Недавно обнаружилось, что разницу в образованности можно частично объяснить генетическими различиями. Большая команда генетиков опубликовала в журнале Nature отчёт о биг-дата-анализе почти 300 тысяч человек. Выяснилось, что у людей есть 74 гена, достоверно коррелирующих с образованием. Они также хорошо коррелируют с умственными способностями (что неудивительно), объёмом мозга, и даже со склонностью к шизофрении и с ростом – минимально, но статистически значимо. С невротизмом, кстати, корреляция отрицательная. Поэтому расслабьтесь и не нервничайте. Пафосно назовём это «законом природы», переживать тут нечего, ибо свои гены мы изменить пока не можем. Терпите.
Гораздо страшнее другое. Если вы бедны, даже от великолепного набора генов пользы будет мало. Ещё одна статья в Washington Post убедительно доказывает, что куда выгодней родиться богатым, чем умным. Гены «талантливости» распределены более-менее равномерно между богатыми и бедными. Но вот успешность, сам понимаете, нет.
Самые тупые из богатых семей всё равно получают лучшее образование, чем самые талантливые из нищеты. Для начала возьмём 25% (верхний квартиль) наиболее генетически способных к обучению детей. Из этой выборки только 24% бедняков получат высшее образование. А вот из богатых детей в этом квартиле высшее получат в два с половиной раза больше – 63%. Сравните с другим концом генетической таблицы призов: даже в нижнем квартиле целых 27% богатых детей получат высшее. То есть из них – наименее способных! – закончат вуз больше народу, чем самые способные из бедноты.
Получается, что генетически богатые и бедные граждане не различаются (напомню, что это пока). Но если у семьи нет возможности дать детям образование, даже наиболее талантливым отпрыскам мало чего светит в этой жизни. Их потенциал обычно отправляется коту под хвост. Для всего общества это не очень-то хорошо.
Не будем забывать о том, что даже у одинаково одарённых детишек показатели IQ будут сильно различаться. Богатые родители своих детей тупо лучше кормят! И не только: состоятельные люди больше читают вслух и отправляют малышей на всякие кружки и секции. Они в детей инвестируют.
Но есть и хорошие новости: выходит, что ваши гены далеко не полностью определяют вашу судьбу.
Мы сильно недооцениваем некогнитивные навыки и переоцениваем знание фактов – пресловутую советскую «эрудицию», которая требуется только в игре «Что? Где? Когда?», а по жизни почему-то не пригождается. Мотивация, цельность характера (в том числе и честность!), коммуникабельность, упорство. Практически для любой работы требуются навыки общения с другими людьми.
Понятно, что когнитивные умения тоже важны и нужны, но часто они не играют главной роли для успеха в жизни. Исследования нобелевского лауреата Джеймса Хекмана доказывают, что для некоторых профессий некогнитивные способности даже больше влияют на зарплату. А мы им не учимся!
Не могу скрыть ещё один важный факт о тех, кто не поступил или не доучился. Они совсем необязательно тупее тех, кто может закончить институт; бывает даже наоборот. Но вот с упорством, трудолюбием, общением, банальными опозданиями у них могут быть проблемы. И самое страшное, что они об этом даже не подозревают, и как следствие, ничего с этим не делают. Или подозревают, но не думают, что это проблема.
Поэтому отсутствие высшего – это, в первую очередь, маркер некогнитивных слабостей, и именно на этом вам следует сосредоточиться, если вы не поступили или вылетели из вуза. Многое можно почерпнуть из литературы – саморазвитие, переговоры, мотивация, целеполагание – но, конечно, лучше всего брать примеры с более-менее успешных знакомых или посещать какие-нибудь курсы. Только не в инстаграме и не в телеграме, и уж точно не через голожопые вебинары. Хотя бы лекции надо смотреть на TEDе или там Курсэре.
это уже давно не так
и в штатах и в европе двери лучших университетов открыты для талатливых нищих
а вот тупые из богатых… смотря насколько богатых...
и потом не надо путать образование с корочкой: в тупого никакие знания не зайдут, где бы он ни учился
а для таланта вобщем-то все равно где он учится
читайте хулиномику
Не каждый талантливый нищий зайдет в эту дверь, у него проблем простых житейских гораздо больше, и реализация своего таланта может быть в этом списке далеко не первым номером.
не спорю,
но речь шла о наличие возможностей реализации себя
так вот они в наличии есть
а за свое нулевую начальную скорость… да, надо говорить спасибо предкам… или судьбе… и уж потом генетике
Богатые родители не так ограничены в выборе школы и внешкольных занятий. А уровень школьного образования, в среднем, весьма низкий.
Т.е. уже к поступлению в ВУЗ ребенок с более низкими изначально способностями, может превзойти более способных.
