Блог им. ArtemIvanov_60f
29 января «Тинькофф Инвестиции» в 16:40 опубликовали сообщение, в котором было указано, что 2 февраля в 17:00 будут принудительно закрыты короткие позиции (шорты) по двум бумагам: $AAL (American Airlines) и $BBBY (Bed, Bath and Beyond).
Решение, мягко скажем, непопулярное. И как я объясню чуть позже — принято оно было по вине самого брокера, чтобы переложить свои риски и убытки на клиентов.
Скрин сообщения от Тинькофф-ИнвестицийПочему это решение является свинством и обманом клиентов1) Отсутствие адекватного информирования
Как видно из скриншота, сообщение было опубликовано в 16-40. Однако пуш-уведомления пользователям отправили только около 20-00. Ни СМС, ни email, ни звонков от брокера не было. Думаю, и пуш не всем пришел (у кого-то пуши вообще не отображаются, кто-то смахивает их случайно, кто-то вообще не пользуется приложением и торгует из терминала, и т.д.).
Зато примерно в 17-00 пришел пуш с предложением порекламировать компанию своим друзьям.
Вам на счет 1000 рублей, а ещё у нас принудительное закрытие шортов!Такое свинское отношение к своим клиентам было сложно ожидать. Но это ещё цветочки.
2) Очень странная мотивация
Мне, как инвестору, непонятно, что такое «высокая волатильность» и почему она является причиной для принудительного закрытия позиций.
Во-первых, волатильность — это естественное свойство рынка. На то он и рынок, что цены растут и падают, разве это не нормально?
Во-вторых, я не понимаю, что имеется в виду под словом «высокая». Высокая, низкая — это оценочные понятия, сугубо субъективные. Сколько это в процентах? В документах и соглашениях эти понятия никак не раскрыты, в договоре с брокером определения «высокой и низкой волатильности» отсутствует. У меня был шорт по бумаге $AAL, там накануне случился небольшой шортсквиз, после чего бумага плавно то падала, то росла. Всё, больше никаких штормов в ней не было. Кстати, шортсквиз случился в четверг, а решение о закрытии позиций брокер объявил уже в пятницу, спустя сутки, когда акции $AAL вели себя спокойно.
В-третьих, почему именно эти две бумаги? Такие же скачки были и по другим акциям (Нокия, например, Macy's и ещё с пяток бумаг). По ним Тинькофф позиции закрывать не стал, ниже объясню, почему.
В-четвертых, в пункте 19.1 Регламента, на который ссылался брокер, нет положений о принудительном закрытии позиций в связи с высокой волатильностью. Вот этот пункт, попробуйте найти там такое условие:
В-пятых, поддержка брокера врала и путалась в показаниях:
Как видно из скрина выше, некоторым клиентам врали, что закроют позиции у 1000 клиентов. А в исходном сообщении брокера указано, что закроют всем.
Что произошло, с моей точки зрения, на самом делеДело вовсе не в волатильности. Точнее, не совсем в ней.
Тинькофф-Инвестиции просчитались, не оценили спрос и свои возможности, и не успели вовремя закрыть возможность шортить две указанные бумаги, благодаря чему они у брокера просто закончились (слишком много было желающих взять их в долг). Вплоть до четверга обе бумаги можно было брать в долг у брокера без ограничений.
Чтобы не нести убытки и не покупать бумаги на бирже по высоким ценам, брокер просто тупо решил продать уже имеющиеся позиции у клиентов, чтобы переложить все риски и убытки на них. Подлое решение объяснили с помощью условия, не прописанного в договоре с клиентами, а кроме того — не смогли адекватно проинформировать клиентов, наврали им с три короба, не предложили компенсацию и даже не извинились.
Сотрудничать ли с данным брокером — решайте сами.
Реакция клиентов на решение брокера была примерно такой:
А чем тинёк хуже лучше?
Откуда эта привычка — брать в долг и диктовать свои правила?
Косяка брокера не исключаю, но про «мои акции» — слишком дерзко :)
Репо этих акций на прошлой неделе доходило до 250% годовых. У вас какой тариф за Шерт? Думаю значительно меньше, брокеры в убыток не работают.
Приветствуем!
Вчера после новостей о том, что ряд крупнейших брокеров США запретил наращивать позиции по AAL и BBBY, мы приняли решение запретить открытие и поддержание непокрытых позиций по данному эмитенту с 02 февраля с 17-00. Мы оценили риски того, что СПБ-биржа в ближайшие дни запретит наличие коротких позиций по AAL и BBBY, как очень высокие. В таком случае время на закрытие этих позиций составило бы всего несколько часов, что по сути заставило бы нас принудительно закрыть все непокрытые позиции по данному эмитенту в короткий промежуток времени, не оставив времени клиентам на самостоятельные действия.
Таким образом брокер в соответствии с пунктом 16.10 Регламента оказания услуг на финансовом рынке АО «Тинькофф Банк» (пересмотр перечня ликвидных ценных бумаг и иностранных валют и/или ставок рыночного риска по ликвидным ценным бумагам и иностранным валютам может производиться по инициативе Брокера и/или в соответствии с требованиями, установленными Банком России) ввел запрет на открытие и поддержание/наличие непокрытых позиций по акциям AAL и BBBY.
На основании пункта 19.1 Регламента, брокер может принудительно закрыть непокрытые позиции клиентов, в том числе в случае введения запрета наличия непокрытой позиции по тому или иному активу.
Мы всегда размещаем в первую очередь новость, потом информируем клиентов по дополнительным каналам. В ближайшие часы мы отправим email и повторные уведомления, чтобы проинформировать максимальное количество клиентов с отрицательными позициями по акциям AAL и BBBY.
Принятое решение считаем самым оптимальным вариантом из возможных, и в наибольшей степени отвечающим интересам наших клиентов.