Блог им. AzatShavaliev

Как падали цены на недвижимость в 2015 году

    • 07 января 2022, 09:54
    • |
    • хм
      Популярный автор
  • Еще

Довольно часто я встречаю комментарии, что графики цен на недвижимость от IRN не заслуживают доверия.

Речь об этих картинках, которые сторонники секты падения цен (я в их числе) распространяют по Интернету.

  Цены в рублях. Источник: IRN Цены в рублях. Источник: IRN   Цены в долларах. Источник: IRN Цены в долларах. Источник: IRN

К слову хочу добавить, что там же можно найти и цены по районам. Если Вы следили за каким-либо районом самостоятельно и знаете порядок цен, то так будет проще убедиться в достоверности данных этого портала.

  Цены в Новокосино. Источник: IRN Цены в Новокосино. Источник: IRN

Но речь сейчас не об этих заезженных вдоль и поперек графиках, а об альтернативном источнике информации. Благо найти такой не составляет никакого труда. Заходите на РБК, вбиваете в поиске «недвижимость» и ставите фильтр по дате

  Как падали цены на недвижимость в 2015 году 

Дальше остается только выбрать наиболее подходящий материал.

Я остановился на вот этом и хочу разобрать несколько особо интересных на мой взгляд моментов.

Практически каждый месяц рынок ставил новые антирекорды по цене, говорит Калюжнова. Если в ноябре аналитики «Метриум Групп» называли самым дешевым в Москве проект «Царицыно-2», где стоимость 1 кв. м начиналась от 109 тыс. руб., то уже в декабре ГК «Мортон» вывела на продажу свой проект в Люблино с ценой от 105 тыс. руб.

В какой локации находится ЖК Царицыно-2 можете посмотреть сами, но самый сок заключается в том, что этот ЖК не введен в эксплуатацию до сих пор.

ЦАРИЦЫНО-2
Корпуса 23, 24, 25
Мы только вчера поздравляли дольщиков этих корпусов с получением РВЭ (разрешение на ввод в эксплуатацию).
Если вернуться чуть назад и полистать отписки Москомстройинвеста, то там фигурировали даты 31.12.2019г., 30.06.2020г., 31.12.2020г., далее каждый квартал 2021г. Ну все-таки, под нажимом, уложились до 31.12.2021г.
В очередной (не последний) раз напоминаем, что для нас это промежуточный этап, нам нужен дом о остеклением, законченным фасадом, работающими лифтами, наличием воды, отопления и т.д.
Не все из этого есть. МОС-1 сразу взял промежуток времени на доделки до 15 января 2022 года. Что из практики означает месяца так 3, т.е. до марта.
Опять напомним, нам нужен готовый, законченный строительством дом, а не недострой (за примером далеко ходить не надо, бывшие строительные 5.1 и 5.4, которые сдали без лифтов).

Да, дамы и господа, жилье в этой самой Москве в пределах МКАДа могут не достроить в обещанный срок. Как думаете, можно ли не платить по этой причине ипотеку банку ?

Спасёт ли от подобных ситуаций переход на эскроу нам ещё предстоит узнать. Но могу сказать, от чего эскроу точно не спасет- от курсовой разницы.

Едем дальше

Руководитель департамента аналитики «Бест-Новострой» Сергей Лобжанидзе предполагает, что средняя цена 1 кв. м в сегменте массового жилья в Москве снизилась за год со 170 тыс. до 150 тыс. руб., то есть почти на 12%

В принципе показатели падения можно прикинуть и на графиках IRN, но многие все равно не верят что падение на 12% за год возможно. А ведь рост в 2014 году был далеко не такой, как в 2020/2021

Рекордная застройка
Ввод жилья по итогам 2015 года составит 70–75 млн кв. м против 83 млн в 2014-м, говорил в конце декабря глава Минстроя Михаил Мень. По данным Росстата, динамика все-таки положительная: за 11 месяцев рост объема поступившего на рынок нового жилья —​ 66,7 млн кв. м — составил 3,4% в сравнении с тем же периодом 2014-го.
  Источник: РБК Источник: РБК

В 2014 рекорд, в 2015 все в открытую признают падение цен. Ничего не напоминает ? Вот только численность населения в те года росла, а не падала

