Блог им. Albus

Тракторы и комбайны. Импортозамещение

Тракторы и комбайны. Импортозамещение
Всего несколько лет назад в сельскохозяйственном машиностроении России был упадок и кризис. Теперь же отечественные тракторы и комбайны ударными темпами отвоевывают рынок у иностранных конкурентов. Доля российской сельхозтехники в общем объеме выросла вдвое. Была 25%, стала 50%. В этом выпуске программы поговорим об импортозамещении в сельскохозяйственном машиностроении.

-1-
В 2012 году Россия вступила в ВТО – Всемирную торговую организацию. Для сельскохозяйственного машиностроения это стало большим негативом. Ввозные пошлины на зарубежные комбайны и тракторы были понижены с 15 до 5%, чужая техника стала дешевле. Следующий год стал последним для легендарного Красноярского завода комбайнов . Он был основан во время войны на базе эвакуированного Запорожского и Люберецкого заводов.
Тракторы и комбайны. Импортозамещение
Тракторы и комбайны. Импортозамещение
В 2013 году он был расформирован и закончил свою героическую историю. Собственники приняли решение отдать эту территорию под застройку. Завод не дожил год до начала большого бума в сельскохозяйственном машиностроении.

Наступил 2014 год. Обострились отношения с западом, началась активная фаза импортозамещения. В результате производство тракторов, комбайнов и сеялок резко возросло.
Тракторы и комбайны. Импортозамещение
Сказались три фактора. Первый – субсидии заводам со стороны государства. Второй – подешевение рубля. Из-за этого импортная техника стала дорогой. Третий фактор — рекордные урожаи зерна. Для его сбора нужны комбайны. 

По каждому из этих факторов расскажу отдельно. Премьер Министр Дмитрий Медведев подписал постановление о субсидировании предприятий, которые производят сельхозтехнику. Участвовать в ней могут как российские заводы, так и иностранные компании, открывшие заводы в России и достигшие на них высокого уровня локализации. То есть зарубежные модели должны не только собираться у нас, но на них должны стоять отечественные комплектующие.
Тракторы и комбайны. Импортозамещение
На фото Комбайн немецкой фирмы Клаас. Соответствует критериям импортозамещённости, сделан в Краснодаре и считается российским.

Суть субсидирования  в том, что земледелец покупает эту технику со скидкой, а потом государство компенсирует заводу эту разницу. Таким образом стимулируется спрос на российские комбайны. В зависимости от региона скидка может доходить до 30%. В 2016 году государство потратило на это 10 миллиардов рублей. Это одна из важнейших причин взлёта отечественных производителей. В этом году программа поддержки ещё больше возросла и достигла почти 14 миллиардов рублей.
Тракторы и комбайны. Импортозамещение
Роль упавшего рубля тоже огромна. Из-за этого иностранная техника подорожала в два раза, а российские производители подняли цены совсем чуть-чуть, — умеренно. В итоге они получили конкурентное преимущество и смогли продавать больше.
Тракторы и комбайны. Импортозамещение
Что касается зерна, то его производство растёт несколько лет подряд. В течение пяти лет оно в среднем прибавляло по четверти в год. Аналогично по подсолнечнику и сахарной свекле. В среднем каждый новый год давал прибавку к урожаю на 20%. Это создало мощный спрос на сельскохозяйственную технику.

За прошлый год российские заводы нарастили производство комбайнов и тракторов. Это данные Росстата. Плюс по комбайнам – 46%, по тракторам 16%. Предприятий, которые производят в России сельхозтехнику, довольно много. Ещё больше тех, которые изготавливают запчасти. Например в Крыму есть завод Симферопольсельмаш. Он поставляет комплектующие для Ростсельмаша и Тульского комбайнового завода.
Тракторы и комбайны. Импортозамещение
Тракторы и комбайны. Импортозамещение
Также он производит запчасти для зарубежных комбайнов и жаток, которые когда-то были импортированы и сейчас работают на российских полях. Это белорусские, украинские, немецкие и американские бренды.
Видео программы:

Архив выпусков
-2-

Давайте поговорим про главных игроков рынка. На первых местах по выпуску продукции находятся Ростсельмаш (Ростов на Дону)
Тракторы и комбайны. Импортозамещение
и Брянсксельмаш.
Тракторы и комбайны. Импортозамещение
Далее идёт немецкий производитель Клаас, — у него завод в Краснодарском крае. Завод всё время повышает количество российских комплектующих в собираемых моделях. Здесь проводится металлообработка, раскройка и изгиб металла, изготовление многих деталей, сварка и покраска.
Тракторы и комбайны. Импортозамещение
В 2005 году, когда производство в Краснодаре только открылось, это была отвёрточная сборка немецких тракторов и комбайнов. Российские комплектующие составляли всего 10%. Сейчас уровень локализации намного возрос. По словам генерального директора завода он приблизился к 50%. Детали, произведённые в Краснодаре даже отправляют на экспорт в Германию – на материнское предприятие. Один из комбайнов завода — модель Tucano — в прошлом году получил официальный статус «Произведено в России». Это означает, что российских комплектующих в нём достаточно, чтобы считаться отечественным продуктом.
Тракторы и комбайны. Импортозамещение
В настоящее время краснодарский Клаас покупает комплектующие у 45 поставщиков, из них лишь 5 находятся за пределами России. Значитальная часть деталей производится на самом заводе. Тут надо сказать, что все мировые производители машин какие-то комплектующие покупают за рубежом. Например завод Фирмы Клаас в Германии половину деталей импортирует, и лишь другую половину делает сам или покупает в Германии.

Следующий производитель – это CNH-Камаз в Татарстане. Это совместный завод Камаза с американцами. Акционерные доли распределены поровну.

Ещё один крупный игрок – американская компания «Джон Дир». Это тоже локализованное производство. Два завода Джона Дира построены в Московской области и Оренбурге и считаются российскими производителями.
Тракторы и комбайны. Импортозамещение
Тракторы и комбайны. Импортозамещение
Кстати, компания работает с Россией уже больше ста лет. Её техника поставлялась сначала в Российскую империю, а потом и в Советский Союз – при Ленине и при Сталине.
Тракторы и комбайны. Импортозамещение
На фото — один из раритетных механизмов Джона Дира.

В наши дни российские заводы Джона Дира прилагают все усилия, чтобы их продукция делалась из российских комплектующих. Это жизненно важно, так как позволяет участвовать в государственных программах субсидирования. Например, сеялки Джона Дира соответствуют критериям импортозамещённости, и их можно приобрести со скидкой по гос.программе.
Тракторы и комбайны. Импортозамещение
-3-

Из вышеназванных заводов самый крупный — Ростсельмаш. Он входит в пятёрку мировых лидеров по производству сельхозтехники. У него давняя и героическая история. С момента основания Ростсельмаш продал в другие страны более 2,5 миллионов комбайнов.

В 1932 году Ростсельмаш создал комбайн Сталинец-1. Это кадры из фильма Гость с Кубани.
Тракторы и комбайны. Импортозамещение
После этого Советский Союз прекратил покупать комбайны у других стран, у того же Джона Дира, и наоборот – сам стал экспортёром. В 1937 году этот комбайн произвёл фурор в Париже на Всемирной промышленной выставке и завоевал там Гран-при. На тот момент это был единственный комбайн в мире, который может собирать не только хлеб, но и подсолнечник с кукурузой.

Осенью 1941 года немецкие танки приближались к Ростову. К этому времени завод уже перешёл с выпуска комбайнов на военную продукцию. Нельзя было допустить, чтобы предприятие остановилось или перешло в руки фашистов. Завод был эвакуирован в Ташкент. Одной производственной площадки не хватило, поэтому в Узбекистане появилось 4 завода на базе Ростсельмаша. 3 в Ташкенте и один неподалёку – в городе Чирчик. Уже через месяц после прибытия удалось наладить выпуск продукции для фронта. После Великой Отечественной войны на базе оборудования и оставшихся специалистов в Ташкенте появился завод Таштекстильмаш.  Долгое время он был ведущим в экономике Узбекистана.

Ростсельмаш является импортозамещающим заводом, и при этом сам идёт по пути импортозамещения, ведь в его комбайнах есть запчасти из-за рубежа. Их становится всё меньше. В прошлом году стало известно, что 5 заводов Южного Урала теперь будут поставлять в Ростов На Дону комплектующие для сельскохозяйственной техники. Это такие детали как амортизаторы, метизы, гидроцилиндры, рулевые наконечники и многое другое.
Тракторы и комбайны. Импортозамещение
-4-

Как я уже говорил, сельскохозяйственную технику выпускает очень много российских предприятий, но объёмы выпуска там гораздо меньше чем у названных производителей. Из свежих новостей отмечу следующие. В Алтайском крае за январь и февраль этого года уже выпустили 46 тракторов Кировец.
Тракторы и комбайны. Импортозамещение
Это в 5 раз больше, чем за такой же период годом ранее. Сборкой занимается в Барнауле филиал «Петербургского тракторного завода».

Новые тракторы начали выпускать в Самарской области. Модель называется Станислав.
Тракторы и комбайны. Импортозамещение
До конца года планируется выпустить 50 машин. Уже есть заказы на 15. Объёмы поменьше, чем у Ростсельмаша, но всё равно приятно.

Во Владимирской области на Ковровском электромеханическом заводе начали производить тракторы. Они на 80% состоят из российских комплектующих. Уже выпущено 4 первых экземпляра, а в планах выпускать 1600 машин в год.
Тракторы и комбайны. Импортозамещение

В Челябинской области в городе Троицк построен тракторный завод. На нём 100 рабочих мест, и уже идёт сборка первого трактора.
Тракторы и комбайны. Импортозамещение
Характерная деталь – большинство комплектующих производится здесь же, в Троицке. Этот филиал Петербургского машиностроительного завода. У него много заказов с Урала, Сибири и Казахстана. Выгоднее начать производство в этих краях, чем транспортировать тракторы из Питера.

Налицо огромный объём проделанной работы. В советские годы комбайностроение было гордостью нашей страны. Хочется верить, что прежняя слава вернётся к этой отрасли вновь.

★2
6 комментариев
А сохранят ли эти заводы конкурентоспособность при
1) сокращении субсидий (денег нет, но вы держитесь)
2) Падении курса ниже 50
3) спаде урожаев?

Спасибо за интересную статью
avatar
Бакс утонул, России запрещено поддерживать сельхозпроизводителей, а в ЕС поддерживают + разрешено даже платить за невыращивание некоторых видов продукции!
Бред же ж?!

Надо не сдаваться и продолжать поддерживать своих производителей, как это делает весь запад.
________
Albus, спасибо! Как всегда, интересно.
avatar
Пиздабольство сплошное, езжу много — где эти комбайны? Одного только фермера  знаю с комбайном Клаас, лет 6 назад он его купил за 7 млн при долларе 30, и уже тогда за него нечем было платить. Остальные латают допотопные «Таганроги» и кое-как выплачивают кредиты.
avatar
Геннадий, у Клааса завод в Краснодаре. Вот этот комбайн имеет статус Сделано в России, так как он на 50% из росс. комплектующих. Я же написал об этом в тексте.

Геннадий, автор пишет все верно, приведу пример про завод, где я работаю. по сравнению с 2013 годом план по производству деталей для Ростсельмаша вырос более чем в 3 раза, продажи собственной почвообрабатывающей техники выросли в 5 раз, на наши машины стали поступать заказы из Казахстана и Белоруссии
avatar
Смотрю только большие трактора, а типа МТЗ небольших или небольших типа японских.практически нет, в СССР были… ссуды как то неправильно… лучше кредит под 1%… наверное, х.з..
Мне вот интересно, а нам точно нужно ВТО?..
avatar

теги блога Albus (Игорь Китаев)

....все тэги



UPDONW