Доступ к высшему образованию тоже бесплатен весьма условно. Как минимум человек должен иметь возможность учиться, а не работать. Уровень ВУЗов весьма разный. И, чтобы учиться в хорошем ВУЗе, зачастую надо ехать в другой город. Это тоже удовольствие не бесплатное.
Дмитрий Ш, британские ученые определили, что 100 грамм шоколада определенно улучшают настроение...
Они просто еще водки не пробовали!!!
А 21 — это «ошибка выжившего». Но они более памятны и чаще упоминаемы. Ибо прикольнее.
Хотя, не исключено, что и факт. Требующий проверки.
Но, по-любасику, предполагаю, что процент миллиардеров с вышкой больше, чем без оной. Да и процент людей с вышкой в мире тоже меньше, чем без оной.
Образно говоря, она не откроет дверь к счастью (богатству, придумать свое...), но точно поможет не ломиться не в те двери
Тем более, учитывая качество современных лекций и семинаров и т.п., большую часть из них смотреть/слушать скорее вредно чем полезно
Но в связи со снижением общего уровня ее ценность будет возрастать.
Прошло 30 лет как нет СССР. Можно опросить эмигрантов наших как дела у их детей, поднялись ли они выше неквалифицированной работы, есть ли у них на это шанс. Школа-то при капитализме ничему не учит и учить не будет. Только родители могут дать задел. И понять что этот задел нужен.
А так поглядим как у условного шофера/сборщика яблок (чья специализация конкурировать с демпингующими индусами) сын куда-то пройдет на нормальную работу. :-)
А когда прийдет время показать свое преимущество перед индусом проверят не корочки, а умения и знания, например программистов… и выиграет фанат своего деда, я про это
У парня может быть талант, но этот талант не сможет развиться, он лестницы будет мыть пока его более тупым конкурентам математику поркой вдолбят. Будет сидеть в какой-то школе где у учеников и детей нулевой уровень знаний и мотивации. У него не будет перед глазами правильных примеров. Мама прачка, отец слесарь. И привет. Это в СССР любой труд считался почетным. А сейчас идет движение к сословному разделению.
Программирование одна из отраслей. Она может и модифицироваться или пропасть. Сколько ей лет? 40-50? Сколько было модификаций уже? И таланта там мало, у 80 процентов особого таланта нет, просто исполнители высокого уровня. Продукт-то в команде делается, где роли распределены.
А что фанат своего дела мотивирован кто-же спорит. Другое дело что на практике найти это свое Дело удается не многим. Обычно все это серия компромиссов.
Поставьте себя на место работодателя частника, кого вы возьмете на работу чувака из богатой семьи с диплом просидевшего лекции или индуса профи занимающегося самообучениям и практикой потому что ему нравится это и глаза горят? Я индуса, тем более зп ему меньше надо, он послушный и более профессиональный и готов доучить все на ходу, что не знает.
Я про это написал, а не расслоение там какое то. Мне как бизнесмену нужно уже сегодня извлекать прибыль за меньшие деньги, а не ублажать золотую молодежь, ее только возьмут по блату, где в помощники этот золотой папинькин сынок возьмет себе того самого индуса который будет выполнять его работу пока тот на багамах отдыхать будет
Именно поэтому госчиновников в России больше чем было при Ссср
Мелкий бизнес это временное явление, 5-10-15 лет и его покоцает средний, а средний покоцает крупный. Это если бизнесмен вообще выживет, а закрывается в первый год 85%, а в следующие 5 лет еще 85%. (Это по Американской статистике).
За золотую молодежь переживать бессмысленно — они не представлены на рынке труда. Ее, к слову, не так много, просто она выделяется своими дебильными эпатажами.
В остальном я сказал что хотел. Согласны — ок. Нет — ну тоже ок. :-)
И возьмите человека в душе спекулянта, который в детстве уже в школе перепродавал своим сверстникам всякие вещи ликвидные в его среде)).
Он все на практике из книг и на форумах научится и будет в разы успешнее, человека потратившего почти впустую 5 лет.
А так человек вариативен, кому-то и не нужна. Тут в другом дело. Как она понадобится — возникнут проблемы. Часть дверей будет закрыта.
А так велкам. Поглядим итог. Общий ход процесса он системный, жизненными законами диктуется. Тут только свое место в процессе можно выбрать.
Но ведь я об этом и написал в первом своем комментарии. Профориентация должна вестись с самого детства и не дать заглохнуть какому то таланту, а развить его у ребенка.
Сформулирую свою мысль более понятно. Написав, что вышка не нужна, а я так на самом деле считаю. Это не значит, что этих пять лет я работаю просто разнорабочим и в свободное время пью пиво.
Нет, нет и еще раз нет. Я имел ввиду другое. Ну напишу на примере своего сына. Он у меня с детства проявлял интерес к механизмам, инструметам, автгмобилям и прочее, он рожден с этим. Что я ему предложил бы пойти в колледж с 9-го класса (не тратить еще два года впусьую)связанный с инженерными специальностями и после окончания сразу идти на работу на младшие должности. Параллельно повышая свою квалификацию на курсах, видео в интернете и т.д. Хочет пойти учится в высшее пусть идет, но заочно не отвлекаясь от практической работы, но вышка не обязательна, если он захочет обучится и займет ту должность которую захочет. Например в Москве есть компании Мерседес у них свои курсы и они спецов готовят управленцев не отрываясь от производства и т.д......
Вы же приводите пример человек окончивший ВУЗ и с другой стороны садовник ничему не обучающийся.......
Я о другом, вышка ничему практическому не обучит, от слова совсем, имхо
А его (в частности) нельзя реализовать без навыка регулярных умственных усилий. Барьер (в западных странах) стоит еще и следующий — обычная гос школа это шлак, который никого ничему не учит. И ребенок там не получает знаний и навыка к самообучению. Поэтому поступив куда-то он вылетает в первый год, т.к. его однокурсники (из богатых семей) прошли частные школы, репетиторов и т.д. Они имеют нужный объем знаний и навыков. А он — нет.
это не так
Можно меня генномодифицировать, добавить богатства и убрать ума? :)
школы учат по стандартной програме
у всех есть доступ к вышке… через кредит, гант, благотворительный фонд или бюджет
А основной вывод заключается в том, что в уровне образованности главную роль играют не столько генетические, сколько социально-экономические факторы. Тоже мне секрет Полишинеля. Это было известно еще коммунистам в СССР. И именно благодаря тому, что руководство страны это понимало, внук извозчика, сын учителя, росший без отца мог приехать учиться в МГУ. Учись я в наше время, скорее всего тоже смог бы повышибать 90+ по всем необходимым предметам (в этом смысле ЕГЭ — крутое изобретение). Но вот физически приехать в Москву, получить гарантированное бесплатное общежитие и стипендию, на которую можно реально прожить (в наше время)… это фантастика.
Статья также проливает свет на еще одну причину, почему на Смарт-лабе так много ненависти к советскому строю. Нынешнее дикое расслоение общества по американскому образцу способствует консервации сложившегося статус-кво, когда даже (генетические) оболтусы из богатых семей имеют больше шансов получить образование, чем способные дети из бедных семей.
На мой взгляд в случае СССР мы имеем дело с инверсией элит. Условно нагибаемые слои в СССР (барыги, воры, цеховики, фарцовщики) сменили конструкторов, инженеров, воинов, ученых. Ну эти новые слои себя и свои компрадорские ценности и транслируют. Через СМИ, через личный пример.
А так пусть деревенский парень в своей сельской школе попробует получить знания для поступления в МГУ на бюджет. Заценим. :-) Куда он там поступит, где средства возьмет на жизнь и прочее. И куда сунется с дипломом, если вдруг пробьется.
Тут ведь вот еще какая штука — у товарищей-то его все необходимое будет, а он во всем себе будет отказывать очень-очень-очень долгое время. И что будет с его психикой на выходе. И как с женщинами у него дела будут обстоять тоже заценим. :-)
Вот реально, нужно быть законченной сволочью чтобы наезжать на достижения большевиков. С другой стороны так их (подонков) можно легко распознать. Тоже способ. :-)
Мне было безумно интересно, как мозг работает. Когда был маленький, как самолеты летают. А лабуда про «стать номенклатурой»/олигархом не была популярной от слова «совсем».
А вот разница в доступности высококлассного образования и возникающими вследствие этого возможностями между тогда и сейчас просто колоссальная. Чтобы не быть голословным, немного цифр.
Зп (учительская) у мамы была в среднем 240р, иногда доходило до 280 (стаж, классное руководство, проверка тетрадей и пр.доплаты). По моим прикидкам это аналог нынешних 50-60 000. Расчет делал на основе стоимости такого условного инварианта, как кв.м. Ведь жилье — это самая дорогая покупка, которую обычный человек делает в своей жизни. Просто помню стоимость кооперативной 2-шки и знаю, сколько сейчас стоит эта кв-ра. Сейчас такие зп у учителей только в Москве. В регионах вообще крохи, на которые даже от зп до зп крайне сложно жить, а уж про поддержку ребенка, который учится в др.городе, и речи идти не может.
где связь?
Есть и более радикальные исключения из правил, когда хулиганы-двоечники вдруг становятся бизнесменами, управленцами или попадают во властные органы: отсутствие знаний оказывается не слишком большая помеха, когда есть нахрапистость и готовность грызть горло помехам.
простым студентам
вместо выяснения реальной ситуации