Блог им. smalletters

В ближайшие годы Петербургский метрополитен может стать новой точкой роста поставок вагонов Метровагонмаша, впервые опередив Москву

В ближайшие годы Петербургский метрополитен может стать новой точкой роста поставок вагонов Метровагонмаша, впервые опередив Москву

Метровагонмаш (Трансмашхолдинг контролирует почти 80% акций) специализируется на производстве вагонов метро (70% выручки за 2020 г.) в России (крупнейшие заказчики — Московский, Петербургский, Казанский, Самарский, Екатеринбургский и Новосибирский метрополитены) и для зарубежных стран (Азербайджан, Узбекистан, Болгария). Помимо этого, предприятие выпускает рельсовые автобусы (городские электрички) и дизель-поезда.

В прошлом году Метровагонмаш подписал крупный контракт на поставку 1360 новых вагонов Московскому метрополитену. Общая сумма контракта превышает 135 млрд.руб. Вагоны должны быть поставлены до 2023 г.

Благодаря этому средний возраст выходящих на линии вагонов снизится с 15 до 10 лет, а доля современных поездов превысит 80%. У Москвы в сравнении с метрополитенами Европы и Америки будет самый молодой парк. Завод полностью обеспечивает потребность в вагонах метро Московского метрополитена, который реализует долгосрочную амбициозную программу по строительству новых линий и обновлению парка подвижного состава.

Как ожидается, в ближайшие годы крупнейшим заказчиком Метровагонмаша может стать Петербургский метрополитен, который планирует масштабное обновление подвижного состава, что принесет заводу рекордные заказы и станет новой точкой роста его бизнеса.   

По словам губернатора Санкт-Петербурга г-на Беглова, на средства Фонда национального благосостояния будет закуплено 950 новых вагонов метро. Текущий износ подвижного состава превышает 70%. Кроме того, до 2032 года в Санкт-Петербурге могут быть построены и введены 12 станций метрополитена.

В этом году Бакинский метрополитен уже получил 20 вагонов метро в рамках контракта с Метровагонмашем. Контракт предполагает изготовление 60 современных вагонов метро до 2023 г. Договор предусматривает ежегодную поставку в Азербайджан 20 вагонов.

До конца 2021 г. Метровагонмаш поставит 40 вагонов метро для Ташкентского метрополитена общей стоимостью более 60 млн.евро.

Недавно Метровагонмаш запустил новый окрасочный комплекс, что позволит увеличить производственную мощность предприятия. Пропускная способность линии окрашивания вагонов вырастет с 472 до 708 кузовов в год.

По текущим ценам (50000 руб. за АО и АП) капитализация завода составляет около 17 млрд.руб. При этом только чистая денежная позиция по балансу (долгов нет) на конец 2020 г. (денежные средства+краткосрочные займы предприятиям группы Трансмашхолдинг) достигает почти 29 млрд.руб. или 85352 руб. на акцию. Таким образом, стоимость предприятия (EV) получается отрицательной, что сложно объяснить фундаментальными факторами. Это явный перекос в оценке акций.

Эти свободные денежные средства являются высоколиквидными и надежными активами, которые в любой момент могут быть конвертированы в цену акций через дивиденды по решению контролирующего акционера. Текущая оценка акций подразумевает неоправданно высокий дисконт к внутренней стоимости бизнеса.

Величина чистых активов завода по МСФО на конец 2021 г. достигнет 40 млрд.руб. или 117990 руб. на акцию, что более чем в 2 раза выше цен, по которым сейчас торгуются акции.

Ранее подобный инвестиционный кейс был уже реализован в акциях другого предприятия Трансмашхолдинга Тверской вагоностроительный завод (tvag). До 2018 г. акции tvag торговались с кратным дисконтом к внутренней стоимости бизнеса завода (в то время акция стоила 6000-7000 руб.), но с 2018 г. началась консолидация бумаг группой Трансмашхолдинг, а параллельно с выкупами завод начал выплачивать рекордные дивиденды.

В результате миноритарные акционеры Тверского вагоностроительного завода увеличили стоимость своих первоначальных инвестиций более чем в 10 раз за 2-3 года. По аналогии с Тверским вагоностроительным заводом миноритарии Метровагонмаш могут рассчитывать на краткую переоценку своих инвестиций в среднесрочной перспективе.

