Блог им. GEEZER

ТЕОРИЯ ИГР

Надеюсь, что информация, представленная ниже,
будет полезна и позволит
многим упорядочить свои хаотичные мысли.

ТЕОРИЯ ИГР.
Это математический Метод поиска
оптимального алгоритма Вашего поведения,
в условиях конфликта интересов,
с результатом больше или равным «0».
⁠Неопределенность исхода игры -
вот основной мотив для участников и болельщиков.

1. КОМБИНАТОРНЫЕ ИГРЫ.
Признаки. Количество вариантов (комбинаций) огромно, но ограничено.
ПРИМЕРЫ:
ГО — количество комбинаций — 10 в 171 степени,
Шахматы — количество комбинаций — 10 в 120 степени,
Шашки — количество комбинаций — 10 в 20 степени,
Крестики-нолики — количество комбинаций — 49.
РЕШЕНИЕ. Комбинаторика (изучение всех комбинаций и перестановок фигур).
«Компьютеры смогли запомнить все комбинации и стали выигрывать у людей».

2. АЗАРТНЫЕ ИГРЫ (hasard — от фр. случай).
Признаки. Огромное количество случайных факторов.
Исход игры не зависит от действий игрока.
ПРИМЕРЫ: Рулетка, кости, монета.
РЕШЕНИЕ. Комбинаторика и вероятностный анализ.

3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ.
Признаки. Огромное количество психологически факторов.
Исход игры зависит от психологического состояния игроков.
ПРИМЕРЫ: Верю — не верю, камень-ножницы-бумага.
РЕШЕНИЕ. Определение психотипа противника.

4. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИГРЫ.
Признаки. Огромное количество комбинаций, а так же случайных, закономерных и психологических факторов.
ПРИМЕРЫ: хоккей футбол биржа.
РЕШЕНИЕ. Комбинаторика, вероятностный анализ,
определение психотипа противника, создание модели своего поведения.

★12
115 комментариев
Замечательно. И как и чем эта теория игр нам может помочь?
Имхо, конечно, но абсолютно никак и ничем.(
avatar
Поможет последней фразой: создание модели своего поведения.
Василий Белозеров, где здесь приложение именно теории игр? Какая роль теории игр в этом?
Помнится, это сугубо математическая теория, и книга около 1000 стр.
avatar
3Qu, роль в том, что вид задачи, предстоящей для решения, не Х-2=7, а Х+У-Z=78
Василий Белозеров, да, но рекламируя теорию игр, надо хоть какой-то пример привести конкретной прикладной задачи, которую теория решает. Для нашего случая, а не вообще.
Вообще — мы и так знаем, что такая теория существует.
Конечно мне проще — я говорю, что ни одной задачи трейдинга эта теория не решает и решить не в состоянии.)
avatar
3Qu, я не рекламирую (призыв к действию), я пропагандирую (призыв к осознанию). Прикладное применение есть, нужно статью компоновать, сегодня лень, сделаю — опубликую, когда — не знаю.
Василий Белозеров, я знаю — никогда.) Вы уж простите.
Очевидные вещи связанные с постановкой задачи мы и так уже знаем. Очевидные выводы тоже. Они все общеизвестны и на слуху. Ничего другого там не светит.
avatar
3Qu, может быть, а пофиг, я и этот текст выложил со скуки, а он у меня 3 года валялся.
Василий Белозеров, понял, это был поток сознания. У меня тоже такое бывает.) Че-то пишешь, какие-то общие соображения.
Тоже могу написать пост, игра на бирже, это — теория информации и теория обработки сигналов. Обработка сигналов включает в себя мат. статистику.
Толку от этого будет — ноль. Никто не знает ни теорию информации, ни даже принципов обработки сигналов. Популярно изложить это нет никакой возможности. А конкретную стратегию вообще излагать как-то не хочется.)
avatar
3Qu, Много лет назад в ВУЗе все эти премудрости изучал, вывод -  к трейдингу напрямую применять не стоит. Потеря времени.
avatar
3Qu, ну как же вы не просчитываете расклады по своей позиции. Что вы сделаете при определённом движении актива, как его будете хеджить, что будет с вашим депозитом, влияние новостей и т.д. Всё это теория игр, предположить что будет в определённый момент времени, при определённых условиях. Так что такие дела.
avatar
ICEDONE, да что вы говорите? Вы книжку Фон Неймана никак читали? Теорию игр знаете, или, хотя бы, о чем она?
avatar
3Qu, нахера мне ваш нейман)) у меня свое понимание теории игр!
avatar
ICEDONE, Ну и я говорю — абсолютно бесполезное занятие.)) Не вообще. Для трейдинга.
avatar
3Qu, трейдинг — типичная игра против «Природы».

3Qu, теория игр имеет глубокое практическое применение
Tundrurat, охренеть. Кто бы мог подумать. А поточнее нельзя, какое именно практическое...?
avatar
3Qu, 
3Qu, 
ТЫЦ
ОЧЕНь ТЫЦ
ПАМС
Я в 2010 инструментами ТИ обосновали оптимальный механизм определения штатной численности ФЭ органов в ВС РФ.
ТИ везде…
Василий Белозеров, Вы создали такую модель?
Так давайте не тяните. А то шелуху от семечек насыпали…
avatar
sergik99, нет, не создал, а если бы создал, то не рассказал бы, а вы бы рассказали?
Василий Белозеров, не, ну, за базар надо отвечать.)
avatar
Василий Белозеров, Зачем тогда вы насыпали тут мусор?
Если руки чешутся, то не надо сразу тянуться к клаве. И уж тем более постить здесь.
В любом случае, перед тем как постить ответьте сами себе, зачем вы это делаете, какую цель преследуете.
Тогда вы точнее и быстрее донесете свою мысль до публики.

avatar
sergik99, почему такая агрессия? я вам что плохого сделал? почему вы решили что это мусор, уже 4 плюсика.
Василий Белозеров, Нет, совсем не хотел агрессии.
Просто хотелось узнать, зачем вы это опубликовали, если ничего не создали?

avatar
sergik99, 1. человек, в отличии от робота, не всегда действует «зачем-то».
2. «если ни чего не создал» — это значит 95% информации в интернете можно спокойно выкинуть.
3. больше 1500 просмотров, сам не ожидал, значит это кого-то заинтересовало и может быть будет полезно.
Василий Белозеров, если в крестики нолики 49 комбинаций, а сколько было бы комбинаций если в этой игре было бы помимо х+0+ еще 1 и играть могли три человека правда поле не двухмерное, а трехмерное в форме куба 3х3х3

Как посчитать?
avatar
VIKTORRR, о, толковый народ начал подтягиваться, отвечаю, не знаю, считать лень.
Василий Белозеров, эта модель с детства создается, десятилетиями. Даже десять постов не помогут что-то изменить
До сих пор не пойму, так Вы за кого: за белых или за красных?
avatar
Boris, я за интернационал.
Василий Белозеров, Кстати были ведь случаи, когда человек выиграл в шахматы у компьютера, например Каспаров, Крамник, Хикару Накамура.
avatar
Boris, да, были, с начало, потом не стало, сейчас уже нет.
Василий Белозеров, Нейронные сети рулят.
avatar
Boris, не вырулят. Тупой перебор комбинации, который даст хороший компьютер обыграют нейронную сеть из-за вероятной ошибки в нейронной сети.

Все ходы записаны ©  
avatar
Проблема применения теории игр в том, что для оптимального решения надо знать распределение будущего. А на рынке, как правило мы о нём ничего не знаем.
avatar
А. Г., Александр, ваше мнение, сможет ли нейронная сеть обыграть хороший компьютер, который простым перебором составил все комбинации в шахматы или шашки?
Именно в шахматы, а не на бирже.
avatar
Мейстор Эймон, ну по логике должна, если грамотно продумать обучение по советам гроссмейстера. Вообще нейросеть — грамотный инструмент для распознавания образов. Другие ее применения требуют уточнения исходной задачи на стационаризацию.
avatar
А. Г., вообще, НС не нуждаются в стационарности. Простите, но в любом учебнике написано.)
avatar
3Qu, вы хоть знаете с кем общаетесь и кому вы это написали и кто такой А.Г.?
Василий Белозеров, о боже, что же я натворил. А кто такой АГ? Вообще даже видел пару раз этого АГ. Вроде, обычный человек. Вообще-то, я и с академиками имел дело, и даже возражал, изредка. И до сих пор жив и относительно здоров.
avatar
3Qu, 
Василий Белозеров, ах, да, я не учел. Они не бывают бывшими. Ну, это уже не научная дискуссия.
avatar
3Qu, вы когда-нибудь имели дело с генератором случайных технических терминов?
Василий Белозеров, слышал, но не терминов, а законов, и, слава богу, нет.))
avatar
3Qu, это он.
3Qu,  это не верно. Нестационарные задачи не имеют решения хоть с нейросетями, хоть без. А простое обучение без априорного знания на что обучать — путь в никуда. Ведь любые n точек можно точно описать многочленом степени n, только толку от такого «обучения» — нуль.
avatar
А. Г., 
А простое обучение без априорного знания на что обучать — путь в никуда.
с этим полностью соглашусь.
С остальным. Ну, стало быть, авторы монографий что-то не понимают, что понимает АГ.
Стационарность имеет смысл только в определенном контексте.
Возьмем игру Го — там тоже стационарность? Однако, НС справляются.)
avatar
3Qu,  в игре ГО, как и в любой игре стационарность как раз есть, как она есть и в распознавании образов.
avatar
А. Г., в любой? В покере, скажем, стационарности нет и не может быть, и в Го тоже нет.
avatar
3Qu, да описать набор событий и реакции игроков в любой игре запросто. А вычислить распределение по большой независимой выборке — нет проблем. Можно и условные распределения посчитать по классам игроков по опыту, мастерству и т. д…
avatar
А. Г., а вы априори знаете их опыт, мастерство, поведение, настроение и пр.? Что толку в покере, если с вами за столом незнакомые люди, и вы абсолютно ничего о них не знаете? А это в покере постоянно.
Вот и я в покере



Я, где зачеркнут ник и открыты карты. Как достижения — 49 лямов, а начинал с 10 тысяч. Бываю там далеко не ежедневно.
avatar
3Qu,  мы же говорим об обучении, а не конкретной игре «с нуля». Есть же чемпионаты мира по покеру, есть чемпионы, а есть любительские игры в том числе и по интернету. Так что выборку набрать можно и по ней обучить. 
avatar
А. Г., мы говорим о стационарности, которая для НС не является обязательным условием. Для нестационарности вы никогда никакую выборку не наберете.
avatar
3Qu, так если известно полное распределение, то это и есть стационарность. Стационарность обязательна в задачах с неизвестным точно распределением и которое невозможно определить по выборке. А в играх все ясно, что и где искать.
avatar
А. Г., в покере тоже неизвестно, в Го тоже — уж оч много возможных комбинаций. О полноте говорить вообще не приходится.
avatar
3Qu,  ну и что, что много? Повторяемость в выборке никуда не денется. Фишки то те же, карты — тоже. Правила неизменны. Все расклады описываются. Все нестационарности может появится только от шулерства, когда игрок может достать любые другие карты «из рукава». Но на это же никто не закладывается.
avatar
А. Г., забыли про участников игры. Они тоже описываются? — не вообще, а в каждой конкретной партии. К тому же еще могут меняться.
avatar
3Qu, любое обучение основано на повторяемости. Обучение в том и состоит, чтобы выявить похожие события по отдельным признакам в прошлом. Участники тоже имеют конечное число тактик.
avatar
А. Г., да, наверное, если участников конечное количество. Но я затрудняюсь, можно ли это назвать стационарностью в принятом смысле. Имхо, это уже нечто невычислимое. Т.е., не может быть описано набором числовых параметров. Так, кстати, с вычислениями у НС очень плохо.)
Если бесконечное, то это уже групповое поведение, и это уже проще.
avatar
3Qu,  например, для очень точной оценки среднего нам не нужна генеральная совокупность. Достаточно ее неизменности во времени и пространстве. С точки зрения теории игр возникает вопрос — для оптимального решения достаточно только среднего или нужны иные характеристики генеральной совокупности?
avatar
3Qu, красава, хорошо сказал.
А. Г.,
Прям в точку попали!!! Обучение?
А какое может быть обучение в игре орел\решка?
Василий Белозеров,  ну самое простое на выявление вероятности выпадения орла. Кто сказал, что она 1/2? Кто сказал, что биграммы (трех-, четырех- и т.д. граммы) равновероятны? Кто сказал, что вероятности выпадения орла и всяких -грамм на разных отрезках времени одинаковы? Если выясним, что равновероятны, то теория игр скажет нам, что лучше не играть. Т. е. мы выясним, что последовательность случайна равновероятна и независима, то тем самым определим распределение будущего выпадения орла.
avatar
А. Г., кто сказал 1\2? дилетанты говорят, а я не говорил. :).
не интересный у вас вывод «не играть».

3Qu, коты одобряют покеристов. 

