- Техника «Пять почему»
- Система «Канбан»
- Система «Кайдзэн»
1. «Пять почему»
Техника используется для изучения причинно-следственных связей, лежащих в основе той или иной проблемы. Основной задачей техники является поиск первопричины возникновения дефекта или проблемы с помощью повторения одного вопроса — «Почему?». Каждый последующий вопрос задаётся к ответам на предыдущий вопрос. Количество «5» подобрано эмпирическим путём и считается достаточным для нахождения решения типичных проблем. 5-е «почему» указывает на нарушенный процесс или поддающееся изменению поведение, что свидетельствует о нахождении первопричины
Не все проблемы имеют одну первопричину. Если хотите найти несколько причин, необходимо повторить технику с разным набором вопросов.
Важный момент — последний ответ должен указывать на процесс. Реальная первопричина должна указывать на процесс, который не работает достаточно хорошо или отсутствует. Не «мой счет убивает несколько больших убытков», а «получение больших убытков». Вот до этого процесса можно не допустить.
Есть недостатки (что приводит к тому, что процесс применения весьма индивидуален и требует некоторой подготовки):
- Неспособность исследователя выйти за пределы своих знаний — человек просто не может найти причины, о которых не знает.
- Результаты не повторяемые, разные люди, применяя данную технику, выявляют различные причины у одной и той же проблемы.
- Склонность в выделению одной причины, к то время как один вопрос может выявить несколько причин.
После последней статьи Т.Мартынова на тему личной эффективности, мне кажется этот инструмент как нельзя более кстати поможет нащупать свое направление, а затем по нему и двигаться...
Для устранения недостатков собственными силами или с помощью одного коллеги можно использовать вкупе с методом Сократа:
Метод Сократа — метод, названный в честь древнегреческого философа Сократа, базирующийся на проведении диалога между двумя индивидуумами, для которых истина и знания не даны в готовом виде, а представляют собой проблему и предполагают поиск. Этот метод часто подразумевает дискуссию, в которой собеседник, отвечая на заданные вопросы, высказывал суждения, обнаруживая свои знания или, напротив, своё неведение.
Ирония Сократа — это скрытая насмешка над самоуверенностью тех, кто мнит себя «многознающим». Прикидываясь простаком, Сократ обращался к человеку с вопросом, по той теме, в которой тот был сведущим. Сократ задавал заранее продуманные вопросы, которые постепенно заводили собеседника в тупик, пока он, собеседник, окончательно не запутается в своих суждениях. Тем самым Сократ лишал самонадеянности «многознающего» собеседника, обнаруживая противоречия в его суждениях и несоответствия между исходными посылками и конечными выводами.
После прохождения данной части диалога, собеседник освобождался от своей самоуверенности и был готов к тому, чтобы сообща искать истину. И теперь, за «Иронией», следовала «Майевтика» — «искусство помочь родиться знанию». Сократ считал, что знания уже содержатся в головах слушателей, и задачей учителя видел лишь извлечение этих знаний на поверхность, доведение их до сознания человека, что он и делал путём задавания наводящих вопросов или же нахождением противоречий в новых утверждениях собеседника.
2. «Канбан»
Весь Канбан можно описать одной простой фразой — «Уменьшение выполняющейся в данный момент работы (work in progress)».
Графически можно изобразить так:
К примеру, Вы торгуете 10-15 инструментов. У Вас есть лимит риска по сделкам 10%, на каждую сделку 2% лимит, что означает не более 5 сделок одновременно. На доске Канбан у Вас будет 10-15 карточек каждого инструмента и из них не более 5 в работе.
Сам процесс трейдинга Вы разбиваете на Сигнал, Вход, Удержание, Выход, Анализ сделки.
Сигнал по каждому инструменту Вы описываете и помещаете в первую колонку. Как только появляется Сигнал на вход, то перемещаете на Вход и ждете конкретных условий. Как только сделаете вход, то перемещаете дальше в Удержание. Находясь здесь, Вам нужно следить за условиями на удержание и выход. Как только появляются условия на выход, то перемещаете в эту колонку и ждете конкретно выхода. Дальше анализ (опционально).
Как по мне, отличный инструмент для борьбы с недисциплинированностью и устранением лишних мыслительных и эмоциональных процессов во время трейдинга.
3. «Кайдзэн»
Кайдзэн — японская философия или практика, которая фокусируется на непрерывном совершенствовании процессов производства, разработки, вспомогательных бизнес-процессов и управления, а также всех аспектов жизни.
Я много всякого читал, но здесь думаю можно комплексно почерпнуть то, о чем многие не говорят видимо потому, что не достигли этого уровня (напр., сохранение стабильных результатов, где Вы видели об этом в последний раз?).
Вот некоторые пункты (последние 3 просто бомба как по мне):
- Непрерывные изменения — принцип, характеризующий саму суть кайдзен, то есть, непрерывные малые изменения во всех сферах. (И мозг не разрывает, и сильно не впадаешь в поиск оптимального и не портишь этим все)
- Открытое признание проблем — все проблемы открыто выносятся на обсуждение (Как еще совершенствоваться? Главное исходим из своей практики. Я вот писал себе какие-то пункты, а они для меня были не самыми важными)
- Развитие самодисциплины — умение контролировать себя и уважать самого себя. (Тут без комментариев)
- Управлять — значит начать с планирования и сравнить план с результатом. (Тут тоже без комментариев. Только одно важно — нельзя диктовать рынку никаких условий из области своих финансовых планов и быть в этом отношении оптимистом)
- Анализ происходящего и действие на основе фактов. (Делай выводы, опираясь на достоверные данные)
- Устранение основной причины и предотвращение рецидивов. (Не путай причину проблемы с её проявлениями)
- Встраивание качества в процесс как можно раньше. (Качество должно встраиваться в процесс. Проверка не создает качества)
- Стандартизация. (Нужны методы, позволяющие закрепить достигнутый успех)
Карточки канбан, это часть системы JIT поставок вовремя. Но главное в нем конечно это время такта и время цикла. Т.е. сначала процесс выстраиваем равномерным, а потом канбанами регулируем межскладские запасы и точки заказа.
Ну а кайдзен, улучшения, это весьма сложно у нас. У япошек пожизненный найм и они мигрируют по рабочим местам. В Росатоме есть такая штука.
Не уверен, что это панацея для трейдинга.
я взял то, что можно применить в трейдинге, и отбросил то, что по-моему скромному мнению неприменимо
По большому счету, это не приживается особо нигде, как только в самой Японии.
Нужны особые социальные инстинкты. а это вся культурная среда и ее история.
Для них это малая часть личного духовного совершенствования, а не просто работа.
что плохого или неправильного в том, чтобы привить трейдеру (себе т.е. или твоему ученику, если ты обучаешь еще) ответственность за то, что ты делаешь?)
японский менталитет это вам не русский. Бредятита, игрушки для тех кто это придумал (в российских компаниях) и они теперь так развлекаются контролируя свои нововведения.
Да, с размещением запасов деталей согласен, склады не должны захламлятся, у нас составы с материалами излишними вывозили, которые накопились за годы бесхозяйственности.
НО… реально на качестве производства это никак не сказывается. Люди то, те же, и лень та же, и профессионализм со знаниями те же — удовлетворительные, т.е. на троечку.
Вот мое мнение. В производстве как и в любой другой сфере не должно быть случайных людей, вот и вся моя японская философия.
Я бы из цеха половину нах сразу за забор (хотя сам свою профессию и особенно место работы не люблю).
Ну и последний постулат, как говорит моя жена: не важно какая у тебя работа, важно как ты к ней относишься. Вот это точно к трейдингу имеет самое прямое отношение
все это может работать, как любая разумная система, при одном условии — что ты хозяин и льешь воду на свою мельницу.
А если ты раб (хозяин пытается выжимать и не делится результатом) — то и система у тебя будет настроена на увиливание и уменьшение наказаний, то есть в противоположную сторону от любой хозяйской системы.
А вы про русский менталитет.
Втор.15:12. Если продастся тебе брат твой, Еврей, или Евреянка, то шесть лет должен он быть рабом тебе, а в седьмой год отпусти его от себя на свободу;
Втор.15:13. когда же будешь отпускать его от себя на свободу, не отпусти его с пустыми руками,
Втор.15:14. но снабди его от стад твоих, от гумна твоего и от точила твоего: дай ему, чем благословил тебя Господь, Бог твой:
Вот это например приходит в голову.
Спасибо! Интересная статья! На досуге надо будет подумать (над ней).