Wall Street Journal: Facebook пытается повторить успех Google
Имитация – лучшая разновидность лести, или, выражаясь финансовым языком, Facebook ищет возможность повторить успех Google. Это означает, что оценка в 100 млрд долл не выглядит безумной для крупнейшей социальной сети.
Выручка Facebook, согласно первому финансовому отчету компании, опубликованному в понедельник, росла в среднем на 118% в год в течение последних двух лет и достигла 3,7 млрд долл в 2011 году. В свое время Google росла примерно такими же темпами. В 2005 году, через год после своего IPO, интернет-поисковый гигант получил 4 млрд долл выручки, причем эта цифра росла на 108% в год в предыдущие два года.
Показатели рентабельности по прибыли также очень похожи. Операционная рентабельность Facebook в последние два года составляла около 49% против 48% у Google в 2004 и 2005 годах – уровня, на котором компания держалась вплоть до прошлого года.
Вопрос для тех, кто хочет стать инвесторами Facebook: сможет ли компания оставаться на той же траектории роста, что и Google? Безусловно, рыночная капитализация Google сейчас составляет около 190 млрд долл – почти вдвое больше той, на которую претендует Facebook – однако Google увеличила выручку с 2005 года более чем в 7 раз.
Одним из возможных препятствий для Facebook может стать замедление роста числа пользователей. Во многих регионах Северной Америки и Европы рост числа активных пользователей в последнее время замедлился. Причем по состоянию на 4-й квартал в этих регионах проживала примерно половина от общего числа пользователей соцсети. Вероятно, эти регионы принесли компании значительную часть выручки, так как рынок рекламы (на котором Facebook заработала 85% своей выручки в 2011 году) там значительно более развит, чем в Азии и остальном мире.
Однако, безусловно, существует прекрасная возможность увеличить показатель выручки на пользователя. Большой объем персональной информации, которым пользователи делятся с компанией – включая даты дней рождения, личные интересы и даже матримониальный статус – означает, что реклама может стать более узкоцелевой, чего не могут добиться другие медиа, включая радио и телевидение. Причем Facebook недавно запустила некоторые инновации, которые должны позволить ей собирать еще больше персональных данных.
На самом деле, Facebook пытается стать больше, чем просто социальной сетью: она хочет стать социальной платформой, используемой разработчиками для всех видов сетевых приложений. Это не так далеко от подхода, который выбрала Apple, открыв свою операционную систему для мобильных устройств для сторонних разработчиков. Как и Apple, Facebook получает выручку от разработчиков, хотя до сегодняшнего дня доминирующим разработчиком приложений на ее платформе остается Zynga. Около 15% выручки за 2011 год компания получила от разработчиков, причем 80% от этой суммы пришлось на Zynga.
Google – не только модель для роста, это еще и основной конкурент Facebook. В прошлом году интернет-поисковая компания запустила собственную социальную сеть Google+, которая сумела быстро привлечь миллионы пользователей, однако Facebook быстро ввела сходные сервисы. Мяч в игре!