над тем, чтобы реализовать возможность для клиентов подавать документы в электронном виде. При этом мы не можем назвать точный срок реализации такой функции. Если вам нужен официальный, юридически обоснованный ответ банка, пожалуйста, направьте нам обращение согласно регламенту по почте РФ.
Эх… Пора читать их регламент и по тихоньку выкидывать им же -
Регламент , глава 7, пункт 7.1.2-7.1.4 сообщает что жалоба, на бумажном носителе с собственноручной подписью, может быть направлена через личный кабинет.
Так же, пункт 3.1.2 регламента: Депонент вправе направлять Депозитарию посредством Личного кабинета в виде Сообщений электронные образы подписанных Депонентом Поручений на информационную операцию, оформленных на бумажном носителе. Стороны признают, что электронный образ подписанного Депонентом Поручения на информационную операцию, оформленного на бумажном носителе и направленный посредством Личного кабинета, является надлежащим образом оформленным Поручением, имеющим юридическую силу оригинала документа.
Чуете да, регламент-то все описал и позволяет скидывать им электронные образы в чат приложения. Человек на том конце начинает задавать вопросы что же я хочу? Подать жалобу, перевести депозитарий? Я все хочу, только мне почему-то отказывают. Ладно хоть не первый раз ловлю отказы (:
Начинаю спрашивать как так и представитель брокера вроде начинает сдавать назад, уточняет у меня какие бумаги хочу перекинуть, куда и все в это духе. Ага, щас. Вопросы то уже сформированы, я хочу знать почему ответы противоречат регламенту и увидеть явное подтверждение возможности удаленного перевода депозитария. А не вот это:
Организм я хочу помочь, возможно вы сможете оформить депозитарный перевод через меня, оператора.
Для этого мне понадобятся депозитарные реквизиты брокера которому вы будете переводить
Пришлите пожалуйста, Депозитарные реквизиты брокера, к которому вы хотите перевести бумаги
Напомню, я всего лишь хотел узнать как делать перевод депозитария, а не делать перевод. А так как ответ был не совсем адекватный для банка-удаленки, начал искать компромисс\альтернативу, да называйте как хотите. Требую подтвердить что я могу перевести бумаги, пока РФ.
Очередной ответ смешанный с прошлым скриптом:
Я уточнил, по вашему вопросу.
Поручения можно передать двумя способами:
На встрече в офисе Тинькофф по адресу БЦ «Мирленд», г. Москва, ул. 2-я Хуторская, 38А с26.
Отправить поручения Почтой России, по адресу: 127287, г. Москва, ул. Хуторская — 2я, д.38А, стр. 26. Документы должны быть заверены у нотариуса.
Почему только такие способы?
Согласно требованиям пункта 2.2 № 542-П «О требованиях к осуществлению депозитарной деятельности при формировании записей на основании документов, относящихся к ведению депозитарного учета, а также документов, связанных с учетом и переходом прав на ценные бумаги, и при хранении указанных документов» от 13.05.2016.
Опана, а чего это за новый документ? Лезем искать, поиск выдал
постановление Банка РФ, читаю и недоумеваю. Причем тут я? Немойму. Пробегаюсь по всему документу, нахожу вот такое, пункт 1.4:
1.4. Записи в учетный регистр, указанный в пункте 1.3 настоящего Положения, вносятся на основании анкеты депонента или документов о внесении изменений в анкету депонента, подписанных депонентом или, в случае подтверждения соответствующих полномочий, его представителем.Записи в учетном регистре, указанном в пункте 1.3 настоящего Положения, должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать депонента, в том числе сведения, предусмотренные для представления держателю реестра владельцев ценных бумаг при открытии соответствующего лицевого счета, а также реквизиты банковского счета, на который будут перечисляться доходы и (или)выплаты по ценным бумагам.
Ну вроде подходит (раз мне херню, лови в ответ), как бы Брокер доверенное лицо, документ для вас, я тут умываю руки. О том что надо тащить на бумаге ни где не написано.
В регламенте описаны три варианта взаимодействия с брокером:
1. Через личный кабинет, посредством направления обращений/заявлений/поручений.
2. Лично.
3. По почте.
Перевод депозитария = поручение брокеру. Что надо то? Чего ваааааще происходит? Оператор исчез, как в прошлый раз, через какое-то время новое лицо сообщает что ответят через неделю, через еще неделю, неделю… В общем пошли по регламенту — 30 дней.
Осталось совсем немножко до 30 дневного срока:.
Здравствуйте!
Извините за долгий ответ!
Согласно п.11.14 Регламента Брокер вправе потребовать предоставления Инвестором на бумажном носителе копии ранее направленного Поручения Инвестора по форме, установленной Регламентом, а Инвестор обязан предоставить указанную копию ранее направленного Поручения Инвестора в срок, установленный Брокером.
С Регламентом вы можете ознакомиться тут
В пункте 3.1.1 Условий Осуществления Депозитарной Деятельности (далее УОДД) говорится, что депозитарное поручение, направляемое Депонентом Депозитарию в виде Документа на бумажном носителе, подписывается Депонентом собственноручно в присутствии работника Депозитария с удостоверением указанной подписи работником Депозитария и вручается работнику Депозитария, либо подписывается Депонентом собственноручно с удостоверением указанной подписи нотариусом и направляется курьерской службой (службой экспресс доставки) или предварительно оплаченным заказным письмом с уведомлением о вручении, либо ценным почтовым отправлением с уведомлением о вручении с описью вложения по адресу места нахождения Депозитария.
В этом же пункте говорится, что Депозитарий принимает от Депонента Депозитарные поручения и Заявления на бумажном носителе, оформленные по форме Поручений (Заявления), приведенных в качестве Приложений к настоящим Условиям, с соблюдением требований законодательства РФ, нормативных актов Банка России, Стандарта, Условий, Инструкции по заполнению Депозитарных поручений и Заявлений Акционерного общества «Тинькофф Банк».
Также, в п.3.1.2 УОДД говорится, что Депозитарий принимает от Депонента поручения в эл.виде только при условии реализации Депозитарием указанной технической возможности.
Ссылка на документ .
К сожалению, без поручения, подписанного в присутствии представителя Тинькофф, либо в присутствии нотариуса с заверением, выполнить перевод не получится.
Актуален перевод бумаг для вас при подаче бумажных поручений на депозитарную операцию?
Знаете что, брокер в праве требовать бумажные копии поручения отправленного ранее, хорошо. Во первых я не направлял поручения на перевод депозитария которое исполнил брокер, во вторых копия идет по форме к регламенту, а данное поручение не предусмотрено Регламентом, значит пункт к ситуации не относиться. А еще, у Брокера нет технической возможности принимать такие поручения, как я мог направить его и теперь необходимо готовить копию чего?
И глава 3, к которой относится пункт 3.1.2. описывает правила взаимодействия через личный кабинет пользователя.
В общем, какая-то лажа. Необдуманные отмазки, ни каких подтверждений невозможности выполнения удаленного поручения, ни разу не попали даже рядом. Юристы дно пробили несколько раз, русские точно. (:
Добился от них направления официального ответа на бумажном носителе, жду когда пришлют, чую что в ответе будет вода или вообще не по теме. Начинаю формировать жалобу для подачи в контролирующие орган — ЦБ РФ.
Хочет кто присоединиться?
Мир, труд, май.
Здравствуйте.
Мы действительно принимаем поручение на депозитарный перевод только при личном визите в офис или по почте, если вы предварительно заверили его у нотариуса. Хотим детально проверить все консультации. Пришлите, пожалуйста, ваши ФИО и дату рождения нам в личные сообщения.
Опять же, зачем вы просите мои данные если все ровно не даете возможность подать поручение на работу с депозитарием через личный кабинет в соответствии с правилами описанными в вашем Регламенте?
Организм, мы ценим удобство наших клиентов, поэтому постоянно развиваемся в этом направлении. Возможно, в будущем еще будут изменения в этом процессе.
Запросили информацию выше, чтобы проверить консультации и ситуацию в целом. Проверим, чем сможем помочь.
Вы опозорились Тиньков, сгорели на мелочи, вся ваша хваленная дистанционка фуфло. И акции ваши упадут до 1000 или 500р. А потом вас поглотит какой нить ВТБ.
Люди бегите оттуда.
не может этого быть
мавроди не зря умер
А причем тут укроп? Вы тоже копейку отрабатываете?
ROman Svobodnov, Депозита́рий (от лат. depositarium — хранилище). Определения понияти процесса предоставлено представителями банка. Мне в целом не важно как это будет называться: перевод ценных бумаг к другому брокеру; депозитарный перевод ценных бумаг; перевод депозитария; передача акций. Пофигу. Хотите чем-то помочь, пишите, хотите посмеяться, смотрите ваш любимый фильм про дебилов.