Мы подали на публикацию в журнал «Аудит и финансовый анализ» статью, расположенную
тут. В ней мы заявляем, что традиционный подход к оценке проектов, основанный на анализе денежного движения, морально устарел, и следует переходить от обыкновенного денежного потока (лист БДДС, форма 4 управленческого бюджета) к анализу потока ценностей, в котором денежное движение занимает свою отдельную часть, иногда даже не главную.
Статья отвечает на вопрос, почему, даже имея рыночную оценку бизнеса или проекта, мы отнюдь не всегда можем её сопоставить с тем денежным потоком, который генерирует этот бизнес или проект, даже рассматривая ожидаемые потоки ближайших 5 лет, даже учитывая все возможные риски или же шансы. Есть бизнесы, чья признанная рынком стоимость ходит синхронно с ROE, но есть и жутковатые исключения (например, Птицощебет или Мордокнига).
Особая тема, связанная с анализом инноваций. Если рассматривать их как стартап со своими рисками, то никакие будущие денежные потоки не оправдают вхождения в такой бизнес (много раз доказано). Что же всё-таки позволяет рационализировать инвестиционный выбор в этом классе активов?
БДДС не в состоянии учесть входные и выходные ценностные потоки, связанные с порождением внутри проекта нематериальных активов (НМА), в том числе реальных опционов. Оценка этих активов весьма затруднена, но кое-какие подходы к такой оценке в статье описаны. В частности, предложено переходить к чистому потоку ценностей (NVF — Net Values Flow).
Мы сейчас активно развиваем проектный офис в одной из организаций, и то и дело возникают вопросы, на которые классический инвестиционный анализ ответов не дает. Например:
- почему те или иные организации то и дело позволяют себе иметь P/E=80 лет и выше (напр., Кока-Кола)?
- сколько стоит новая система мотивации? или новая система производственного планирования?
- сколько стоят данные и знания, залитые во вновь разработанную программную платформу?
- сколько стоят сутки срыва графика отгрузки по договору, даже если Заказчик не выставляет штрафных санкций? Как оценить потерю деловой репутации в моменте?
- сколько стоит хороший топ-менеджер, если его рассматривать как НМА? А хреновый? Бывают ли отрицательные ценности?
- сколько стоит корпоративная культура организации? Какую новую стоимость приобретает бизнес, когда он переходит из Янтарной корпоративной культуры в Оранжевую (в смысле Лалу)?
- сколько стоит выход на новые рынки сбыта? Будущие дисконтированные потоки с этих рынков — или всё-таки дороже?
- и т.д.