середине апреля 2020 года на мировом рынке нефти случился коллапс: цены впервые в истории стали отрицательными. И хотя касалось это лишь американского сорта WTI и единственного контракта на него с поставкой в мае 2020 года, событие тем не менее вызвало панику и заставило говорить о наступлении новой эпохи, в которой нефть будет не нужна, а добывающие ее страны ждет разорение. Но главными пострадавшими оказались не они: государственные бюджеты почти не зависят от краткосрочных колебаний котировок, чего не скажешь о непосредственных участниках торгов. Многие из них — простые люди, рискующие своими деньгами ради дополнительного заработка. Никто до последнего не верил в реальность происходящего и в то, что убытки, а вместе с ними и долги.
Из-под земли достали
Добываемая в мире нефть неоднородна: в зависимости от страны или отдельного региона могут сильно различаться качество и характеристики, главные из которых плотность и содержание серы. Более качественным считается низкосернистое топливо с низкой плотностью. Из нескольких десятков сортов (почти у каждой страны-экспортера есть свой) выделяют два эталонных: североевропейский (в основном норвежский) Brent и американский WTI. Именно на них ориентируются остальные продавцы, устанавливая надбавку или скидку к базовой цене. Они же торгуются на главных мировых биржах. В прошлом году столичный эмират ОАЭ Абу-Даби готовился вывести на рынок собственный сорт Murban, но признания в качестве полноценного эталона он пока не получил, ограничиваясь ролью регионального ориентира.
ОТКЛЮЧИТЬ РЕКЛАМУ
Последние десять лет Brent стоит дороже WTI, и разница постоянно меняется, хотя несколько десятилетий вплоть до 2010-го расклад был противоположным. Такое положение объясняется сразу несколькими причинами. Наибольшее влияние оказала «сланцевая революция», когда на мировом рынке резко возросло предложение нефти, схожей по характеристикам с WTI, — покупатели стали ценить ее чуть меньше. Кроме того, США расположены дальше от основных потребителей, нежели Северная Европа. Профессиональные трейдеры, связывающие изначальных продавцов (добывающие компании) и покупателей (нефтеперерабатывающие заводы), вынуждены тратить больше на доставку. Чтобы не отпугивать клиентов высокой конечной ценой, они снижают расходы, с чем вынуждены считаться нефтяники.
Нефтехранилища в торговом хабе в нидерландском Роттердаме
Нефтехранилища в торговом хабе в нидерландском Роттердаме
Фото: Dean Mouhtaropoulos / Getty Images
Чтобы цены были более справедливыми и соответствовали интересам всех сторон, нефтью начали торговать на бирже. Хотя существенная доля поставок по-прежнему производится по долгосрочным контрактам, параметры которых определяются заранее на все время действия, то есть на годы и десятилетия вперед. Главные мировые площадки — лондонская ICE, где устанавливаются котировки Brent, и нью-йоркская NYMEX (входит в группу Чикагской товарной биржи CME), на которой торгуется WTI. Именно их котировки называют, когда говорят о текущих ценах на нефть. В обоих случаях речь идет о фьючерсных контрактах: при их покупке или продаже фиксируются цены на будущее. По сути, они представляют собой договоренность об отложенной сделке на заранее известных условиях, поэтому продать фьючерс может каждый, у кого есть (или к моменту исполнения сделки будет) базовый товар.
Благодаря фьючерсам и добывающие компании, и нефтеперерабатывающие заводы страхуются от возможных колебаний: первые продают, а вторые покупают нефть по цене, которую считают приемлемой. Трейдеры лишены многих рисков, поскольку не несут расходов по добыче, и часто прибегают к самой популярной схеме: получают физическую нефть от добывающих компаний по долгосрочным контрактам или через фьючерсы и продают фьючерсы на нее на несколько месяцев вперед. Основную прибыль при этом они получают за счет контанго — стандартной для биржевых торгов ситуации, когда цены в будущем выше текущих, а контракты на более отдаленную перспективу стоят дороже.
Главная задача трейдеров — найти возможность для хранения нефти до момента поставки по фьючерсу. Чаще всего они арендуют резервуары на суше или гигантские морские танкеры, самые вместительные из которых рассчитаны на миллионы баррелей. Если хранить топливо негде, профессиональные торговцы могут продать ее на одном из хабов — это торговые площадки, где покупатели договариваются с продавцами и тут же получают товар. Ожидание поставки после совершения сделки в таких местах составляет не месяцы, а всего два дня. Но в этом случае трейдеру требуется предварительно доставить груз до хаба и разместить в небольшом хранилище при нем. Главные находятся в нидерландском Роттердаме (для Brent), американском Кушинге (для WTI) и Сингапуре (торгуются разные сорта).