Обратил внимание на любопытный отрывок из
беседы с Борисом Львиным.
«Любое управление хозяйственной деятельностью («экономикой») предполагает, что некто — так сказать, хозяйствующий субъект — осуществляет выбор из нескольких альтернатив. Прежде всего, это инвестиционный выбор — выбор из различных технологических решений в рамках одного производства и выбор между различными производствами в рамках более общего хозяйственного масштаба, от масштабов диверсифицированного инвестиционного портфеля до масштабов страны. Все эти выборы представляют собой сложнейшие наборы огромного числа натуральных параметров, описывающих все эти технологии, сырье, продукцию. Сравнивать их невозможно, это те же яблоки и апельсины, только возведенные в огромную степень. Единственный способ рационального сравнения всего этого, позволяющий сознательно осуществлять учет результатов деятельности и инвестиционное планирование, — это использование сравнимых коэффициентов, то есть цен.
Поэтому управление экономикой невозможно без использования цен. Причем тут критически важно, чтобы это были цены не только на конечную потребительскую продукцию, но и на продукцию промежуточную — сырье, машины, здания, сооружения и т.д.
Кстати, такой любопытный момент. Когда исследователи получили доступ к документам высшего советского руководства, то с удивлением обнаружили, что это руководство осуществляло народнохозяйственное планирование вовсе не в натуральных показателях, а именно в денежных агрегатах. Конкретно, главным ресурсом, который распределяло высшее руководство, были объемы капитальных вложений в миллионах рублей, а не вагоны цемента или тонны проката.
Так вот, важнейшим фактором, обеспечивавшим некую минимальную адекватность решений, принимавшихся советским руководством, была возможность ориентироваться на мировые цены — от мировых цен на продукцию советского экспорта до мировых цен на продукцию советского импорта (включая потенциальный импорт, замещаемый внутренним производством). Если бы советская власть победила на всей планете, если бы внешнего рынка для нее не было, то все рассыпалось бы гораздо быстрее.»
Так вот, что собственно хотел сказать, на сМарт-лабе периодически проскакивает тезис о паразитической сути трейдинга. Дескать, биржа и торговля на ней — это игра, не приносящая никакой пользы человечеству. Все это полная ерунда. Биржа, с точки зрения экономики, как раз и есть наиболее эффективный инструмент для определения цен.
Участие в ценообразовании ключевых товаров и особенно экономических активов — самая благородная и полезная деятельность на планете. Несмотря на всю свою иррациональность, финансовые рынки часто единственный возможный способ регулирования экономических отношений, без которого современная экономика просто не сможет существовать. Игра на бирже — одна из фундаментальных основ современной цивилизации, важнейший вид человеческой деятельности.
у нас ценообразование в основном происходит крупными и средники игроками. Физики ликвидности не особо добавляют, т.к. гоняют по одному фьючу или акции. Вот их торговля как раз и являются бесполезным занятием.
Трейдер — ничего не производит, ничего не создает. Он только отбирает либо отдает свои деньги другим игрокам.
А кто-то сигареты продаёт.