Блог им. IBat

Почему замедлился прогресс человечества, но растет IT сектор?

Друзья, вы когда-нибудь задумывались над вопросами:

1. В 1903 году первый полет Братьев Райт, а уже в 1961 Юрий Гагарин побывал в космосе,
— но почему уровень космонавтики США 1970-х годов выглядит недостижимым в США 2021 года?
2. Первый ядерный реактор построен в 1942 году (США), первый термоядерный реактор в 1954 году (СССР),
— но почему спустя 67 лет мы так и не смогли перейти на управляемый термоядерный синтез?
3. Почему мы до сих пор получаем 95% энергии просто сжигая уголь, нефть и газ? где переход, например, на водород?
4. Первый промышленный робот был разработан в США в 1959 году,
— но почему сегодня массовая роботизация существует только на отдельных предприятиях в наиболее развитых странах?
5. Почему  IT-компании в 21 веке показали опережающий рост и как раз в сфере IT индустрии были достигнуты наибольшие сдвиги в развитии технологий?

Дело в том, что для создания абсолютно любых благ первична ВСЕГДА энергия. Поэтому мы сначала посмотрим как изменялось потребление энергии:
Почему замедлился прогресс человечества, но растет IT сектор?


Как видим, рост потребления связан именно с развитием Азии. Производной от этого факта является рост уровня жизни людей в азиатском регионе, например, в Китае, где уровень потребления энергии за 30 лет вырос в 4 раза.

Следующим важным критерием является эффективность источников энергии. Эффективность измеряется в EROI (energy returned on energy invested). Мировой EROI ископаемых источников энергии падает. Это связано с тем, что человечество в течение 20 века выработало наиболее легкодоступные месторождения углеводородов и угля, чья доля в глобальном энергобалансе до сих пор около 95%. Например, EROI нефти в 1930 было более 100 и от 10 до 30 сегодня. EROI угля в 1930-х более 100 и от 30 до 50 сегодня, EROI сланцевой нефти вообще порядка 5.

И так:
— любые достижения людей — производная от доступности и эффективности источников энергии
— эффективность источников энергии падает

Падение эффективности традиционных источников энергии в совокупности с их ограниченным объемом тормозит прогресс человечества. Напротив, IT отрасль не является энергоемкой, для ее развития нужно немного энергии. Принципиально новый уровень технологий и уровень жизни требует большего потребления энергии. И пока человечество не продвинулось в освоении большего количества энергии, нам остается довольствоваться достижениями лишь в неэнергоемких сферах.
★3
71 комментарий
Потому, что пропала нужда в инвестиционной составляющей прибавочной стоимости. Не работает больше марксова   Т-Д-Т '. Иной бренд теперь стоит дороже некоторых государств.
Нет необходимости себе на карман отбирать у работяг рабочее время и рост их производительности труда. Для этого теперь используют маркетинг, монетизируют мартышкину часть мозга потребителей. Продают им потёртые, рваные брюки по цене новых.

А работягам вернули рабочее время и посадили на велфор.
avatar
Технологии чебурнета уже отбирают 10% мировой выработки электроэнергии. IT технологии  развиваются, потому, что мы мартышки. На один только Pornhub в день заходит 115 млн. человек. Квадрилионы селфи с одинаковыми гримасами и позами, пиктогеты тупорылых СМСок... 
Дождёмся 5Г и порушим мировой энергобаланс.
avatar
любые достижения людей — производная от доступности и эффективности источников энергии
А на что, собственно, эту энергию ты собираешься тратить? Ну кроме майнинг, конечно
avatar
Зачем нужен этот прогресс?!
Продавай полупустые коробки с овсяными хлопьями, пачки масла по 180гр., нахренач стабилизаторов, уплотнителей, ароматизаторов, эмульгаторов, консервантов, красителей, усилителей вкуса и будет тебе счастье. Или подними за неделю цену растительного масла процентов на 50% по всей стране.