Также не исключено, что на определенном этапе Трансмашхолдинг решит монетизировать свои инвестиции в Метровагонмаш через дивиденды, так как текущая инвестиционная нагрузка завода небольшая, а денежная подушка и заказы растут.

На мой взгляд, текущее финансовое положение Метровагонмаша (растущие заказы и большая денежная подушка) напоминает период 2010-2013 гг., когда компания активно распределяла избыточные денежные средства на выплату дивидендов. Эта ситуация может повториться снова, так как на балансе уже накоплены избыточные ресурсы.


В ближайшие годы Петербургский метрополитен может стать новой точкой роста поставок вагонов Метровагонмаша, впервые опередив Москву

В ближайшие годы Петербургский метрополитен может стать новой точкой роста поставок вагонов Метровагонмаша, впервые опередив Москву

★1
12 комментариев
А где она хоть торгуется то? Даже найти не получается)
avatar
Андрей Козырев, это внебиржевая бумага, ее можно запросить через внебиржевой деск брокера, позвонить трейдеру или можно поискать на скупке у работников завода
avatar
Крюков Виталий, благодарю!
avatar
Крюков Виталий, какие люди! Рад видеть!)
Тимофей Мартынов, взаимно, рад слышать, давно не общались, планирую возобновить публикации
avatar
ООоо это вообще крутоТы до сих пор делаешь small-letters?
Тимофей Мартынов, спасибо, сайт пока не веду, задумал обновление, пока только закрытая аналитика, но планирую расширяться, внебиржевыми акциями продолжаю плотно заниматься
avatar
Всякий шлак на биржу выводят, а приличную компанию уговорить не могут…
Тут только возникает вопрос насколько возвратны те займы, которые Метровагонмаш выдал своим сестринским компаниям.

Денежную позицию, думаю, лучше оценивать для таких компаний просто кэшом, без прибавления краткосрочных фин. вложений. т.е.  12 млрд. вместо 29. Эти краткосрочные фин. вложения скорее всего «не рыночные», погасили тут же выдали новые, причем не могут не выдать, возможно.

Если сделать данные корректировки, то и EV не будет отрицательным. Да и вообще отрицательный EV выглядит довольно странным для такой конторы. Если бы вы EV считали DCF методом, то точно не получили бы отрицательную стоимость.

avatar
Евгений, по поводу займов вопрос дискуссионный, на мой взгляд, в конечном счете они не уменьшают акционерную стоимость при официальной оценке акций в случае выкупа бумаг (процентная ставка рыночная и они просто роллируются ежегодно, но нет сомнений, что они являются надежными и при оценке они учитываются в стоимости). займы выданы дочкам трансмашхолдинга с сильным балансом и, как показал пример выкупа акций борского стекольного завода, оценщик их учитывает в определении цены выкупа. если бы я привел dcf в этом материале, то недооценка была бы еще больше. В данном случае я хотел показать, что даже по самым консервативным оценкам (без учета fcf от производственных активов, то есть стоимости самого операционного бизнеса завода) недооценка очень большая.
avatar
Крюков Виталий, при оценке не уменьшают, потому что оценщику расскажут, что дескать компании живые и все вернут, но по факту вопрос.
А заниженная оценка очень даже хороша для выкупа миноритарных акций.
Вопрос что ним с того, как оцениваются акции Метровагонмаша, если на этом нельзя заработать? Когда-нибудь основной акционер все-таки заполучит 95%, а там уже и принудительный выкуп по справедливой цене:) 


avatar
Евгений, компании-заемщики более чем живые, это основные поставщики подвижного состава и локомотивов для ржд, а внутригрупповые займы — обычная практика у многих холдингов, ставки по займам рыночные, балансы у заемщиков сильные, просто будут пролонгировать займы и все. Пока о выкупе по заниженной оценке у миноритариев речи нет, когда будет корпоративное действие, будет официальный отчет оценщика и оценка акций для выкупа, а заработать можно также как и на бирже, купить подешевле и продать дороже, когда мажоритарий сделает выкуп или обьявит дивиденды. Вопрос просто в горищонте инвестирования и принятия рисков метровагонмаша
avatar

теги блога Крюков Виталий

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн