Блог им. alexeus

Бедность, генетика и образование

Недавно обнаружилось, что разницу в образованности можно частично объяснить  генетическими различиями. Большая команда генетиков опубликовала в журнале Nature отчёт о биг-дата-анализе почти 300 тысяч человек. Выяснилось, что у людей есть 74 гена, достоверно коррелирующих с образованием. Они также хорошо коррелируют с умственными способностями (что неудивительно), объёмом мозга, и даже со склонностью к шизофрении и с ростом – минимально, но статистически значимо. С невротизмом, кстати, корреляция отрицательная. Поэтому расслабьтесь и не нервничайте. Пафосно назовём это «законом природы», переживать тут нечего, ибо свои гены мы изменить пока не можем. Терпите.

Гораздо страшнее другое. Если вы бедны, даже от великолепного набора генов пользы будет мало. Ещё одна статья в Washington Post  убедительно доказывает, что куда выгодней родиться богатым, чем умным. Гены «талантливости» распределены более-менее равномерно между богатыми и бедными. Но вот успешность, сам понимаете, нет.

Самые тупые из богатых семей всё равно получают лучшее образование, чем самые талантливые из нищеты. Для начала возьмём 25% (верхний квартиль) наиболее генетически способных к обучению детей. Из этой выборки только 24% бедняков получат высшее образование. А вот из богатых детей в этом квартиле высшее получат в два с половиной раза больше – 63%. Сравните с другим концом генетической таблицы призов: даже в нижнем квартиле целых 27% богатых детей получат высшее. То есть из них – наименее способных! – закончат вуз больше народу, чем самые способные из бедноты.

Получается, что генетически богатые и бедные граждане не различаются (напомню, что это пока). Но если у семьи нет возможности дать детям образование, даже наиболее талантливым отпрыскам мало чего светит в этой жизни. Их потенциал обычно отправляется коту под хвост. Для всего общества это не очень-то хорошо.

Не будем забывать о том, что даже у одинаково одарённых детишек показатели IQ будут сильно различаться. Богатые родители своих детей тупо лучше кормят! И не только: состоятельные люди больше читают вслух и отправляют малышей на всякие кружки и секции. Они в детей инвестируют.

Но есть и хорошие новости: выходит, что ваши гены далеко не полностью определяют вашу судьбу.

Мы сильно недооцениваем некогнитивные навыки и переоцениваем знание фактов – пресловутую советскую «эрудицию», которая требуется только в игре «Что? Где? Когда?», а по жизни почему-то не пригождается. Мотивация, цельность характера (в том числе и честность!), коммуникабельность, упорство. Практически для любой работы требуются навыки общения с другими людьми.

Понятно, что когнитивные умения тоже важны и нужны, но часто они не играют главной роли для успеха в жизни. Исследования нобелевского лауреата Джеймса Хекмана  доказывают, что для некоторых профессий некогнитивные способности даже больше влияют на зарплату. А мы им не учимся!

Не могу скрыть ещё один важный факт о тех, кто не поступил или не доучился. Они совсем необязательно тупее тех, кто может закончить институт; бывает даже наоборот. Но вот с упорством, трудолюбием, общением, банальными опозданиями у них могут быть проблемы. И самое страшное, что они об этом даже не подозревают, и как следствие, ничего с этим не делают. Или подозревают, но не думают, что это проблема.

Поэтому отсутствие высшего – это, в первую очередь, маркер некогнитивных слабостей, и именно на этом вам следует сосредоточиться, если вы не поступили или вылетели из вуза. Многое можно почерпнуть из литературы – саморазвитие, переговоры, мотивация, целеполагание – но, конечно, лучше всего брать примеры с более-менее успешных знакомых или посещать какие-нибудь курсы. Только не в инстаграме и не в телеграме, и уж точно не через голожопые вебинары. Хотя бы лекции надо смотреть на TEDе или там Курсэре.


★11
А мне тут весь день пытались мозги парить, какой неправильной и несправедливой была советская жизнь. Типа, возможностей в ней не было, конкуренции тоже. 
Самые тупые из богатых семей всё равно получают лучшее образование, чем самые талантливые из нищеты.

это уже давно не так

и в штатах и в европе двери лучших университетов открыты для талатливых нищих

а вот тупые из богатых… смотря насколько богатых...

и потом не надо путать образование с корочкой: в тупого никакие знания не зайдут, где бы он ни учился

а для таланта вобщем-то все равно где он учится
avatar

qxr1011

qxr1011, Буш младший смеется тебе в лицо
Иван Иванов, ты прочти внимательнее, что я написал
avatar

qxr1011

qxr1011, срач — как есть. Когда приведешь  конкретную статистику или напишешь книгу как автор, тогда и почитаем.
Иван Иванов, qxr1011, срач — как есть. Когда приведешь  конкретную статистику или напишешь книгу как автор, тогда и почитаем.

читайте  хулиномику
avatar

qxr1011

qxr1011, проблема тут мне кажется скорее не в открытых/закрытых дверях.
Не каждый талантливый нищий зайдет в эту дверь, у него проблем простых житейских гораздо больше, и реализация своего таланта может быть в этом списке далеко не первым номером. 
avatar

kachanov

kachanov,  Не каждый талантливый нищий зайдет в эту дверь, у него проблем простых житейских гораздо больше, и реализация своего таланта может быть в этом списке далеко не первым номером.

не спорю,

но речь шла о наличие возможностей реализации себя
так вот они в наличии есть

а за свое нулевую начальную скорость… да, надо говорить спасибо предкам… или судьбе… и уж потом генетике
avatar

qxr1011

qxr1011, Все так. Но до университета есть еще школа и окружение. Да и по-настоящему талантливых мало. А вот для большинства людей со способностями выше средних, высказывание верно.
avatar

Andrew_Kl

Andrew_Kl, какое высказывание верно — что они не получат образование?
avatar

qxr1011

qxr1011, Что они не получат образование лучше, чем самые тупые из богатых семей.
avatar

Andrew_Kl

Andrew_Kl, имхо они получат такой же впринципе доступ к образованию и имхо возьмут из него намного больше чем тупые из богатых
avatar

qxr1011

qxr1011, Я думаю, мы говорим о разных вещах. Я говорю о способностях, которые даны от природы. И они могут быть развиты, либо невысокие способности могут быть скомпенсированы более качественными занятиями. Доступ же к образованию с самого начала разный. Взять нашу страну. Богатые родители могут позволить себе еще дошкольное обучение ребенка иностранному языку. Это уже играет свою роль в развитии способностей. Особенно есть есть практика.
Богатые родители не так ограничены в выборе школы и внешкольных занятий. А уровень школьного образования, в среднем, весьма низкий.
Т.е. уже к поступлению в ВУЗ ребенок с более низкими изначально способностями, может превзойти более способных.
Доступ к высшему образованию тоже бесплатен весьма условно. Как минимум человек должен иметь возможность учиться, а не работать. Уровень ВУЗов весьма разный. И, чтобы учиться в хорошем ВУЗе, зачастую надо ехать в другой город. Это тоже удовольствие не бесплатное.
avatar

Andrew_Kl

Опять британские учёные америку открыли?)))) Уж закрывать давно пора, а они наконец-то до пиара на смартлабе доползли
avatar

Дмитрий Ш

Дмитрий Ш, британские ученые определили, что 100 грамм шоколада определенно улучшают настроение...

Они просто еще водки не пробовали!!!

avatar

pessimist

pessimist, А если водка под сальцо с лучком, это же просто бомба!
avatar

Stoic

У многих долларовых миллиардеров есть высшее образование?
avatar

Иванов Виктор

Иванов Виктор, тут скорее вопрос между корреляцией и дозодом в целом по группе. такие исключения как миллиарды будут примерно равны % населения получившего образование.
avatar

gluhov

Иванов Виктор, у 479 из 500 долларовых миллиардеров есть высшее образование. А на предмет чего интересуемся? 
А 21 — это «ошибка выжившего». Но они более памятны и чаще упоминаемы. Ибо прикольнее. 
Вестников (Витковский), спасибо, крутой факт!
avatar

Хулиномика

Хулиномика, это не факт, это — дискуссионный приём, коллега!
Хотя, не исключено, что и факт. Требующий проверки.

Но, по-любасику, предполагаю, что процент миллиардеров с вышкой больше, чем без оной.  Да и  процент людей с вышкой в мире тоже меньше, чем без оной.
Волга таки впадает в Каспийское море!!!
avatar

Кирилл Сизов

Да устаревшие понятия, вышка, зачем она? Определись с тем, что тебе по душе и свяжи с этим жизнь, сам все узнаешь из лекций, семинаров, книг, практики и еще раз практики. Ведь правда мы все здесь на смартлабе не зря изучаем, что нам нравится?))
avatar

Дед Панас

Дед Панас, не соглашусь. Нормальная вышка дает структуру мышления
Образно говоря, она не откроет дверь к счастью (богатству, придумать свое...), но точно поможет не ломиться не в те двери

Тем более, учитывая качество современных лекций и семинаров и т.п., большую часть из них смотреть/слушать скорее вредно чем полезно
avatar

kachanov

Дед Панас, вышка это шанс на социальный лифт. И практически единственный. Пока она (вышка) была у всех, это ценилось мало.
Но в связи со снижением общего уровня ее ценность будет возрастать.

Прошло 30 лет как нет СССР. Можно опросить эмигрантов наших как дела у их детей, поднялись ли они выше неквалифицированной работы, есть ли у них на это шанс. Школа-то при капитализме ничему не учит и учить не будет. Только родители могут дать задел. И понять что этот задел нужен.

А так поглядим как у условного шофера/сборщика яблок (чья специализация конкурировать с демпингующими индусами) сын куда-то пройдет на нормальную работу. :-)
Евгений Петров, вы меня не услышали. Дать то можно образование, но если оно не интересно чаду и чадо не замотивированно, то знаний не впитает.
  А когда прийдет время показать свое преимущество перед индусом проверят не корочки, а умения и знания, например программистов… и выиграет фанат своего деда, я про это
avatar

Дед Панас

Дед Панас, конкуренция с индусом будет состоять в демпинге. Я веду речь о планке отсечения, без прыжка через которую будут проблемы. Корней Чуйковский (к примеру) работал в дореволюционном детстве кровельщиком и учил язык английский рисуя буквы на крышах. От этого, к слову, прилично озлобился.

У парня может быть талант, но этот талант не сможет развиться, он лестницы будет мыть пока его более тупым конкурентам математику поркой вдолбят. Будет сидеть в какой-то школе где у учеников и детей нулевой уровень знаний и мотивации. У него не будет перед глазами правильных примеров. Мама прачка, отец слесарь. И привет. Это в СССР любой труд считался почетным. А сейчас идет движение к сословному разделению.

Программирование одна из отраслей. Она может и модифицироваться или пропасть. Сколько ей лет? 40-50? Сколько было модификаций уже? И таланта там мало, у 80 процентов особого таланта нет, просто исполнители высокого уровня. Продукт-то в команде делается, где роли распределены.

А что фанат своего дела мотивирован кто-же спорит. Другое дело что на практике найти это свое Дело удается не многим. Обычно все это серия компромиссов.
Евгений Петров, вы прочитайте мой первый комментарий и все станет ясно.
 Поставьте себя на место работодателя частника, кого вы возьмете на работу чувака из богатой семьи с диплом просидевшего лекции или индуса профи занимающегося самообучениям и практикой потому что ему нравится это и глаза горят? Я индуса, тем более зп ему меньше надо, он послушный и более профессиональный и готов доучить все на ходу, что не знает.
 Я про это написал, а не расслоение там какое то. Мне как бизнесмену нужно уже сегодня извлекать прибыль за меньшие деньги, а не ублажать золотую молодежь, ее только возьмут по блату, где в помощники этот золотой папинькин сынок возьмет себе того самого индуса который будет выполнять его работу пока тот на багамах отдыхать будет
 Именно поэтому госчиновников в России больше чем было при Ссср
avatar

Дед Панас

Дед Панас, ну вот на Вас (на бизнесмене) Ваша династия и закончится. Речь-то о детях идет. :-) Не помню в истории примеров, чтобы у бизнесменов дети бизнесменами становились. Обычно там профукивают все в короткий срок.

Мелкий бизнес это временное явление, 5-10-15 лет и его покоцает средний, а средний покоцает крупный. Это если бизнесмен вообще выживет, а закрывается в первый год 85%, а в следующие 5 лет еще 85%. (Это по Американской статистике).

За золотую молодежь переживать бессмысленно — они не представлены на рынке труда. Ее, к слову, не так много, просто она выделяется своими дебильными эпатажами.

В остальном я сказал что хотел. Согласны — ок. Нет — ну тоже ок. :-)
Евгений Петров, я считаю, что вышка бесполезная трата времени, не более. Вот возьмите человека хотящего торговать и зарабатывать на фондовых рынках и отдайте в ВУЗ. Чему его там научат тэорэтики?)) 
  И возьмите человека в душе спекулянта, который в детстве уже в школе перепродавал своим сверстникам всякие вещи ликвидные в его среде)).
  Он все на практике из книг и на форумах научится и будет в разы успешнее, человека потратившего почти впустую 5 лет.

avatar

Дед Панас

Дед Панас, я тоже раньше считал, что вышка это ерунда и она не нужна. Но потом общение с людьми у которых ее нет меня разубедило. :-)
А так человек вариативен, кому-то и не нужна. Тут в другом дело. Как она понадобится — возникнут проблемы. Часть дверей будет закрыта.
Евгений Петров, да и причем здесь дети бизнесмена? Они будут у отца учится управлять с детства и нанимать индуса, а не папинькиного сынулю просидевшего лекции или с купленными экзаменами…
avatar

Дед Панас

Дед Панас, мировой исторический опыт показывает что управленческие навыки не передаются. Сам бизнесмен занят только и исключительно бизнесом, ни на что другое времени не имеет. Учителя, которых он наймет, тоже не имеют опыта управления. Так что там обычно швах. Это и видно на примере тех же Морозовых, Демидовых.

А так велкам. Поглядим итог. Общий ход процесса он системный, жизненными законами диктуется. Тут только свое место в процессе можно выбрать.
Евгений Петров, здесь согласен. Управленцами рождаются. Каждый должен освоить свой потенциал у каждого он индивидуален, кто то склонен дворником работать, а кто то управленцем и они счастливы на своих местах(это в идеале).

  Но ведь я об этом и написал в первом своем комментарии. Профориентация должна вестись с самого детства и не дать заглохнуть какому то таланту, а развить его у ребенка.



Сформулирую свою мысль более понятно. Написав, что вышка не нужна, а я так на самом деле считаю. Это не значит, что этих пять лет я работаю просто разнорабочим и в свободное время пью пиво.

  Нет, нет и еще раз нет. Я имел ввиду другое. Ну напишу на примере своего сына. Он у меня с детства проявлял интерес к механизмам, инструметам, автгмобилям и прочее, он рожден с этим. Что я ему предложил бы пойти в колледж с 9-го класса (не тратить еще два года впусьую)связанный с инженерными специальностями и после окончания сразу идти на работу на младшие должности. Параллельно повышая свою квалификацию на курсах, видео в интернете и т.д. Хочет пойти учится в высшее пусть идет, но заочно не отвлекаясь от практической работы, но вышка не обязательна, если он захочет обучится и займет ту должность которую захочет.  Например в Москве есть компании Мерседес у них свои курсы и они спецов готовят управленцев не отрываясь от производства и т.д......


   Вы же приводите пример человек окончивший ВУЗ и с другой стороны садовник ничему не обучающийся.......



Я о другом, вышка ничему практическому не обучит, от слова совсем, имхо 

   
avatar

Дед Панас

Дед Панас, я топил не столько за вышку, сколько за право на вышку. За реальное право на вышку, которое можно реализовать с разумным усилием.

А его (в частности) нельзя реализовать без навыка регулярных умственных усилий. Барьер (в западных странах) стоит еще и следующий — обычная гос школа это шлак, который никого ничему не учит. И ребенок там не получает знаний и навыка к самообучению. Поэтому поступив куда-то он вылетает в первый год, т.к. его однокурсники (из богатых семей) прошли частные школы, репетиторов и т.д. Они имеют нужный объем знаний и навыков. А он — нет.
Евгений Петров, Барьер (в западных странах) стоит еще и следующий — обычная гос школа это шлак, который никого ничему не учит

это не так
avatar

qxr1011

Евгений Петров, я не в курсе какой уровень  образования там. Но своим детям прививаю самообразование с детства. Конечно с самого детства развивая творчество и фантазию поощряя всячески. И они вырастая с интересом выдумывают для себя что то сами......
    
avatar

Дед Панас

Снятся в «Дом-2» и жизнь обеспечена! Не всё так плохо.
Диванный аналитик-практик, кто кому снится?
avatar

Хулиномика

Шансы повышаются еще больше, если ты азиат.
avatar

Ivan Zayfer

РПЦ не справляется с обоснованием бедности, для зануд привлекли британских генетиков. Браво че.
Можно меня генномодифицировать, добавить богатства и убрать ума? :)
avatar

Andrey

Есть достаточное количество стран, где высшее образование бесплатно. Причем не только для граждан этих стран. Нужно только сдать экзамен на владение языком. Но выучить язык сможет и тупой, но настойчивый индивидуум. 
avatar

Дмитрий М

 факт то что те кто начали работать раньше — зачастую имеют больше сбереений к 30 годам когда лучше всего начинать свое дело. Потот появляются дети, и многое меняется в мозгах — все становится сложнее
avatar

gluhov

почему бы не дать ссылку на источник, а не выдавать за собственную статью?
avatar

Malik

Ватник, на смартлабе редактор режет сноски
avatar

Хулиномика

1-апрельские темы лучше размещать 1-го апреля

«Несправедливость сделала ее угрюмой, нищета – некрасивой. От нее не осталось ничего, кроме прекрасных больших глаз, на которые больно было смотреть, потому что, будь они меньше, в них, пожалуй, не могло бы уместиться столько печали. » Виктор Гюго «Отверженные» . 
Люди на протяжении столетий сталкивались с нищетой и все давно описано и расписано. Британские ученые не раскрыли глаза ))

avatar

Krisa-Lariska

«Несправедливость сделала ее угрюмой, нищета – некрасивой. От нее не осталось ничего, кроме прекрасных больших глаз, на которые больно было смотреть, потому что, будь они меньше, в них, пожалуй, не могло бы уместиться столько печали. » Виктор Гюго «Отверженные» . 
Люди на протяжении столетий сталкивались с нищетой и все давно описано и расписано. Британские ученые не раскрыли глаза ))

avatar

Krisa-Lariska

Ну да все так и есть. Прикольно что большие деньги передаются по наследству как правило а не зарабатываются. Добывают баблища редко. Количество заработанных денег не особо привязано к начитаности и образованости личности их заработавшей. Деньги выбирают своих любимчиков по специфическим социальным и генетическим показателя и эти качества простому люду вообще подаются как нечто омерзительное и глупое. Нищий работает всю жизнь по 12 часов и умирает от нищеты, пара убедительных действий и «обладатель нужных качество» получит джекпот снова и снова. Для крестьян придумали байку что деньги-зло. Крестьяне должны пахать и пока они пашут они не заработают денег, работать и заработать ДЕНЬГИ это ваще разные вещи.
дык счас образование это не проблема...

школы учат по стандартной програме
у всех есть доступ к вышке… через кредит, гант, благотворительный фонд или бюджет


avatar

ves2010

Страновая принадлежность взятых для анализа исходных данных почему-то не указана явно, но можно догадаться, что речь идет о США. 
А основной вывод заключается в том, что в уровне образованности главную роль играют не столько генетические, сколько социально-экономические факторы. Тоже мне секрет Полишинеля. Это было известно еще коммунистам в СССР. И именно благодаря тому, что руководство страны это понимало, внук извозчика, сын учителя, росший без отца мог приехать учиться в МГУ. Учись я в наше время, скорее всего тоже смог бы повышибать 90+ по всем необходимым предметам (в этом смысле ЕГЭ — крутое изобретение). Но вот физически приехать в Москву, получить гарантированное бесплатное общежитие и стипендию, на которую можно реально прожить (в наше время)… это фантастика. 
Статья также проливает свет на еще одну причину, почему на Смарт-лабе так много ненависти к советскому строю. Нынешнее дикое расслоение общества по американскому образцу способствует консервации сложившегося статус-кво, когда даже (генетические) оболтусы из богатых семей имеют больше шансов получить образование, чем способные дети из бедных семей.
avatar

Dmitry Mikheev

Dmitry Mikheev, Статья также проливает свет на еще одну причину, почему на Смарт-лабе так много ненависти к советскому строю. Нынешнее дикое расслоение общества по американскому образцу способствует консервации сложившегося статус-кво, когда даже (генетические) оболтусы из богатых семей имеют больше шансов получить образование, чем способные дети из бедных семей.
Не соглашусь. :-)
На мой взгляд в случае СССР мы имеем дело с инверсией элит. Условно нагибаемые слои в СССР (барыги, воры, цеховики, фарцовщики) сменили конструкторов, инженеров, воинов, ученых. Ну эти новые слои себя и свои компрадорские ценности и транслируют. Через СМИ, через личный пример.

А так пусть деревенский парень в своей сельской школе попробует получить знания для поступления в МГУ на бюджет. Заценим. :-) Куда он там поступит, где средства возьмет на жизнь и прочее. И куда сунется с дипломом, если вдруг пробьется.
Тут ведь вот еще какая штука — у товарищей-то его все необходимое будет, а он во всем себе будет отказывать очень-очень-очень долгое время. И что будет с его психикой на выходе. И как с женщинами у него дела будут обстоять тоже заценим. :-)

Вот реально, нужно быть законченной сволочью чтобы наезжать на достижения большевиков. С другой стороны так их (подонков) можно легко распознать. Тоже способ. :-)
внук извозчика, сын учителя, росший без отца мог приехать учиться в МГУ
Только вот номенклатурой становились исключительно отпрыски номенклатуры. В том числе и после распада СССР олигархами сделались дети разных высокопоставленных членов.
avatar

Хулиномика

Хулиномика, Да плевать,  это не являлось для меня ценностью, ни при коммунистах, ни при буржуях.
Мне было безумно интересно, как мозг работает. Когда был маленький, как самолеты летают. А лабуда про «стать номенклатурой»/олигархом не была популярной от слова «совсем».
А вот разница в доступности высококлассного образования и возникающими вследствие этого возможностями между тогда и сейчас просто колоссальная. Чтобы не быть голословным, немного цифр.
Зп (учительская) у мамы была в среднем 240р, иногда доходило до 280 (стаж, классное руководство, проверка тетрадей и пр.доплаты). По моим прикидкам это аналог нынешних 50-60 000. Расчет делал на основе стоимости такого условного инварианта, как кв.м. Ведь жилье — это самая дорогая покупка, которую обычный человек делает в своей жизни. Просто помню стоимость кооперативной 2-шки и знаю, сколько сейчас стоит эта кв-ра. Сейчас такие зп у учителей только в Москве. В регионах вообще крохи, на которые даже от зп до зп крайне сложно жить, а уж про поддержку ребенка, который учится в др.городе, и речи идти не может.
avatar

Dmitry Mikheev

avatar

Krisa-Lariska

Чем больше средний класс, тем богаче общество, и меньше бедности. Взять хотя бы врачей, в Америке это средний класс, обеспеченные люди, у нас же еле концы с концами сводят
avatar

Krisa-Lariska

Krisa-Lariska, там врачи это как минимум upper-intermediate, но есть и хайнеты с зп 400-600к долларов в год
avatar

Хулиномика

как то ты лихо перепрыгнул от образования к богатству.
где связь?
avatar

Kapeks

Имхо еще не хватает окружения. Каким бы человек образованным и генетически одаренным не был, если он будет развиваться и социализироваться в «гетто», он на уровне гетто и останется
avatar

laslogwino

В целом так может быть оно и есть. Вот я без образования (если не считать самообразование), выбился из бедной семьи в средний класс. И даже в 90-ые не припомню проблемы в получении знаний, если есть интерес и мотивация. Относительная бедность моих однокашников скорее уж обосновывается невысокими запросами от жизни, подсознательное следование родительской практике «не хватать звезд с неба».
Есть и более радикальные исключения из правил, когда хулиганы-двоечники вдруг становятся бизнесменами, управленцами или попадают во властные органы: отсутствие знаний оказывается не слишком большая помеха, когда есть нахрапистость и готовность грызть горло помехам.
avatar

alpet

смешат фантазии о невозможности учиться в Москве
простым студентам
вместо выяснения реальной ситуации

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Залогиниться

Зарегистрироваться
....все тэги
UPDONW