Для многих американцев это бардак. Но для остального мира это слабость Америки.
Президент Дональд Трамп был только наполовину не прав, когда он написал на прошлой неделе: «Россия, должно быть, смеется, глядя, как США разрываются на части». Российские чиновники смеются довольно откровенно.
Отказ министра иностранных дел Сергея Лаврова от директора ФБР Джеймса Койди был относительно мягким; Якобы, насмешливое удивление Лаврова по поводу того, что ему рассказали об этом, можно было бы принять за вежливый отказ дипломата от обсуждения внутренней политики США.
Однако на этой неделе российские анекдоты на счет США оказались неприятными. Во-первых, президент Владимир Путин предложил предоставить Конгрессу США запись беседы Лаврова с Трампом, в которой президент США якобы раскрыл крайне секретную информацию (слово «Путин», «Запись», не может быть действительно переведено в стенограмме, Кремль утверждал позже). Это предложение, конечно, было просто издевательством — невозможно представить, чтобы Конгресс сделал такую просьбу Путина, и законодатели США попытались ответить Путину натурой, сенатор Марко Рубио предположил, что если Путин отправит информацию по электронной почте, он «не хочет продолжать конфликт."
Затем в четверг российское внешнеполитическое ведомство разместило короткий отрывок из встречи С.В.Лаврова с генеральным секретарем Совета Европы Торбьерном Ягландом. Поскольку они сидели для фотографов, норвежский политик язвительно заметил: «Эти фотографии не вызовут никаких проблем» После публикации в России фотографий, демонстрирующих дружелюбие Трампа и Лаврова, российский министр иностранных дел высказал: «Все зависит от того, какие секреты вы передаете мне». Общий смех вокруг стола: очевидно, это тот самый русский юмор, который теперь хорошо путешествует по СМИ.
Понятно, почему Путин и его подчиненные довольные. Беспорядок пересекающихся расследований, утечек, мучительных воплей и проклятий со стороны про-Трамповских и анти-Трамповских политиков является для Путина и Лаврова чем-то справедливым, примерно как в 1990-х годах в Москве, где президент Борис Ельцин — большой, неуклюжий популист, мало чем отличающийся от Трампа — сражался с советским государством, поскольку его семья выгребла свои карманы и попыталась повлиять на решения. Между прочим, Ельцин был почти подвергнут импичменту за якобы «преступления», которые включали распад Советского Союза.
Конечно, Путину неуютно с беспорядком демократии. Он уверен, что с момента своего появления в 2000 году он никогда не появлялся в России. Особенно показательно его интервью на этой неделе о том, что происходит в США:
Знаешь, что меня удивляет? Они раскачивают внутриполитическую ситуацию в США под антироссийскими лозунгами, и они не понимают, что они вредят своей собственной стране. Тогда они просто тупые. Или они все понимают, тогда они опасные, нечестные люди.
Но это не означает, что он совершенно не прав в том, что скандалы влияют на способность США сохранить свое особое место в мире. Заголовки в СМИ США кричат, что администрация Трампа разваливается; Для американцев это беспорядок Трампа. Но для посторонних, а не только для русских, это всеамериканский беспорядок; Это касается слабости Америки.
Клаус-Дитер Франкенбергер написал в комментарии в Frankfurter Allgemeine Zeitung:
Владимир Путин может посмеяться над политическим хаосом в Вашингтоне. Можно понять почему. Но нанесенный ущерб демократическим институтам и тривиализация президентской администрации — это вовсе не смех.
Нынешний медиа-цирк, который усиливает каждый неверный шаг Трампа и вынуждает его снова и снова спотыкаться, отличается от предыдущего глобального зрелища столь же эпических масштабов, скандала Моники Левински с президентом Билла Клинтона. Это связано с сексуальной неосмотрительностью, что-то, что за пределами США не воспринимается так серьезно, как американской публикой. Нынешний скандал — это постоянно повторяющиеся обвинения в адрес политиков и официальных лиц США, которые делают ставки на иностранные державы. Враги Трампа не обвиняют его в том, что он изменяет жене — они называют его психически неполноценным, неспособным к управлению, легко под влиянием иностранных вдохновителей, таких как Путин. Несмотря на то, что до сих пор нет ни единого свидетельства того, что кампания Трампа вступила в сговор с Россией в прошлом году, постоянное появление этого обвинения заставляет считать, как будто американские институты не смогли остановить иностранное вторжение — и все еще терпят неудачу, потому что шум вокруг исследований значительно превышает все, что они обнаружили. Посторонним кажется, что люди, которые, как предполагается, управляют западным миром, вместо этого пререкаются между собой, пытаясь создать серьезные проблемы друг для друга из воздуха.
Там толпу предварительно разогрели антироссийской и проевропейской риторикой, здесь антироссийской истерией...
Ждём-с продолжения…
Загадочная фраза.