Блог им. Volatility_smile
В течение сентября много говорилось об экономике и рынках капитала Китая, выделяя все: от политического болота, угрожающего поглотить гигант электронной коммерции Alibaba Group Holding Ltd. (BAB), до начинающегося краха China Evergrande Group ( HKSE: 03333).
Совсем недавно я коснулся мнения знаменитого менеджера хедж-фонда Рэя Далио, который продолжал отстаивать свои оптимистичные взгляды на международные инвестиции в Китай, несмотря на усиливающееся вмешательство правящей коммунистической партии Китая под руководством президента Си Цзиньпина.. Далио не одинок в этом мнении. Действительно, его разделяют многие из самых уважаемых инвесторов в мире, в том числе не меньший человек, чем Чарли Мангер.
Однако есть также много выдающихся инвесторов, которые начали бить тревогу. В авангарде этой группы стоит Джордж Сорос, который все громче критикует правительство Китая и рынки капитала.
Далио: Разгон носит временный характер
Многие инвесторы, которые в течение многих лет имели дело с китайскими ценными бумагами и рынками, все еще сомневаются в том, что недавние действия Си означают изменение политики в долгосрочной перспективе. Далио долгое время был одним из самых заметных и активных членов этого лагеря. Гуру практиковал то, что проповедовал; его хедж-фонд Bridgewater Associates много инвестировал во вторую по величине экономику мира.
Далио явно внимательно следил за тем, как разыгрываются репрессии со стороны администрации Си, но пока это не помешало ему инвестировать в страну. В сообщении в блоге LinkedIn от 30 июля Далио изложил причины, по которым он по-прежнему верит в Китай:
«С тех пор, как я начал ездить в Китай 36 лет назад, я обнаружил, что большинство западных наблюдателей, которые не имеют прямого контакта с политиками и не следят подробно за моделями изменений, как правило, не верят, что Коммунистическая партия Китая Использование рынков капитала для содействия развитию вполне реально. Они интерпретируют шаги, подобные этим двум недавним, как то, что лидеры Коммунистической партии демонстрируют свои истинные антикапиталистические настроения, хотя за последние 40 лет явно была сильная тенденция к развитию рыночной экономики с рынки капитала, на которых предприниматели и капиталисты становятся богатыми ".
По словам Далио, действия администрации Си с прошлого года не свидетельствуют о широком изменении отношений правительства с внутренней экономикой и рынками капитала. Скорее, они являются продуктом целенаправленных и целенаправленных усилий по пресечению корпоративных проступков. Основываясь на десятилетиях, проведенных за Китаем и инвестированием в его рынки, Далио сделал вывод, что он основан на давней приверженности КПК свободным рынкам и экономической либерализации, которые, несомненно, способствовали быстрому развитию и растущему процветанию Китая.
Аргумент Далио весьма убедителен, поскольку он основан на десятилетиях недавней истории. Однако эта точка зрения может не адекватно отражать основные взгляды и приоритеты КПК и, что, возможно, более важно, ее главного двигателя Си.
Сорос: добро пожаловать в новую нормальную жизнь Китая
В то время как Далио оставался оптимистичным по поводу ужесточения контроля китайского правительства над своими рынками капитала, Сорос забил тревогу. Как человек, который, как известно, «сломал Банк Англии» в 1992 году, получив при этом 1 миллиард долларов, Сорос не боялся связываться с могущественными национальными правительствами, когда открывались возможности. Таким образом, сам по себе примечателен тот факт, что Сорос так сдержанно относится к китайским рынкам.
В редакционной статье, опубликованной в Financial Times 30 августа, Сорос изложил свою позицию в отношении инвестиций в Китай:
«Председатель Комиссии по ценным бумагам и биржам Гэри Генслер неоднократно предупреждал общественность о рисках, на которые они идут, инвестируя в Китай. Но иностранным инвесторам, которые предпочитают вкладывать средства в Китай, чрезвычайно трудно осознавать эти риски. Они видели, как Китай сталкивается со многими трудностями и всегда справляется с ними с честью. Но Китай Си — это не тот Китай, который они знают. Он вводит обновленную версию партии Мао Цзэдуна. Ни у одного инвестора нет опыта в этом Китае, потому что во времена Мао не было фондовых рынков. Отсюда их ожидает грубое пробуждение ».
По словам Сороса, многие международные инвесторы в Китае не осознали, что, хотя КПК пришла к свободному рынку, правам частной собственности и многим другим атрибутам, обычным для капиталистической социально-экономической системы, она делала это только как средство конец. Следовательно, Сорос считает неблагоразумным со стороны инвесторов делать вывод о том, что Си или его собратья имеют какую-либо определенную идеологическую приверженность свободным рынкам.
Мое мнение
В конечном счете, международные инвесторы, работающие на китайском рынке, должны ответить на трудный вопрос: вернется ли деловая среда Китая к привычной норме прошлых лет, когда Си убедится, что он высказал свою точку зрения, или недавнее более суровое климат станет новой нормой?
Со своей стороны, я скептически отношусь к идее о том, что КПК намеревается ослабить контроль над рынками капитала и экономикой страны. С тех пор как в конце прошлого года КПК начала всерьез ужесточать свою хватку, вмешательство КПК на рынок и регулятивные меры только расширились по своим масштабам и размаху. Это неоспоримое отклонение от установленных норм государственного экономического надзора, которые преобладали в Китае с 1990-х годов. The Financial Times сформулировала ту же точку зрения в апреле:
«По мере того, как Си усилил контроль над китайским обществом, он активизировал государственные компании и заставил олигархов страны подчиняться. Ссоры миллиардеров с государством из-за проблем с нормативными требованиями, коррупции или других предполагаемых пренебрежительных действий стали настолько частыми в последние годы, что появилось новое правило: лежать тихо. Некоторые, например Ван Цзяньлинь, основатель конгломерата недвижимости Wanda, замолчали, сокращая свой бизнес; другие, такие как У Сяохуэй из страхового конгломерата Anbang, оказались в тюрьме, а их империи были захвачены государством ».
Мой совет инвесторам в таких условиях — держаться подальше от китайского рынка. Это может означать упускать некоторые возможности, но это компромисс, на который я более чем готов пойти.
Есть мнение, что Китай стремиться только не допустить такого разгула и диктатуры БигТеха, как в США…