Это же рынок, он всех сам порешает.
avatar
Например, EROI нефти в 1930 было более 100 и от 10 до 30 сегодня. EROI угля в 1930-х более 100 и от 30 до 50 сегодня

Инфляцию учли?

Поэтому мы сначала посмотрим как изменялось потребление энергии:

Прирост населения учли?
avatar
bocha, причем тут инфляция? Она не имеет никакого влияния на EROI
avatar
bocha, в Китае население точно не в 4 раза выросло за 30 лет. А так, если рост населения сопроваждается снижением потребления энергии, это уже упадок.
avatar
Владимир,   увы, увы. Рассуждения поверхностны, выводы натянуты.
Аккуратнее надость с совами и глобусами!
п.с.1  не сопрАваждается, а сопровОждается.
п.с.2   про EROI прочитал на хабре — польза от заметки налицо!
avatar
bocha, есть что по теме сказать?
avatar
Владимир, 30 лет назад китаец слушал радио в закутках собственного магазинчика, где и жил. А сейчас у него по телеку в каждой комнате трешки, куча гаджетов, электросамокат и т.д.
avatar
Geist, ну так с ростом энергопотребления и уровень жизни вырос, все логично:)
avatar
Владимир, логично, да, но я в смысле о комменте
в Китае население точно не в 4 раза выросло за 30 лет.

Население в Китае мало выросло, выросло его энергопотребление. Ну, а уж про энергопотребление китайской промышленности и говорить нечего, там наверное гигантский скачок за 30 лет. Потому что 30 лет назад там почти ничего и не было ;)
avatar
Geist, теперь большой вопрос, будет ли расти энергопотребление Индии опережающими темпами. Я как инвестор в нефтегаз начал всем этим интересоваться, а теперь прихожу к тому, что сокращение потребления нефтегаза — это пока что влажная мечта. Есть мнение, что могу ближайшие 10 лет и дальше сидеть, стричь прибыли. А дальше посмотрим. 
avatar
Владимир, я согласен что влажная мечта. у меня нефтяных акций нет, но есть газпром и собираюсь сидеть в нем долго. «Зеленка», да еще заявленными темпами — на мой взгляд, сказки. Ну или там надо городить огромный запас по мощности на случай, если погода вдруг «неправильная» и электричество из розетки куда-то внезапно делось ;)
avatar
Geist, даже запас по мощности + буферизация не помогают. Даже население 600 чел не смогли перевести на ВИЭ силами Илона Маска с запасом генерации х3 и буферизацией на 1,5 дня. Просто эпичнейший распил бабла в истории людей происходит имхо:)
avatar
Владимир, да, на распил очень сильно похоже.
avatar
Владимир, с чего вы взяли, что прогресс, таки замедлился?
К сожалению, все ваши пункты в топике гроша ломаного не стоят.
avatar
3Qu, я что-то писал про остановку прогресса? Если есть что возразить предметно, пишите.
avatar
3Qu, я привел явные примеры, почему он замедлился. Последние 30 лет нет прорывов сопоставимых с прорывами в 20м веке.
avatar
Владимир, а как же втулка от туалетной бумаги, которая смывается в унитазе? А великий айфон 13? 
avatar
Бил Денбро, чет не подумал, каюсь. Это просто потому что у меня нет айфона.
avatar
Анрил, можете назвать достижения прогресса 21 века сопоставимые по значимости с открытием антибиотиков, созданием ядерной энергетики, или сравнимые по сложности с высадкой на луну? Может есть достижения сравнимые с созданием интернета или промышленных роботов? О чем вы говорите — поясните, пожалуйста.
avatar
Владимир, антибиотики — полезно для индивида, но возможно плохо для вида. 
Ядерная энергетика мало чего дала. Ну ледокол может быть мощный. Электростанции и так были разных типов. Но я согласен, что пусть будут и такие. 
Про луну не буду комментировать, но даже если кто и высадится, то практической пользы ноль. Как и от другой пилотируемой космонавтики. 
Промышленные роботы используются в промышленности. От них польза есть. 