  Как падали цены на недвижимость в 2015 году 
Предложение жилья в Москве беспрецедентно огромно, а с учетом проектов, планирующихся на следующий год, будет еще больше», — подчеркивает Калюжнова. Так, уже сейчас запущено несколько крупных проектов по редевелопменту, например, бывших территорий завода «Серп и Молот» и ЗИЛа, промзон в Марьино и Грайвороново на юго-востоке Москвы.
Рынок сегодня затоварен, избыток предложения наблюдается в большинстве крупных городов России, говорит гендиректор портала «Мир квартир» Павел Луценко: «Например, в Новосибирске за последние два года объем предложения вырос более чем вдвое, в Екатеринбурге — в два раза, в Петербурге и Ленинградской области — на 60–70%». В других городах-миллионниках, в том числе в Нижнем Новгороде, Самаре, Челябинске и Омске, годовой прирост предложения в части новостроек был не ниже 20–30%, добавляет Луценко.

 

Так же стоит отметить, что в 2014-2015 годах тоже была льготная ипотека, только не 6%, а 10-12%

От реализации самого негативного сценария рынок жилья спасла господдержка ипотеки, считают застройщики. В начале 2015-го ставки по ипотечным кредитам подскочили до 14–15% годовых, резко снизив спрос со стороны покупателей, использующих ипотеку: больше всего от этого пострадал масс-маркет, где доля ипотечных покупателей в общем объеме сделок достигала 40–50%. В перспективе трех-четырех месяцев рынок ждали бы кассовые разрывы, а следом за ними и массовые банкротства девелоперов, говорил гендиректор риелторской группы НДВ Александр Хрусталев.

 

И пелись все те же песни о подорожании стройматериалов и себестоимости

«Думаю, что застройщики будут банкротиться, но квартиры дешеветь не будут. ​Есть порог себестоимости. Как ты будешь снижать цену, если у тебя есть порог рентабельности?» — объяснял Ручьев из ГК «Мортон».
Строительные материалы за девять месяцев 2015-го подорожали на 10–20%, инженерное оборудование и отделочные материалы — на 20–40%, некоторые позиции, например кабель или сантехника, — на 69 и 45%, подсчитал Сагирян из компании «РКС-Девелопмент». «В регионах новостройки изначально возводятся с более низкой рентабельностью, чем в Москве и Подмосковье, — говорит он. — Они находятся в состоянии, когда уже, по сути, сошлись в одной точке и цены на квартиры и затраты на их строительство».

 

Впрочем всё это не скорректировало негативные прогнозы на 2016 (которые сбылись)

В наступающем году цены на квартиры продолжат снижаться, единодушны эксперты. В компании «ИРН-Консалтинг» прогнозируют, что средняя цена 1 кв. м во всех новостройках Москвы, расположенных между ТТК и МКАД, снизится к концу 2016-го до 185 тыс. руб., а в 2017-м — до 160 тыс. руб.

Хочется отметить, что хотя общего между текущим положением дел и тем, что происходило в 2015 году достаточно много, но все же есть и существенные различия.

  • Природа общего финансового кризиса была иной — обвал локальной валюты и санкции против мирового пандемического кризиса.
  • Льготная ипотека не разогнала цены, а наоборот пыталась удержать их от еще большего падения.
  • Не было удручающей смертности и убыли населения, которая так же оказывает негативный эффект на рынок жилья (уменьшается спрос и увеличивается предложение)

С моей точки зрения все эти различия идут не в пользу нынешней ситуации, и кризис может оказаться куда более серьезным, чем 6-7 лет назад.




Текущая динамика цен на декабрь 2021 года.

Для оценки ситуации в декабре воспользуемся тремя источниками. Два из них дают информацию по ценам совершённых сделок: первый по вторичной недвижимости, второй по первичной. Третий источник сообщает о ценах предложений на первичном и вторичном рынках (пожеланиях продавцов).

Цена реальных сделок.

(Вторичный рынок).

Индекс московской недвижимости московской биржи MREDC (ДомКлик).

Касается сделок купли-продажи квартир в домах, находящихся в эксплуатации, то есть вторичной недвижимости. Отражает данные об ипотечных сделках, заключённых со Сбербанком и прошедших регистрацию в Росреестре, содержит информацию о средней величине стоимости этих сделок (если она не превышает 30 млн.руб.).

  Динамика московских цен на недвижимость в декабре (данные из открытых источников). 

Цены выросли с 252,8 тыс.руб.м2 до 257,4 тыс.руб.м2, то есть на 1,7%.

(Первичный рынок).

ЕИСЖС. Договора долевого участия с уплатой взносов в компенсационный фонд.

Касается сделок по квартирам в строящихся домах. Учитываются все сделки (как ипотечные, так и не ипотечные), но с одним условием. Это не договора ДДУ с использованием механизма эскроу. Это сделки с уплатой застройщиками взносов в компенсационный фонд, то есть только часть от общего количества сделок. В ноябре (последний месяц с полными данными) таких было 23% от всех совершённых. Данные ЕИСЖС отражают среднюю цену сделок, прошедших регистрацию в Росреестре.

  Динамика московских цен на недвижимость в декабре (данные из открытых источников).   Динамика московских цен на недвижимость в декабре (данные из открытых источников). 

Средняя цена сделок упала с 234,3 до 231,5 тыс.м2, то есть на 1,2%.

Снижение цен в реальных сделках продолжается непрерывно с августа, когда среднее значение было максимальным: 254,9 тыс.руб.м2. За четыре месяца цены снизились 9,2%.

И обратите внимание ещё на одно обстоятельство – никакого предновогоднего ажиотажа с реализацией не случилось. Продажи в декабре даже немного упали в сравнении с ноябрём. И это при том, что в первую неделю ноября был объявлен локдаун и сделки с недвижимостью не регистрировались, чего в декабре не было. Рынок «остывает».

Цены предложений (первичный и вторичный рынки).

ДомКлик (открытые данные).

Отражают средние цены предложений продавцов жилой недвижимости на основании объявлений о продаже, размещённых в агрегаторах (в декабре – 194 тысячи объявлений).

  Динамика московских цен на недвижимость в декабре (данные из открытых источников). 

К 31 декабря цены за месяц снизились на 12,2 тыс.руб.м2, или на 3,8% по первичной недвижимости, и на 21,1 тыс.руб.м2 или на 8,5% по вторичной недвижимости.

Рынок «остывает» и здесь – не только по спросу (см. выше), но и по предложению.

Обращаю внимание, в начале января динамика понижения сохранилась. Цены предложений в объявлениях о продажах продолжают падать.

Вот данные на 5 января.

  Динамика московских цен на недвижимость в декабре (данные из открытых источников). 

И ещё. Так как меня, в первую очередь, интересуют новостройки, я хочу показать вам насколько снизили свои «хотелки» продавцы первичной недвижимости за прошедшие месяцы.

Максимальные цены в объявлениях были в сентябре.

  Динамика московских цен на недвижимость в декабре (данные из открытых источников). 

Тогда цена составляла 316,9 тыс.руб.м2. Сейчас 296,5 тыс.руб.м2. Снижение на 6,7%.

Итак, что мы видим по итогам декабря:
1. Цены в совершённых сделках (и ипотечных и не ипотечных) на первичном рынке в декабре немного снизились – на 1,2%
2. Цены в совершённых ипотечных сделках на вторичном рынке немного выросли – на 1,7%.
3. Цены предложений на первичном рынке снизились на 3,8%.
4. Цены предложений на вторичном рынке снизились сильнее всего – на 8,5%.



★12
64 комментария
привет из Новокосино)
avatar
В нынче модном Казахстане живет около 4 млн русских, даже если приедет процентов десять, сметут все что есть в Мск по приемлемой цене.
avatar
drow, кто хотел давно приехал. Из тех кто остались либо пенсионеры, которые ни куда не поедут либо молодежь, которая скорее выберет Европу.

Русские это вообще что в вашем понимании?
ЦА московских цен явно нищее население Казахстана. С таким же успехом можно утверждать, что люди с деревень поедут сметать московскую недвижимость.
avatar
dekab1, русские из кз на 90 процентов осядут в провинции рф.
avatar
Евгений Гордеев, точно так. первая жена из семьи беженцев из Казахстана, в конце 90х уехали. чудом удалось квартиру в Белгороде купить
при том, что была куча активов в РК
drow, ну да ведь в Казахстане живут одни миллионеры и бунты устраивают потому что слишком много денег
avatar
drow, у этих 10% русских нет таких денег, это не русские немцы из Германии возвращаются. Все кто мог, их КЗ уже давно уехали, сейчас слышал возвращаются по госпрограмме, на ДВ, но по этой программе РФ платит копейки по нынешним меркам.
drow, Оренбург и Челябинск в лучшем случае, в Оренбурге казахи с 14 года скупают и землю и квартиры.
drow, все в МСК/МО приедут?
avatar
Сразу всем отвечу,
во-первых, пока гром не грянет, мужик не перекрестится,
во-вторых, когда жопа в огне деньги быстро находятся,
в-третьих, в 4 млн русских пенсов в Казахстане, как-то не верится,
в-четвертых, хватит и обычного замещения, мигрант покупает квартиру в Омске, житель Омска в Мск
в-пятых, какая нах. Европа, там ценник выше и переезд на ПМЖ сложнее.
в-шестых, вместе с русскими побегут и просветленные казахи и прочие национальности. блин да хватит даже приезда родственников тех, кто уже обжился в РФ.
avatar
drow, 
2. Сможете быстро сегодня найти 12 млн руб? Это же так просто.

4. Посмеялся))
Чтобы купить квартиру в Москве в Омске нужно продать 5 квартир.

5. При выборе Москва или Европа, выбор за Европой, там тупо условия лучше.


avatar
dekab1, ипотека меняет все, как для жителя Казахстана, так и для жителя Омска
avatar
drow, какая ипотека, посчитай сколько надо процентов платить хотя бы с половины этой суммы, т.е. 6млн. Тебе же говорят, что кто успел уехать, давно уехали.
drow, а кто эту ипотеку тебе даст?) если ты не имеешь стажа на территории государства)
avatar
Евгений Гордеев, это все нюансы и частности, я лишь снял вопрос по убыванию населения. Имхо каждый шаг падения цены в МСК будет активировать свою прослойку желающих купить.
avatar
drow, эти нюансы не дают переехать 4 млн русского населения кз)
avatar
drow, узбакойся — будет движ, хватит ровно на одну 25-ти этажку за МКАДом )))
avatar
dekab1, реализовал мечту казахстанца в 2017 году на дне рынка.
Не нужно 12 млн сразу выкладывать на стол, хватит 2,4 млн.
А 12 это какая-никая, а трешка, значит работающих может быть 2,3,4 человека.
avatar
Владимир Владимирович, 12млн трёшка в Москве???
Сема, а что вас удивляет? Я в 17 брал за 8, сейчас около 12 наверное и есть.
avatar
Владимир Владимирович, ты бот что-ли, читай выше человек за 11млн однушку продал в 21 году
Сема, не тыкайте незнакомым.
При чем тут кто продал однушку? Вы считаете цена только от количесства комнать зависит? Есть и трешки по 10-11, и однушки по 12-15. Москва город контрастов.
avatar
Владимир Владимирович, гордый чель москвич? Ещё скажи 8млн в доме под снос)))
Сема, так по 11 брать треху будете, или так пустышка?
avatar
Сема, и по 11 есть и меньше.
avatar
drow, в Европе можно купить однушку за 100тыс, причём в нормальном месте, нахрен Москва сдалась за ту же однуху платить 12млн или 130 т евро!!!
Сема, В Европе — ты узбек, в однухе ( на приличную работу, сперва местных возьмут, а  в  МСК, ты разговариваешь на родном языке  и зарплата, неплохая, по уровню цен, не хуже, чем в Европе, да и что такое, для вас понятие Европа ( МСК,  тоже кстати  в Европе находится), есть небольшое количество,  стран, которые можно по уровню жизни с МСК сравнить ( Франция, Германия, Нидерланды,  Швейцария), но ни в какое сравнение не могут идти всякие Чехия, Польша, Испания, Италия, уж не говорю про Болгарию, Румынию и Проебалтику,  в Москве, больше возможностей для заработка, да и вообще, город в тыщу раз круче, столиц всех Европейских городов ( по чистоте, технологиям, транспорту итд)
avatar
LSV, про Германию веду речь, за 100т однушку ну, если не в Мюнхене, то в Берлине точно возьмёшь, а на счёт языка я бы не парился, дело наживное, сейчас в масквабаде, если английский язык не знаешь ты никто по ЗП дно, зато в масквабаде ты как в Узбекистане себя чувствуешь, куда не повернешься везде черные рожи, вопрос, а нахрена она эта однушка нужна за 12млн???
Сема, А там ждут? Визу как получить? Немцам собственность на недвижимость не нужна как правило, у них как раньше у нас соцнайм. При собственности в месяц придется за треху в Берлине 700-900 евро платить, а при найме 200. Если брать под сдачу, тоже не все так просто, если ты сдал в аренду городу, то арендатора фактического кому город отдал тебе жилье практически не выгнать уже, чтобы он там не делал. Продовать придется с ним, если что. Если кто купит такую квартиру. Вход рубль, выход дороже.
avatar
trd-u, вы вообще о чём? Какие 900 евро/месяц за трешку в собственности? У вас неверная информация, за съём да, вы столько будете платить, за коммуналку 200евро должно хватить.
LSV, Вот так читаю и прям представляю как обычного приезжего парня у которого кстати еще гражданство не готово берут на работу с зараплатой хватающей на жизнь в Москве и ипотеку. 
avatar
LSV, «столиц всех Европейских городов»
avatar
ВладиМир, столиц и всех Европейских городов- так подойдет?
avatar
 от курсовой разницы.

В типовом строительстве гвоздя импортного не используют. Та отрасль, где имортозамещение завершилось не начинавшись. Все таджики и киргизы живут здесь и зарплату в рублях считают, все катерпиллеры в лизинге. Жизненные запросы застройщиков, выраженные в СКВ — это про другое.
avatar
Сам занимался изучением вопроса недвижимости.
Не учтено:
— те кто планировал купить квартиру в 22-23 году сделали это в 20-21. минус спрос.
— доля ипотеки в новострое 70%. При ставках 10-12% и с текущими ценами можно только пожелать удачи застройщикам.
— субсидированные ипотеки не помогут, платеж все равно остается для большинства неподъемный.
— эскроу еще может помочь пережить 22 год, но в 23ем навярдли.
— застройщики на радостях понабирали участков под застройку — объем предложения вырастет. при этом уже год растут проектные остатки.
— держать деньги на депозите сейчас стало выгоднее чем вкладывать в недвижку.
— население продолжит убывать до 2030 года.

avatar
Все просто, ставка ЦБ, растет,   ищем момент для покупки, так как все продажи,  в основном, завязаны на ипотечниках ( народная ипотека, для МСК- 3 млн — это пыль), соответственно,  никто не покупает,  цены падают, ждем интересной цены — ну скажем, ставка к лету 9- 10% ( ипотека 11+%), цены ( от сегодняшних) на 10-15% вниз, рынок насыщен ликвидом, по норм, ценам — покупаем, как только, ставка ЦБ, вниз, ждем примерно ,, дна ,, 3-4% — соответственно ипотека  5-6% и бешеный рост недвиги — вот тут надо,  ее продавать. Пример, сам покупал ( в доме после реновации ), однуху ( с муниципальным ремонтом) Проспект Вернадского  54 — за 10,2 млн в 18 году, продал в ноябре 21 года, за 15, 4 млн, придётся налог заплатить( нет 5 лет, непрерывной собственности)с 5,2 млн — 670 тыр — но три года сдавал ее — за 42 тыр в месяц, так что и налог отбил, и заработок почти 6 млн ( с учётом аренды), а это 57% от вложенных средств,  за три года, считаю ге плохо.
avatar
LSV, в Москве может уже и падают, а в регионах растут. Льготная ипотека теперь до 3 млн. Но рост похоже на исходе. А росли вот почему:
Лучший покупатель — это запуганный человек. Ставки по ипотеке последние несколько месяцев растут.
Например: Одобрили человеку ипотеку под 8%, одобрение действует 3 мес, он бегает с выпученными глазами и готов взять по любой цене, укладывающейся в лимит. Если подавать заявку заново, то будет уже под 10%, а это примерно на 10% меньше сумма кредита, т.к. по ежемесячному платежу не пройдет. Он понимает, что сейчас или никогда, т.к. цены растут. Идеальная жертва. А продавать число желающих снизилось, т.к. продают с одной целью — купить побольше или из деревни в Москву. Но цены  растут и ставки растут, поэтому вообще ничего хорошего не продается. Вот такая идеальная ситуация для умного продавца. Но что то их сильно много стало умных. У меня 2е знакомых продали квартиры, верят в вечный рост, но купить нечего. И оба в Сбер под 7%, сидят довольные, т.к. проценты выше в 2 раза, чем была аренда. Долларов боятся, всего боятся (даже в Сбере разбили по 1,4 млн), но сидят. Значит и их должны поиметь через рост доллара. Тогда купят квартиры в последний момент перед падением. И вот только тогда цены вниз.

avatar
consar, Все, так, регионы, почти все под народные, три миллиона, подходят,  поэтому и рост, МСК — уже 2 рой месяц, как начала цена падать.
avatar
LSV, а за Питером не следишь, как там цены?
Сема, Не про Питер не знаю- но думаю, тр же что Москве — будет падение  ,  там ценник, тоже под ипотеку не подходит, думаю в МСК и Питере — недвига с середины лета будет интересна для покупки.
avatar
LSV, согласен, родственник взял ипотеку пару месяцев назад, под 4.5%, под рождение ребенка, для других ипотека выше 7%, при том, что хаты в Гетто Мурино подорожали за пару лет в два раза, сейчас двушка в Питере по цене как однушка в Москве, полагаю это край, если цена в Москве пойдет вниз, то и в Питере тоже, иначе народ желающий перебраться в Питер, начнёт подумывать о Москве.
consar, слушай, я вот не жду обвала рубля, именно сейчас
Сема, что значит сейчас и что понимать под обвалом? Полюбому будет так, как меньше всего ожидают. Доллар может ровно по наклонной ехать полгода как в 2014 (тогда никто так не ожидал). Или скачками +10р вверх, потом 10р вниз. +10 вверх хватит, чтобы боящиеся обвала рубля смели все оставшиеся квартиры. Для них 85р/доллар это обвал.
avatar
consar, именно, когда меньше всего ожидают, сейчас его ждёт большинство, не дадут, нужен сильный драйвер, падение будет внезапным, на растущей нефти не осыпется, нефть жду на 90.
Сема, как мы видим все ждали нападения хохлов на донбас и нашего ответа, а вышло вот что. Так что нападение талибов на Таджикистан  или турков на Армению, с последующим вводом сил ОДКБ и санциями вполне может быть черной птичкой. Это же и двинет и нефть и рубль на 90. Или вообще астероид упадет, я уже ничему не удивлюсь. Но квартиры в любом случае пока будут покупать, а продавцы бояться продавать.
avatar
consar, согласен насчёт страха продавцов продавать квартиры, я вообще думаю, лучше брать в новострое, пускай дороже, но на мой взгляд надёжнее, в уже сданном доме. С продаванами можно залететь, они ценник могут двигать как заблагорассудится
consar, хохол принял слово хохол на свой счет и заминусил) Нормальный украинец никогда на свой счет это слово не примет.
avatar
LSV, ха-ха, откуда ты?
LSV, В берлИне однуху вообще можно за 80 взять, под дюссиком за 130 весьма достойный вариант
LSV, ну так арабы в Европу, узбеки в Москву, я не хочу жить среди узбеков, в Германии не обязательно жить в больших городах, где много Муслимов, можно км в 30 от них, среди русских и немцев, а на счёт пожить в Европе, так у меня там знакомые живут, на ЗП одного члена семьи, со средним доходом купили себе таунхаус под дюсом, так, что не понимаю про какое Орехово-Зуево ты пишешь, оно мне не нужно.
росстат 😞
при нынешнем состоянии долгового рынка, я б на стадии котлована не брал.
перезанимать застройщикам всё сложнее, риски заморозки строек растут
Николай Помещенко, только сданный дом.
Сема, на сколько в среднем отличается цена квартиры на уровне котлована и цена после сдачи дома?
avatar
БиржеваяЖаба, я учитываю цену риска, а она выше чем разница между ценой котлована и сданным домом, сейчас вкладываться в котлован, это как играть в рулетку, а на последние не играют.
LSV, по вашему, что бы заниматься мировой экономикой, нужно обьездить все страны? )))))
выводы надо делать по объективным данным, а жить при этом можно и на острове
Спасибо за пост и интересную статистику.
Все, включая меня ждут падения, что бы закупиться для жизни (покупаю первую квартиру, если честно очень сильно подгорает от такого скачка цен на фоне стагнации за).
Аргументы за стагнацию — повышение цен (на новострой):

1) Эскроу. Факт в том что кассовых разрывов уже не будет, держать квартиры до сдачи дома по прежнему не выгодно, но все равно можно пол года сидеть без продаж.
2) Память рыбки — конечники уже привыкли к таким ценам за 2 года и готовы по ним брать. Для меня было шоком, что после отмены льготки продажи ещё ВЫРОСЛИ.
3) Семейная ипотека 4% это мощная поддержка.
4) Доступная ипотека — процент одобрения ипотеки резко вырос, сейчас ипотеку дают по 2м документам даже с малым пв. Этот факт многие недооценивают мне кажется.
5) Субсидии от застройщиков после окончания льготки — это фактически скидка процентов на 10, у некоторых даже 20. Но никто не даёт такие скидки напрямую, что бы не демпинговать цены.

Исходя из этого, я жду в 2022 г стагнацию цен с формальным их повышением на уровень инфляции. Ближе к 23 году Я жду что у кого нибудь из девелоперов сдадут нервы, и он начнет демпинговать цены на старте.
В 23-25 годах на рынок выйдет коммерческая реновация, и тогда всем будет весело)
avatar
Istari, скажите, пожалуйста, а намерение взять себе первое жилье у вас раньше 19го, или 20го возникло? К тому, что почему не стали брать сразу после введения льготной ставки?
Не поддельный интерес, тк как сам не стал влазить в эту историю. но видя, что цены выросли в разы сильнее, чем выгода от снижения ставки, задним умом понимаешь, что строго арифметически это явно не объясняется.
Тем не менее, тоже неторопливо ожидаю, что на горизонте лет 3ех хоть какое-то ощутимое снижение пойдёт.
К тому же, на вторичку вменяемых по своим меркам вариантов тоже не видать. То ли ушли все с продаж, но вот зачем? Из-за боязни, что ни во что нормальное оперативно потом не переложиться?..
Осторожный спекулянт, я молодой специалист, в 18 было мало денег на первый взнос, в 19 начал изучать рынок, на котором был переполох из за введения Эскроу.
При введении льготки на карантине из 10 экспертов 9 говорили о том что все рухнет, было страшно), да и акции в тот момент выглядели перспективнее. Купил летом акции пика и не пожалел.
avatar
Istari, Респект! Я вот не догадался про акции застройщиков на тот момент.
Благодарю за информацию!
Все эти графики напомнили мне каталог «нумизмата-барыги», который все время тычет его под нос, якобы «халявщикам» и говорит: какие 150-200 тысяч, эти сраные 2 копейки 1925 года? Смотри сюда: и  50 тыс.р не стоят, тем более если состояние на троечку.
Ему говоришь: да, да, бабушке это рассказывай. Для меня реальный спрос на аукционах, важнее твоего дырявого каталога.

И главное, когда барыга хочет купить что-то на халявку, показывает один каталог, ну скажем Васи Пупкина, а когда хочет продать дорого показывает другой каталог, типа Остапа Бендера.

Я это к чему? Просто я реально тусил среди многих застройщиков и перекупщиков и риелторов, еще 2017-18гг и это было по сравнению с официальными графиками цен, как «небо и земля». То есть, нижнюю официальную «ценовую планку» можно было смело делить на двое.
avatar
периоды падения цен на недвигу не видит тот, кто покупает ее раз в 5-10 лет.
avatar

теги блога хм

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн