Пока мы будем жить чужим умом, всегда найдутся люди, которые, пользуясь своим духовным преимушеством, будут нас эксплуатировать материально. Первая задача, состоит в том, чтобы жить своим умом, а не чужим.
Капитал — это средства труда, которые на протяжении своего развития стали такими свободными и мощными, что не живой рабочий, но вещи, средства производства являются преобладающим элементом труда. Капитал — стал живым. Он производит самостоятельно, «выводит живых детенышей или кладет золотые яйца». Не труд, а капитал получает прибавочную стоимость, прибыль, процент, богатство.
Основная тенденция капиталистического хозяйства сводится к тому, чтобы производить как можно больше при наименьшей затрате силы. Для этого нужна только свобода «свободной конкуренции». Она же заботится обо всем остальном. Она заставляла и заставляет мелкие средства труда прекратить работу, уступая место крупным. Она уменьшает число капиталистов и увеличивает число рабочих.
Одновременно с этим этот способ производства стремится купить рабочего, или, правильнее, рабочую силу, по возможности дешевле, оплатить его труд, не считаясь с количеством его продукции, дать ему только минимум, необходимый для его существования. Таким образом, этот способ производства сам вынужден противопоставить переполненному рынку неплатежеспособного покупателя.
«Что такое рабочий день?» — С точки зрения «Капитала» ответ таков: «Рабочий день насчитывает полные 24 часа в сутки, за вычетом тех немногих часов отдыха, без которых рабочая сила делается абсолютно неспособной к возобновлению своей службы… времени, необходимого человеку для образования, для интеллектуального развития, для выполнения социальных функций, для товарищеского общения, для свободной игры физических и интеллектуальных сил, для празднования праздников нет.
При своем безграничном слепом стремлении, при своей волчьей жадности к прибавочному труду капитал опрокидывает не только моральные, но часто и физические максимальные пределы рабочего дня. Он узурпирует время, необходимое для роста, развития и здорового сохранения тела. Он похищает время, необходимое для пользования свежим воздухом и солнечным светом. Он урывает обеденное время и по возможности вымогает его в самом процессе производства, так что пища дается рабочему, как простому средству производства, подобно тому как паровому котлу дается уголь и машинам — сало или масло». «Капитал развился в принудительное отношение, заставляющее рабочий класс выполнять больше труда, чем того требует тесный круг его собственных жизненных потребностей, и как производитель чужого трудолюбия, как высасыватель прибавочного труда и эксплуататор рабочей силы капитал по энергии, ненасытности и активности превосходит все прежние системы производства, покоящиеся на прямом принудительном труде»
С.-Петербург, Россия, 1868 г.
И Дицген
Один из видных мировых ученых-экономистов этого направления декан экономического факультета МГУ Аузан Александр Александрович.
Кто создаёт стоимость, кому она должна принадлежать.
Этот вопрос определяет идеологию, а идеология политику и уже историю.
В частности трудовая теория стоимости декларировала, что стоимость создаётся рабочим, а капиталист паразитирует на создающих стоимость рабочих. Значит должен быть исключён как класс.
Представьте, сколько смертей и потрясений, изменений в мире привнесла эта казалось бы невинная, кабинетная, трудовая теория стоимости.
Поразительно как учёные и ошибки учёных влияют на судьбы человечества.
Как показала последующая история, переход на соц. обеспечение огромных групп населения и высвобождение свободного времени, например в той же Кубе, никак не способствовало интеллектуальному, творческому, социальному развитию. Напротив — деградировали и очень быстро.