Блог им. Killer_FX
Впервые с дефолта 1998 года «Газпром» сработал в минус по российским стандартам бухучета.
Чистый убыток головной компании «Газпрома» (только она учитывается в отчетности по РСБУ) составил 706,9 млрд рублей против прибыли в 734 млрд рублей годом ранее.
Две трети суммы убытка — 466 млрд рублей — обеспечило падение акций «Газпром нефти», находящихся на балансе холдинга. По итогам прошлого года они просели на 25%. Остаток принесли девальвация рубля, из-за которой резко увеличился в размерах валютный долг «Газпрома», а также обвал экспортных доходов.
По итогам 2020 компания прокачала в дальнее зарубежье 179,3 млрд кубометров газа — минимальный объем за последние пять лет. В физическом выражении экспорт упал на 10%, а в денежном — на 40% из-за резкого снижения цен в Европе, весной уходивших ниже точки рентабельности «Газпрома» (около $100 за тысячу кубометров).
По данным ЦБ, продажа газа принесла в Россию $25,1 млрд — минимум с 2004 года.
Россия меняет стратегию развития на мировом рынке природного газа. Накануне Правительство одобрило долгосрочную программу развития СПГ, которая породит глубокие изменения для всей газовой отрасли. Базируется она на анализе будущих показателей газового рынка. Аналитики предрекают активный рост в сегменте СПГ в ближайшие 15 лет, но предупреждают, что в последствии он замедлится или даже прекратится.
Это нововведение будет неприятным сюрпризом для монополии. На горизонте до 2030 года топ-менеджмент компании планировал направлять газ месторождения по трубам. Однако новая программа Правительства содержит прямое требование монетизировать запасы газа быстрее и желательно в форме СПГ, пока газовый рынок не начал сокращаться.
Новая программа фактически заставляет «Газпром» отдать территориально удаленные месторождения в восточной части Ямала на сжижение. Сжижать газ придется также и на Тамбейском месторождении, что весьма интересно, потому что может быть реанимирован вопрос перехода Тамбейского месторождения к НОВОТЭКу. В 2017 году компания Михельсона пыталась купить этот актив у «Газпрома», который сам его не использовал. Сделка тогда сорвалась. Вопрос был вынесен на уровень Президента России, где «Газпром» дал понять, что продавать месторождение не намерен и подумает о строительстве собственного СПГ-завода. Однако до сих пор перспектива газосжижения на Тайбейском месторождении покрыта мраком.
Монополисту придется раскрыть карты, поскольку уже в мае Минэнерго и Минэкономики представят критерии, которые позволят относить те или иные месторождения к ресурсной базе для производства СПГ. Несмотря на то, что «Газпром» сильно раздражает конкуренция с НОВАТЭКом за газовый рынок в Европе, монополия не стремиться развивать собственное производство СПГ. Естественно это не повод лишаться своих месторождений, но теперь подчиненным Миллера придется вновь аргументировать, почему отсутствуют планы разработки запасов в 5,5 трлн кубометров газа.
Главное себе премии не забыть выписать;)