Часто слышишь, что найти новые рыночные возможности трудно или вообще невозможно. Этот настрой характерен для большей части людей. Но только не для предпринимателей. Возможностей
всегда достаточно. Просто необходимо затратить некоторое время и энергию для их поиска.
Работа с Интернетом
Наиболее доступный способ для определения перспективных возможностей находится у вас в компьютере. Основа способа — Интернет.
Алгоритм поиска идей в Интернете таков: вы выбрали продуктивную идею (любую, из любого информационного источника или от знакомых и друзей), например, «мобильный контент» (об этом написано и говорится достаточно). Данную тему муссируют во многих бизнес-изданиях. Поищите в Интернете различные информационные материалы (статьи, интервью, отчеты исследователей и др.) о мобильном контенте и его видах, о его развитии сегодня, о применении и перспективах развития в будущем. Результат поиска вас удивит. Обзор и обдумывание наиболее интересных идей применения мобильного контента позволит найти нишу для развития своего бизнеса.
В результате поиска и выборки наиболее интересных идей его применения можно найти нишу для развития бизнеса.
Франчайзинг. Чужие продуктивные идеи.
Народная мудрость: «Лучше франшиза в руке, чем стартап в небе».
Метод определения подходящей для вас идеи и достаточного быстрого и безболезненного открытия своего дела — это франчайзинг.
Сегодня мы делаем в бизнесе много того, что делается на Западе уже давно. Это классическая модель, но только мы наполняем форму, которая есть на Западе, своим содержанием. Можно ничего не изобретать, а просто взять уже отлаженные технологии и перенести их на российскую почву. Одним из способов освоения новых технологий и становится франчайзинг.
Для нашей экономики франчайзинг — относительно новое явление, в то время как в других странах он практикуется как средство обеспечения потребностей общества в различных товарах и услугах. Однако уже сегодня в России зарегистрировано более 800 франчайзинговых предприятий в различных сферах экономики — среди них и такие известные, как «Ростикс», «Кодак», «Баскин-Робинс», «Уорлд Класс», «Э&Э», «Бритиш Эйруэйз», «Грильмастер» и другие. Интерес к клони-
рованию такого бизнеса растет. Одна из главных причин такого интереса — это то, что минусов при подобном развитии бизнеса гораздо меньше, чем в свободном предпринимательстве. Что и привлекает новых бизнесменов.
ПРЕИМУЩЕСТВА ФРАНЧАЙЗИНГА
1. Франчайзинг означает, что у вас есть собственный бизнес, но вы не остаетесь один на один со всеми проблемами и рисками. Такая поддержка помогает ему избежать тех ошибок, которые обычно делают другие предприниматели. Франчайзинг вне конкуренции, поскольку это уже успешный бизнес, многократно доказавший на практике свою жизнеспособность.
2. Франчайзинг — это быстрое и эффективное начало бизнеса. Франчайзинговая система дает информацию, которая помогает франчайзи найти подходящее местоположение для предприятия, сделать его дизайн и убедиться в том, что бизнес правильно функционирует. Франчайзи не нужно беспокоится о проблемах, возникающих на начальной стадии, потому, что он имеет опыт своего франчайзера.
3. Франчайзинг дает поддержку франчайзи в период перед открытием бизнеса.
4. Франчайзинг означает постоянную поддержку. После открытия франчайзингового бизнеса франчайзи продолжает получать профессиональные услуги от франчайзера по вопросам ежедневного ведения бизнеса и маркетинга.
5. Франчайзинг дает возможность использовать репутацию и товарный знак франчайзера. При выполнении франчайзингового договора франчайзи получает полномочия от франчайзера на использование товарного знака франчайзера.
6. Франчайзи устанавливает четкие территориальные границы ведения бизнеса. Границы этой территории определены в договоре.
7. Финансирование бизнеса. Известна проблема получения кредитов, но при франчайзинге получение кредитных средств намного легче, потому что франчайзинг считается самым надежным видом бизнеса в мире.
При более глубоком взгляде на франчайзинг становится понятно, что это «готовая к употреблению» бизнес-модель. Вы можете брать такую модель и развивать ее на вашей территории.
Чем отличается эта модель от стартапа? Она не зависит от вас и ваших вкусов. Она подходит как вам, так и другому человеку (или компании). Вы покупаете не продукт как таковой, допустим, гамбургеры, а бизнес, который создает эти гамбургеры (например, «Макдональдс»).
Основная задача состоит в том, чтобы, построить бизнес-модель, которая сможет работать и без вас. Она будет независимой от вас системой, способной самостоятельно развиваться по своей логике. Нужно сделать так, чтобы этой моделью могли управлять даже минимально квалифицированные сотрудники. Вам это утверждение может показаться диким. Но, поработав немного в режиме «сам, все сам, вечно все сам!», вы поймете, что это путь к банкротству, а не к процветанию. Нет системы бизнеса, которая сможет работать без вас — нет самого бизнеса, а есть выживание из последних сил, перерасход ваших средств и нервов. А это означает только одно — бизнес заведомо обречен.
Если говорить о потребностях, то в первую очередь нужно искать потребности, присущие большой группе людей. Тратить силы на незначительные потребности непродуктивно и не приносит большой финансовой отдачи.
Потребности определенной группы людей выявляются при помощи ряда значимых для данной группы вопросов. Например, чтобы выяснить, каковы потребности представителей среднего класса среди жителей России и СНГ, нужно задать следующие вопросы:
• Каковы объемы потребления у среднего класса в различных сегментах рынка?
• Какие сегменты могут расти наиболее интенсивно?
• Насколько велик потенциал роста внутреннего потребления?
Часть ответов на эти вопросы может дать анализ найденных закономерностей в динамике потребления среднего класса.
Именно он, средний класс, задает динамику многим рынкам — он динамичен и достаточно обеспечен. И именно в тех нишах, которые ориентированы на его обслуживание, возникают рынки с высокими нормами рентабельности, а значит, инвестиции в эти сегменты могут дать наибольший импульс всей экономике.
У представителей среднего класса явно обозначился неудовлетворенный спрос на продукты и услуги, которые, с одной стороны, обладают более высоким качеством, более изысканны и привлекательны, чем другие товары тех же категорий, но, с другой стороны, не настолько дороги, чтобы быть недоступными.
Такие продукты обладают тремя ступенями преимуществ. Во-первых, у них есть технические отличия — совершенный дизайн, улучшенные параметры или и то и другое одновременно.
Во-вторых, технические отличия должны способствовать более высокой функциональности товара. И в-третьих, технические и функциональные преимущества в сочетании с другими факторами, например, с ценностью бренда, приводят к появлению эмоциональной привязанности к товару.
Эти товары, несмотря на широкий спектр цен и разнообразие категорий, имеют некоторые общие характеристики, отличающие их от супердорогих и средних по цене товаров. Они всегда имеют эмоциональную окраску. Даже дорогой сорт водки обладает для покупателя определенной эмоциональной привлекательностью. Эти новые взаимосвязи открывают участникам бизнеса уникальную возможность добиться роста и увеличения прибыли их предприятий, импортируя, пока нет своих, многие категории товаров в сегментах «премиум» и «суперпремиум» из Европы и других развитых стран.
Итак, средний класс требует новых качественных товаров европейского класса. Перед вами открывается море новых ниш!
Посмотрите, какие привычки этого сообщества людей можно использовать для развития вашего бизнеса, для поиска нужных товаров или услуг, которые станут востребованы. Так, основные тенденции в стиле жизни (и потребностях) у людей, которые принадлежат к среднему классу, следующие.
► Поиск физической и эмоциональной стимуляции. Эту ситуацию могут выгодно использовать предприниматели, которые открывают компьютерные компании с различными видами игровых и компьютерных комплексов, кинотеатры, рестораны и др.
► Стремление к здоровью и жизнестойкости. Понимание потребностей ума, тела и духа. Данную тенденцию могут использовать в своей работе компании, предоставляющие здоровую пищу, фитнес, туристические услуги и др.
► Ощущение человека как «гражданина мира».
Информация для Интернет-компаний, турфирм и др.
► Избыток информации, ощущение уязвимости.
Эти данные могут с выгодой для себя использовать страховые компании, банки, медицинские фирмы и др.
► Романтизация прошлого. Желание дружеских отношений и безопасности. Поиск подлинности. Эта информация необходима для строительных компаний, ипотечных фирм, парков развлечений и др.
► «Я этого заслуживаю». Информация для всех парфюмерных и косметических компаний, продавцов автомобилей и др.
► Отказ от стереотипов. «Я хозяин своей судьбы». Забота о себе и своем здоровье. Эту тенденцию могут использовать компании по продаже дизайнерской одежды и обуви, различные косметические салоны, фитнес-клубы, продавцы стильных часов, аксессуаров и др.
► Использование новых технологий в бытовой жизни. Информация для многих компаний, продающих сотовые телефоны, компьютерную технику, бытовую технику и др.
Хорошо сформулированная проблема -это наполовину решенная проблема.
Список проблем, с которыми сталкиваются все люди. ВСЕ ЛЮДИ НА СВЕТЕ.
• Во-первых, самосохранение: здоровье; защита своих интересов, имущества, семьи, окружения; сохранение комфорта; любовь к детям, родителям, другим существам.
• Во-вторых, секс и любовь.
• В-третьих, все хотят признания своей значимости.
• В-четвертых, всем нужны деньги. Как стать миллионером? Как заработать?
Используйте эту информацию при поиске идей для бизнеса.
Допустим, вы нашли несколько подходящих бизнес-идей. Теперь следует их еще раз проверить на продуктивность. На основе найденных идей вы определяете, какой продукт (или продукты) будет создан. Но чтобы еще более уверовать в свою правоту, проведите повторную проверку идей (и предполагаемых на ее основе продуктов) на их рыночную реальность — нужен ли такой продукт (продукты) вашим потребителям?
Посмотрите, соответствуют ли ваши идеи и продукты нескольким критериям, приведенным далее.
Не скажу, что такая проверка даст вам стопроцентную гарантию, но сделать ее необходимо. Это действие только придаст вам решимости идти дальше!
Критерии для такой оценки таковы.
• Будет ли продукт, в котором воплотится найденная идея, уникальным и нужным для ваших групп потребителей?
• Смелое это решение или нет?
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо расспросить потребителей. Основной вопрос — решает ли ваш продукт выявленные потребности ваших потребителей? В чем уникальность вашего решения? Вы первый его придумали?
Любая хорошая идея (или продукт) должна отличатся своей уникальностью. Главное, чтобы вы смогли сказать, что такого пока никто не делает. Конечно — это самый лучший вариант.
Посмотрите, ваше продуктовое решение актуально и смело для сегодняшнего рынка и потребителей.
Наиболее смелые идеи многим кажутся очевидными, простыми. Вам будут говорить, что вы ничего нового не выдумали, все это еще Архимед из Сиракуз придумал. Не принимайте близко к сердцу. Критики всегда были и будут. Однако если идея понятна группе потребителей, то она будет понятна и для рынка. И рынок ее быстрее оценит. Нужно помнить, что сильным идеям присуща простота. Майкл Блумберг говорит, что вы должны делать что-нибудь достаточно простое — и надо, чтобы вы могли четко о нем рассказать и ясно понимать свою идею.
По материалам книги «Библия малого бизнеса» А. Теплухин