«На ваш фулл-хаус из тузов у котов всегда найдется каре из двоек».
«You can't beat dumb luck!»  Слепое везение не превзойти. Народная американская поговорка. (из моего профиля на Смартлабе))

avatar
Манул Кот, кстати, интересно, что везет в основном полным идиотам, и, что еще интересней, вообще ни на чем. Их можно взять вдолгую, но они быстро сбегают.
avatar
3Qu, тот покер, в который играете вы (на условные фишки) имеет такое же отношение к покеру на реальные деньги, как комп. игрушка «Экономический симулятор» к настоящему бизнесу. На условные фишки у вас может быть 49 миллионов и даже миллиардов, на реальные деньги вас разденут на самом первом же лимите…
avatar
Абырвалг, поверьте, все тоже самое. Такой же покер. Иллюзии, что там как-то по другому.
avatar
3Qu, что мне вам верить, если я сам играю в покер на реальные деньги и знаю о чем говорю. Об уровне вашего «мастерства» говорит хотя бы то, что вы разыгрываете 72 разномастные, которые являются самой слабой рукой в 52 карточной колоде.
avatar
Абырвалг, )) я вообще ничего не разыгрываю. Открыл стол чтобы скрин сделать.)
Сайт где я играл сейчас заблокирован в РФ. Но, опять таки, играл не для заработка, и, в общем, по мелочи. А реал деньги там можно было заработать на турнирах.
avatar
А. Г., если в шахматах есть 10 в 120 степени известных комбинаций, не зависящих от иных факторов и компьютер им всем присвоил оценку, и идет кратчайшим путем к максимальной оценке из любой точки игры,
в то время как у нейронной сети есть еще субъективный человеческий фактор — грамотно ли гроссмейстер ее обучил,
то шансов, на мой взгляд, у такого компьютера больше, чем у нейронной сети.
avatar
А. Г., 
Проблема применения теории игр в том, что для оптимального решения надо знать распределение будущего. А на рынке, как правило мы о нём ничего не знаем.

Охренеть.
avatar
А. Г., я же написал — метод поиска оптимального алгоритма вашего поведения, это когда вы не знаете, попадете на аляску или в сахару, но вам и там и там нужны: нож, вода, обувь,…
На Аляске вода не обязательна. Снег можно растопить. Для этого керосин нужен:-)
avatar
Brassiere, замечание правильное, но принцип остается.
Brassiere, Ну, пить растопленный снег нельзя, эта вода вымоет все минералы из организма. Именно поэтому на Руси даже зимой ходили за водой в прорубь на реку. Но вода на Аляске и правда не нужна, там полно ручьев и рек.
avatar
Василий Белозеров, если Вы априори знаете, что выбор между Аляской и Сахарой. Но где уверенность, что ещё исходом с ненулевой вероятностью может быть, например, Сочи. Обувь конечно там нужна, но совсем другая, а уж нож точно «ни к селу, ни к городу».
avatar
А. Г., главный критерий — безопасность (это результат — больше или равный ноль), так что нож уместен.
Василий Белозеров, в Сочи с ножом опасно — загребут за ношение холодного оружия.
avatar
А. Г., это у вас врожденное или приобретенное: уводить собеседника от основной темы разговора? вы точно криптограф? тогда вы знаете своего коллегу, автора теории игр, и тогда зачем эти филологические маневры?
Василий Белозеров,  ну тему я задал в изначальном комментарии: теория игр без знания распределения (!) будущего не имеет практической ценности. И подчеркнул, что именно на рынке мы, чаще всего, не знаем распределение будущего приращения цены (а собственно больше нам и знать ничего не надо, чтобы выработать оптимальную стратегию торговли).  Разве это не связано с основной темой разговора? А пример с Сочи — это просто пример незнания распределения будущего места попадания.

Криптография тут совсем не причем. Там все иначе. Шифратор — это ДСЧ со случайным и, как правило, равновероятным ключом. Откуда там возьмутся нестационарности? Разве что из зашумления при передаче зашифрованного сообщения. Но в мире цифровых технологий это уже практически исключено.
avatar
А. Г., вы ни как не можете осознать, что особенность теории игр состоит в том, что она и была создана для действий «при отсутствии определенности», то есть, именно для действий, без знания будущего. И именно в этом ее практическая ценность. Какая ценность? Ну если вы отвергаете первый постулат, как можно говорить о втором?
Василий Белозеров,  да знаю я что теория игр создана для случайного будущего, т. е., когда наше лучшее знание о будущем — это набор событий с некоторыми шансами их появления, как минимум два из которых ненулевые. Но в том то и дело, что распределение — это полное и точное описание неопределенности. И «работает» теория игр только тогда, когда мы знаем это распределение. 
avatar
ГО — количество комбинаций — 10 в 171 степени,
Шахматы — количество комбинаций — 10 в 120 степени

«Компьютеры смогли запомнить все комбинации и стали выигрывать у людей».

Здесь не совсем так. 10 в 171 степени и даже 10 в 120 степени это настолько большие числа, что у кого-то даже воображения может не хватить, чтобы представить насколько. Не говоря уже о том, чтобы где-то их запомнить (записать). Так что алгоритмы, нейросети, функция оценки позиции и т.д., без  этого никуда — по крайней мере в шахматах и тем более го.
avatar
/../, 
Записать одно число — это одно дело. А записать все числа — это другое )
Пусть мы хотим где-то записать все 10^120 возможных состояний в шахматах. Для простоты «ёмкость» одного состояния равна 1 байту. Положим, мы где-то раздобыли носители информации с невероятной на сегоодняшний день емкостью 1 петабайт (10^15 байт). Сколько таких носителей нам понадобится?
И другой вопрос. Допустим, мы можем вести запись на эти носители с невероятной скоростью 1 петабайт в секунду. Сколько секунд нам понадобится для записи всех состояний?

Это также показывает некорректность вопроса «тупой перебор vs нейронные сети».
avatar

МХ, на этой неделе смотрел эту передачу. Не знаю, постановка или нет.
Еще в этот отрывок не вошло обсуждение. Участник немного рассказал о своем методе. С вычислениями нет ничего общего, эксперты согласились, что с таким подходом можно хранить информацию на порядки большую, чем сейчас.

avatar
Инфы здесь нет. Давайте отдельный вид подробно, а то бихевиористы (я) уже далеко вперед ушли )))
Как создать модель своего поведения?
avatar
kosta der, использовать методы поиска решений: метод проб и ошибок, метод вопросов, метод мозговой штурм, метод синектика, метод фокусировки, метод гирлянд, морфологический анализ.
Даже читать все это сложно, но, кто то заморачивается судя по комментариям и сам автор заморочился...

avatar
Робокоп, да нет, нормально, не заморочился. это же все философия, а нужна еще наука и практика, но до них еще не дошли.
Будущее — последовательность случайных событий.
Врач-бондиатОр, да, правильно, ну а ваши действия при этом тоже случайны?
Василий Белозеров, в какой мере случайны — вы же не знаете свои действия на те или иные обстоятельства.
Врач-бондиатОр, знаю, про то и речь, смотрим первые строчки моего текста:
ТЕОРИЯ ИГР.
Это математический Метод поиска оптимального алгоритма Вашего поведения, в условиях конфликта интересов, с результатом больше или равным «0». Что не так?
Василий Белозеров, а практические примеры можете привести?
Врач-бондиатОр, практические примеры в следующий раз. :)
Василий Белозеров, ну на самом интересном…
Врач-бондиатОр, рабочую схему вам ни кто не расскажет, ну максимум, только намекнут, тем более, я не знаю объем и направление вашей практики. может вы философ а я буду распинаться, рассказывать вам про физику.
эта теория игр ваапще не это трактует!!! что вы здесь катаете!!!(хоть пастеснялись бы )
avatar
SEREGA, что именно не это?
ТЕОРИЯ ИГР.
Это математический Метод поиска оптимального алгоритма Вашего поведения, в условиях конфликта интересов, с результатом больше или равным «0».
Что не так?
Вашего поведения, в условиях конфликта интересов
вот про это верно!!! ну а при чём тут футбол да трейлинг!!!
avatar
SEREGA, так остальное — просто болтовня.
Василий Белозеров, вона кот сказал пра чё я хотел!!! я тоже из названия хотел было типа применить типа в торговле!!! а читаю смотрю дак это шляпа ваабще не по теме рынка!!!
avatar

 Ладно, господа. Раз уж я изучал и сдавал ту самую ТИ в университете, а потом и в аспирантуре, то вставлю свои 2 цента. Одна из самых бесполезных теорий с точки зрения применения на фондовом рынке. Она дает некоторые хорошие выходы в микроэкономику, даже может неплохо применяться в военных стратегиях и т.д. Но для биржи — не то. Ни один из вас не сказал главного. ТИ так или иначе завязана на понятии равновесия. И там куча разных равновесий вводится, по Нэшу, по Байесу и т.п.

Но финансовый рынок — не равновесная система в целом, и в частности тоже. Поэтому математическая теория игр удручает в плане того, что результатов теоретических — громадье, а попробуй их примени в повседневной торговле!

avatar
Манул Кот, упс
avatar
Манул Кот, а практическая значимость ТИ есть?
Кому-то может быть интересно.
www.mql5.com/ru/forum/133625/page348#comment_8183868
и далее несколько страниц по этой теме.
(и несколько страниц до того)
avatar

теги блога Василий Федорович

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн