Блог им. kolyamargin
Про необходимость продвигать финансовую грамотность со школьной скамьи нам уже лет 20 рассказывают из каждого утюга.
Но, как говорится, «воз и ныне там». Государство одной рукой финансирует странные программы по созданию в стране целой сети финансовых консультантов, с другой – та часть населения, которой это нужно больше всего и которая ещё способна впитывать знания – школьники и студенты, не получают даже минимального СИСТЕМНОГО образования в этой сфере.
3 года тому назад в пилотных регионах ввели факультатив для школьников по финансовой грамотности. Правда, слово «факультатив» как бы намекает и лично я, проживая в одном из этих пилотных регионов, не слышал чтобы такие уроки действительно проводились ни в начальной школе, ни в старших классах. Вот уроки православия – это обязательно, 2 раза в неделю. Куда же без этого современному человеку?
Ещё вот обязательные уроки самбо с этого года ввели — тоже очень нужное умение в современной России, доходы населения падают, улицы криминализируются, а школьник-самбист бесстрашно пойдёт домой после третьей смены по слабоосвещённому городу.
Такое ощущение, что наше образование стыдится или стесняется образовывать детей по двум направлениям – в области секса и финансов. Причём не всегда понятно чего стесняется больше.
Ну с сексом-то проще, против природы не попрёшь и в век интернета дети самостоятельно найдут информацию обо всём, что их интересует и тревожит. Но ведь про финансы они даже и искать не будут, в инвестировании карманных денег у Homo нет встроенной природой потребности.
Я понимаю, что учителям с зарплатой в 20 тысяч сложно рассказывать о сбережениях, грамотном управлении финансами, акциях и облигациях, но если этого не сделать сегодня, нынешние дети – завтрашние взрослые будут всё так же, как и сегодняшние путать МММ и ММВБ. И российская эпопея «у каждого поколения должен быть свой финансовый лохотрон» будет продолжаться бесконечно.
Пока ЦБ решил вместо эффективного образовательного подхода применить неэффективный – патерналистский. То есть вместо того, чтобы ещё с детства объяснить людям что хорошо, а что плохо в мире финансов, всё плохое – «плечи», «форексы», «торговые рекомендации» решили ограничить или даже запретить с этого года. Но запретный плод от запретов только слаще становится, а сорвать его в мире интернета не так уж сложно, не в России, так в оффшоре.
При этом, ситуация доходит до абсурда: даже если родитель вдруг сам захочет объяснить своему чаду про финансы, он тут же столкнётся с кучей запретов, призванных вроде как защитить детей, а по факту сильно ограничивающих их же возможности.
Пару лет назад услышав от меня про то, что на свете существуют инвестиции и банковские вклады, моя дочь загорелась идеей, что ей обязательно нужно и то и другое и часть своих дарёных денег она бы хотела инвестировать. Ан не тут-то было. Как оказалось, в России не откроешь на ребёнка ни брокерский, ни банковский счёт. А если где-то и откроешь (за это мало кто из банков и брокеров берётся из-за массы дополнительных ограничений), то деньги не выведешь и не потратишь до совершеннолетия. Можно, конечно, открыть счёт на родителя. Но это с одной стороны охлаждает у ребёнка весь интерес – это ведь уже не своё, а как обычно – родительское, а с другой – не настолько учит финансам, насколько возбуждает интерес к поиску лазеек в законодательстве – чтобы с детства привыкали к тому, что у нас всё делается через одно место, название которого мы не будем приводить на уважаемой дискуссионной площадке. Хотя, конечно, знание путей обхода законодательства детям тоже полезно, но уже совсем в другом контексте.
Как и во всех вопросах, касающихся детей в вопросах финансовой грамотности важно не перегнуть палку. За мою трейдерскую бытность я уже пару раз сталкивался с ситуацией, когда детей к нам приводят родители, чтобы их научили трейдингу. Ну ладно, я-то сразу отказался и в категорической форме посоветовал родителям так не делать. Но ведь не все такие щепетильные и, если родитель хочет сделать из ребёнка лудомана, всегда найдётся тот, кто ему в этом поможет.
Подобная школьная программа обучения должна быть чёткой и не допускать двояких толкований. Иначе каждый учитель начнёт свои финансовые комплексы прививать детям. Как сейчас школьные преподаватели основ религиозной культуры, зачастую, прививают детям свои страхи.
В то же время программа должна быть современной. А то есть такая программа Минфина по повышению финансовой грамотности взрослого населения portal-kmfg.ru/, в которой про фондовый рынок упоминают вскользь, акции поставлены в один ряд с финансовым мошенничеством, а треть курса ведут учителя, которые явно начинали ещё с преподавания основ марксизма-ленинизма. Если детям сделают такую же программу, уж лучше действительно никакой не нужно.
Существует ещё программа по финпросвещению от ЦБ fincult.info/. Тут, вроде, с современностью всё в порядке, и со студентами они работают плотно, но, насколько понимаю, в школах она действует опять же в рамках «факультатива», т.е. продвигается учителями — энтузиастами, которых как всегда единицы на всю страну.
Я вот только одного не пойму, почему в эту тему упирается только ЦБ и Минфин, а Министерство просвещения, то единственное министерство, которое могло бы запустить образовательную программу «одним пинком», её как-то вообще не замечает.
Канал в телеграм: RunningBun