avatar
Владимир, думаю сейчас не время открытий типа изобретения колеса, всё что могли придумать уже придумали, нужно осваивать. и вектор развития немного изменился.
а из главного это то что люди стали живить дольше и несмотря не на что 3й мировой всё ещё не случилось.
avatar
Тоже так думаю, ядерное оружие сделало невозможной новую мировую войну, с помощью которой капитализм мог бы решить свои проблемы. И теперь вектор развития направлен на управление поведением людей, их желаниями и потребностями, при падающей ресурсной базе. Отсюда пандемия, локдаун и рост цен на энергоносители.
avatar
Алексей, на 3ю мировую энергии не хватит людям:) 

Ну, смотрите, чтобы сделать шаг в сторону экологии, нужны радикально новые технологии, причем массовые, причем супер энергозатратные. Я намекаю на переход к водородной экономике, к которой все стремятся и даже стратегии понаписали, даже не имея представления где возьмут энергетический водород.

Осваивать космос чтобы, еще больше энергии нужно, даже с Луны пока начать не можем. 

Я давно думал, что если освоение космоса дает военное ультра преимущество, чего же американцы не профинансировали это преимущество просто печатным станком? Да потому что главная валюта в мире — это не $, а энергия.
avatar
Алексей, люди стали живить дольше и несмотря не на что 3й мировой всё ещё не случилось — на сколько дольше?
avatar
Бил Денбро, весьма интересно, что за последние 2000 лет дольше люди жить не стали. Медицина научилась устранять многие преждевременные причины смерти. Но максимальный срок жизни не сдвинулся ни на год:) то есть вот есть предел 110-120 лет, дальше медицина бессильна:)
avatar
Владимир, в том то и дело, задолбали уже туфту эту впаривать мол люди стали жить дольше, да средняя продолжительность увеличилась, но за счёт огроменной детской смертности до начала 20 века, а те, кто преодолевал барьер 10 лет, то живут ровно столько же, сколько и сегодня…
avatar
Владимир, Вообще-то стали.
Вы говорите о теоретическом пределе, котрого достигают отдельные личности-долгожители.
Но это ничего не говорит о средней продолжительности жизни популяции. А она как раз довольно значительно выросла.
avatar
Евгений, за счет устранения факторов преждевраменной смерти, не более. Сами пределы организма пока еще никто не отодвинул. 
avatar
Владимир, Ну это понятно.
Преодоление генетической программы природы относительно продолжительности жизни я сравниваю с межзвездными перелетами. Так-же фантастично.
Хотя, если подумать, перелеты наверное даже более реальны…
avatar
Владимир, а сами не знаете, что ли? Генная терапия, созданная в 21 веке, вообще-то покруче антибиотиков будет. С помощью генной модификации уже лечат некоторые виды рака крови, талассемию, вызванную определенными мутациями врожденную слепоту, спинальную мышечную атрофию, сейчас проходит клинические испытания метод лечения гемофилии модификацией генома и так далее.
В детском онкоцентре им.Рогачева проводят исследование метода генной терапии для высокозлокачественного вида В-клеточного лимфолейкоза. При лечении химиотерапией в ремиссию выводят 10%-15%, с помощью генной терапии за 28 дней вывели в полную ремиссию 87% детей. Это революция в медицине.
avatar
Ив Ив, круто! Правда не думаю, что количество спасенных жизней от генной терапии хоть сколь-либо можно сравнить с кол-ом спасенных антибиотиками. Но будем надеяться, это только начало!
avatar
Владимир, перспективы у этого метода огромные, пока очень дорого, но цены активно падают. Генетика и биотехнологии сейчас — как IT пятьдесят лет назад, новая революция, которая изменит мир.
avatar
Ив Ив, я  дкмал об этом. С практической точки зрения есть понимание, что нужно приложить разумные усилия по сохранению здоровья, через 30-50 лет подключить к этому передовую медицину. Это так же требует денег, так что рост личного капитала так же неотъемлемая часть в направлении персонального продления здоровья.

Спасибо, что поделились интересной информацией!
avatar
По моему Андрей Фурсов говорил о том что голобальные элиты с 70-х годов начали тормозить технологический прогресс, тогда же Римский клуб вылез со своими пределами роста. Скорее всего причиной было осознание того что дальнейший технологический прогресс уничтожит капитализм вот и всё, Маркс предупреждал об этом же. Ради сохранения власти пожертвовали технологическим прогрессом и налегли на системы контроля за человечеством.
И скорее всего технологический прогресс обеспечивается в том числе и постоянным ростом численности населения Земли, тогда тоже понятно почему её собираются сокращать.
По заветам Фукуямы решили остановить Историю, только она как велосипед стоять не может, если не прогресса значит будет регресс и он уже заметен.
avatar
Eridanoy, Фурсова интересно послушать. Но я не вижу фактов, подтверждающих теории заговора. Прогресс замедлился, потому что каждое новое открытие требует все больше ресурсов как природных, так и человеческих (интеллектуальных). 

Капитализм прогресс не остановит. Высвобождение людей с рутиных задач будет высвобождать все больше людей для интеллектуального труда. Приведу банальный пример из банковского сектора, так как в нем работаю: 
— 10 лет назад банки нанимали массово людей на операционные задачи: кассиры, операционисты, операторы КЦ, операционисты бэк офиса. 
— сегодня банки говорят «нам нужны тысячи IT-разработчиков, технологов, IT-саппорта»

То есть средний работник банка уже не операционист, не экономист, а IT-эксперт (разработчик, технолог, архитектор, саппорт, аналитик со знанием SQL, Phyton)
avatar
Владимир, интересы владельцев транснациональных корпораций вы считаете теорией заговора? Ваше право.
Вы капитализм с коммунизмом перепутали, это при коммунизме автоматизация и роботизация освобождает людей, а при капиталиме они увеличивают безработицу.
avatar
Есть ответы проще.

но почему уровень космонавтики США 1970-х годов выглядит недостижимым в США 2021 года?

Космос пока просто игрушка. Раз показали, что можем, и хватит. Ждём прорыва в смежных отраслях. Несколько веков назад предки Сибирь захватывали, а сейчас оттуда все валят, вряд ли это из-за недостижимых технологий.

но почему сегодня массовая роботизация существует только на отдельных предприятиях в наиболее развитых странах

В остальных странах батраки пока дешевле, роботы не выгодны. Развитые страны тоже через это прошли, просто раньше.

Почему  IT-компании в 21 веке показали опережающий рост и как раз в сфере IT индустрии были достигнуты наибольшие сдвиги в развитии технологий?

Бизнес относительно легко масштабируется (произвести одну копию софта и миллиард — одна и та же цена, логистика по всему земному шару стоит примерно ноль), высокая маржа, в него хотят инвестировать. Инвестиции == развитие.

В прошлом году кинули бабки в медицину, сразу передовые вакцины выдали, а до этого никто и не парился насчёт ОРВИ.
avatar
Денис Г., благодарю за развернутое мнение!
avatar
Ещё лет 30 США не смогут повторить то, что сняли тогда в павильоне. Не удивительно и то, что тормозят прогресс. Погуглите генератор Бедини.
avatar
Fractal, Бедини — очередной фрик «отменивший» закон сохранения энергии?)
avatar
Владимир, мои знакомые собирали — работает.
avatar
Fractal, вопрос в энергоэффективности. Все те, кто за него топят, ссылаются на какие-то заговоры, чтобы не допустить массовое распространение. Предлагается верить на слово. Вместо того, чтобы сделать по-взрослому: вольтметр + амперметр на вход и вольтметр + амперметр на выход. И сразу все станет ясно.
avatar
Владимир, эффективность вторична, принцип — первичен. На выходе больше, чем на входе (в несколько раз). Схема сборки есть, она не является секретом. А на слово верят или не верят только лентяи.
avatar
Fractal, не нашел ни одного подтверждения, что мощность на выходе больше, чем на входе. Только наоборот: на выходе меньше, чем на входе, такие подтверждения есть.
avatar
Fractal, да, есть огромный запас энергии которую вполне реально превратить в электричество, только когда все включат эти устройства то всему живому конец, что это за энергия можете догадаться сами.
avatar
Прогресс идет, только незаметно для вашего глаза!

А РФ медленно отстает с пукиным, хотя где-то пытается не отставать.
avatar
elber, думаю, из тебя получится отличный советник для презика Зеленского
avatar
просто.
физика говорит, что никаких фдаеров на ракетной тяге быть не может(на орбиту и обратно из домашнего гаража) — гуглите энергию химсвязей.
а шнм верят.
хотя теоретические прочности металлов и материалов — это начало 20го века
про нефть, водород и батареи.
есть прекрасные диаграммы сколько можно запасти энергии в килограмме вещества на химреакции. керосин рулит даже при платном кислороде. 
а пролетарам это неизвестно.

наука и прогресс не остановились. просто законы физики нельзя отменить как думают пролетары
avatar
Ulf R., это все понятно. А шаг дальше — это только новые технологии с принципиально большим выходом энергии: ядерные, термоядерные. Ну и водород как сгораемое топливо, хоть он только ухудшит энергоэффективность, да еще головняка с его хранением и транспортировкой море.
avatar
Владимир, опять лозунги.
новые ядерные технологии? зятц и выхлоп от него определен физикой, хоть усрись. РФ нужно строить по одному блоку в три года для полного замещения к началу 22 века.
торий? ну будет у вас самовар не на воде, а на литии.
термояд? я что, деградацию материалов от излучения уже отменили? там на порядок, а то и 2 будет быстрее, чем у современных аэс(бгг, термояд станция живет меньше айфона)
про водород сказал. вы как пролетар не услышали. если у вас есть энергия на водород, то лучше делать не водород, а керосин из углекислого газа и воды.
начитаются фантастики от стругацких и прочих пейсателей и начинают бредить. законы физики не меняются от бормотания очередных евреев.
avatar
Ulf R., предлагаю не портить интересную дискуссию пренебрижительным тоном. Обмен мнениями мне интересен. Про законы физики все абсолютно очевидно. С термоядом все ясно — через 5 лет оболочку менять. Есть альтернатива — гибридные ядерные реакторы с плазмой ~50 млн градусов и распадом U238 за счет поглощения нейтронов с энергиями более 10 МэВ.

Про киросин из углекислого газа и воды интересно. Расскажите в кратце?
avatar
Владимир, улавливать будете баком воды или расплавленной платиной(говорят лучше). так опять же получили самовар. легче полпланеты в каменный век и жить на современных водных, запуская зятц
про керосин.
смотрите химэнергию на кг вещества(и даже сжижать не надо, нужна только крышка) — общие потери у реакции как при электролизе. проблема, где взять углекислоту? но на первый взгляд это все одно будет дешевле, чем возиться с доставкой и хранением водорода
avatar
Ulf R., 
1. Улавливать ураном 238, который при поглощении нейтронов высокой энергии 10 МэВ+ будет делиться, высвобождая нейтроны низких энергий ~2 МэВ, которые уже годны для деления U235.
2. Про керосин из углекислоты почитаю. Спасибо. Это интересно.
avatar
Владимир, энергию вы чем снимать будете?
опять тепловым через кипение?
легче казахов на биогаз пустить вместе с нигерцами и прочими японцами
avatar
Ulf R., в схемах, которые я видел, съем энергии водой.
avatar
Владимир, тогда вопрос нахрена?
ставим испытанные самовары, ставим наработчики.
пилим торий.
это если нужен результат, а не заголовки в сми
avatar
Ulf R., если говорим о гибридном ядерном реакторе, как я понимаю, главный профит в использовании U238, которого больше в 130 раз, чем U235. К тому же достаточно плазмы ~50 млн градусов, что намного проще, чем плазма 100+ млн.

Могу ошибаться, на память, тория в 4 раза больше, чем U235.
avatar
Владимир, 
кто вам мешает размножителями этот 235 наштамповать?
да, выхлоп мал и что?
есть действующее инженерное решение прямо сейчас.
и даже самоокупаемое
а хайп с плазмой прочим — сколько в реале нужно лет на проект даже имея все технологии(а их нет)? не меньше 20, в реале 40
avatar
Ulf R., не в теме размножителей) я так понимаю, вы профессионально связаны с энергетикой либо физикой/химией?
avatar
Владимир, нет.
просто дед ковал ядерную дубинку, отец мирный атом, а мы прислуживаем корпорам в юрдепартаменте.
но таки да, как на самом деле знаю лучше многих.
и прекрасно понимаю для чего на ториевых нужно бы купол с откачкой воздуха как минимум.
avatar
Ulf R., почитал тут про дизель из воды и СО2. Ерунда какая-то. Ребята из Германим разложили электролизом воду на водород и кислород, а углекислый газ на угарный и кислород, потом из этих компонент запилили дизель. Энергию для процесса взяли от ветряков. Какой-то лютый треш и транжирство электричества.
avatar
Владимир, а вы не читайте хайп.
нор таки да — треш, который заметен.
проблема в том, что водородовозки с континента на континент еще трешовее.
avatar
Ulf R., согласен, транспортировать чистый водород без потерь пока не научились, но Европа, Япония, Ю.Корея уже приняли водородные стратегии. И водородная энергетика — принципиально другой уровень технологий. Пока все выглядит как хайп политиков. В 1970е тоже думали, что термояд к 2000м обуздают.
avatar
Владимир, все, хватит.
все сто раз обсуждено. я тогда был моложе, мы тогда верили не в хайп.
вот я вам что скажу.
когда хрущев еще сидел в кремле, а американские хозяева денег вкладывались в промку, химики вывалили кучу жидкостей, которые при добавлении других мгновенно вскипали при температурах до 60.
ага, градирни убираем и получаем кучу электричества.
что ответили им инженеры? убрать воду и кислород из замкнутого цикла такого объема? легче теплицы с яблонями на марсе, будем кормить яблоками шахтеров, что там уран колупать будут.
а в деньгах вся эта зеленая повесточка выглядит так же как вложения совка в молдавскую и таджикскую академии наук.
avatar
Имхо, тренд как бы такой: приближается момент, когда безработица в странах ОЭСР благодаря интенсивному внедрению уже существующих достижений НТП может достигнуть 60%. Экспертная оценка, насколько помню, тов. Гейтса. 
Отсюда, на 1м этапе необходимо снизить потребление, в том числе и энергии, на 2м дать всем Базовый Доход. Потому что.)))

avatar
Мне кажется и в айти мы скоро предела достигнем, уже процы на 5-нм техпроцессе делают, один учёный говорил, что на уровне около 1-нм уже физически невозможно функционирование. Что-то там про квантовый компьютер говорят, но, по моему, существенного прогресса нет. Так же как и нет прогресса, например, в освоении космоса, как летали 50 лет назад «на ракетах», так и летают — никаких «варп-двигателей», «гипердрайвов» и пр. не изобретено. Кстати, раньше говорили, что скорость процессоров каждый год увеличивается в 2 раза. Но сейчас явно этого нет, тот-же новый Айфон — неужели каждая следующая модель имеет проц мощнее предыдущего поколения в 2 раза. Во всём есть предел совершенству, как вы верно указали: двигатели внутреннего сгорания, огнестрельное оружие, ракетная техника и ядерные реакторы — во многом, из-за пределов физических свойств самих материалов из которых всё это сделано. И у условных Айфонов будет свой предел.
avatar
ZaPutinNet, хорошая мысль, спасибо! Да, с процессорами пример отличный, с определенной частоты уже эффект квантового туннелирования начинается и все. Потому делают многоядерные процессоры. Но и тут, уверен, есть пределы физические. А квантовые компы уже требуют принципиально другой уровень технологий. 
avatar

теги блога Владимир

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн