Блог им. Electrotceh

Про Россети и цифровизацию.

Я решил сократить активность в сети. На тему трейдинга ничего не писать. Но нарушу немного на тему своей работы. Статья длинная, и здесь мало по трейдингу, поэтому кому жаль времени — не читайте.

Вчера на ПМЭФ-2018 много слов было сказано про цифровизацию Россетей.
Я маленько в теме, в электричестве понимаю побольше ген.директора Ливинского, всё-таки дольше него в энергетике работаю, причём больше 10 лет на «переднем крае», в «дочке» Россетей. И лично буду использовать всю эту «цифру».

Разберём сначала что конкретно они называют цифровизацией.
Это замена некоторых элементов сети плюс установка дополнительных плюс разработка и внедрение программного комплекса управляющего этими узлами.
Что такое электросеть, упрощённо:
Электростанция, на ней выключатель, далее кабель (либо воздушная ЛЭП), далее подстанция. На ней: выключатель, далее трансформатор (понижает напряжение до нужного потребителю), далее выключатель, далее кабель низкого напряжения, далее счётчик и вводное устройство абонента (например частный дом).
Теперь промасштабируйте это в 1000раз, то есть на электростанции таких выключателей и отходящих кабелей десятки, на каждой подстанции отходящих к абонентам кабелей тоже десятки, и вообще между электростанцией и абонентом таких промежуточных подстанций тоже десяток. И в каждой подстанции на каждый отходящий кабель (или воздушную линию) стоит выключатель.

Как обслуживается это сейчас: на каждом выключателе стоит автоматическая защита от короткого замыкания на линии. Если провода на воздушке оборвутся и перехлестнутся, они не будут целый час гореть и искрить, а через несколько секунд защита поймёт, что произошло к.з. и отключит выключатель.
Далее у кого-то погаснет дома свет, он позвонит диспетчеру электросети, диспетчер по адресу звонившего и по схеме линий разберётся, какой выключатель должен был выключится, и пошлёт оперативно-выездную бригаду на место осмотреть. Бригада убедится, что выключатель действительно отключился, проверит участок линии (обычно переносным прибором), и если линия повреждена, диспетчер даст команду отключить повреждённый участок с двух сторон, и запитать отключившихся абонентов по резервным линиям. Как правило (в 99% случаев) хотя бы одна резервная линия есть.

Что хотят сделать цифрой: чтоб компьютер собирал данные со всех выключателей, сам соображал, где повредилось, и сам давал команду выключателям переключить абонентов на резерв. Цель — ускорение ликвидации аварий и сокращение обслуживающего персонала. 

Но всё гладко только у теоретиков из институтов, которые придумали эту «цифру». На самом деле затраты на обслуживание вырастут. Потому что на каждый выключатель добавятся датчики и каналы передачи информации (либо по проводам, либо по каналам мобильной связи) плюс центральный компьютер, управляющий всем этим хозяйством.

И даже если разработать программу и всё отладить (что уже очень непростая и дорогая задача), достаточно оборвать провод от одного из сотен выключателей до центрального компьютера, либо чтоб пропал сигнал мобильной сети (а это высоковероятно), и вся наша цифровая сеть «рухнет». Ведь центральный компьютер не знает: это просто моб.связь пропала, либо подстанция вместе с датчиками и проводами огнём горит и не способна посылать сигналы.

Получается, без человека-диспетчера и оперативно-выездных бригад не обойтись. Экономии на персонале нет. Более того. Большое количество каналов связи и элементов цифровой сети — мобильных приёмопередатчиков, маршрутизаторов, серверов, центральных компьютеров потребует ввести в штатное расписание людей, которые будут всё это чинить. Обеспечить их транспортом. Создать склады цифровых запчастей. То есть, цифровизация это не только разовый капекс. Но и многократный рост операционных расходов (опекс).

А вырастет ли выручка, по-сравнению с если ничего не цифровать? Единственный плюс — сокращение времени восстановления электроснабжения у потребителей. Но монетизировать его не получится. Цена, которую мы берём за передачу электроэнергии, утверждается ФАС, и она не зависит от того на час мы гасим абонентов при аварии, либо на 1 минуту. Никто её повышать не будет, даже если мы вообще навсегда перестанем гасить абонентов.
Ещё заявляют — сократится количество аварий. Х*й. Аварии происходят, когда ветром дерево на провода воздушной ЛЭП повалило, либо экскаватор копнул землю там, где закопан кабель. Либо просто старение изоляции (неизбежный физический процесс) вызвало короткое замыкание. Ну и человеческий фактор (абонент полез у себя в щитке поковыряться и закоротил отвёрткой контакты). На всё это мы повлиять не сможем.
Ещё рекламируют, что сэкономят на выездах оперативно-выездных бригад. Врут. Расходы на эти выезды — менее 0.001% от операционных расходов электросетевой компании. Чисто бензин для авто. Гораздо дороже последующие ремонты, которые неизбежны, что с «цифрой», что без (копка траншеи, вырезание повреждённого участка, прокладка кабельного вставка, монтаж соединительных муфт либо работа вышки, замена проводов).

Тогда зачем нужна «цифровизация»? Капекс огромный (беспрецедентный вообще в мировом масштабе). После неё опекс (операционные расходы) вырастут насегда. Выручка не увеличится ни на сотую долю процента. Прибыль Россетей по завершении цифровизации упадёт (большие деньги будут на её поддержание в работоспособном состоянии каждый год будут уходить).

Ответ сам собой напрашивается. Затем же, зачем Газпром строит многотриллионные убыточные проекты «Турецкий поток» и «Сила Сибири». Недавно аналитик Сбербанка по фамилии Фак это про Газпром расписал. Читал его отчёт, у нас (в Россетях) всё то же самое.

Цифровизация нужна только тем, кто получит заказы на поставку и монтаж всего нового оборудования. Тем, кто заводы по его изготовлению откроет. Я уверен, там всплывут всем знакомые фамилии (либо их дети). А через 10 лет, сидя на мешках с деньгами они всем остальным заявят: «Я успешный бизнесмен, а чего добился ты!»


PS. Так как это сайт трейдеров, предвижу вопрос — «Как на этом заработать?»
Мой вывод — играть Россети (и обычку и преф) только спекулятивно по тех.анализу. Про фундаментал забыть. И боже упаси вас покупать её вдолгосрок инвестиционно.
По ФСК ЕС и прочим МРСК фундаментал применять только на горизонт менее 1 года. Так как с периодичностью раз в 2-3 месяца вносятся дополнения в инвестпрограмму. Внимательно за ними следить (они выкладываются на сайт minenergo.gov.ru). В определённый момент эта «цифра» там появится (на сегодня её почти нет), и тогда я продам все их бумаги независимо от цены. Так как это будет началом долгосрочного тренда снижения дивидендных выплат до нуля и перехода МРСК и ФСК навсегда на убыточность и бюджетное финансирование.

★20
74 комментария
Спасибо!
Очень интересно

теги блога ______1_____

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн