Блог им. Mikola

Корпоративное управление в госкомпаниях.

Меня как-то просили рассказать о том, что и как происходит в госкомпаниях, но все не было повода и времени. Сегодня по крайней мере есть повод (и немного времени).

Повод следующий – 23 марта Росреестр принял решение о внесении Национальной ассоциации корпоративных директоров в реестр добровольных СРО. Таким образом в России появилось первое СРО объединяющее на текущий момент 229 физических лиц осуществляющих профессиональную деятельность в сфере корпоративного управления в органах управления (СД, ЕИО, правление) и контроля (ревизионные комиссии) коммерческих и некоммерческих организаций. Если говорить о государственном секторе, то члены нашей ассоциации в 2015-2016 корпоративном году входят в составы органов управления 383 АО, в том числе в 350 советов директоров и 124 ревизионные комиссии.

В чем заключается деятельность. По уровню частоты встречаемости задач:

  1. Установление полноценного акционерного контроля (предотвращение вывода активов и «эффективной» деятельности менеджмента, введение регулярной отчетности перед акционером, раскрытие информации) и выстраивание эффективных корпоративных процедур – в 100 % обществ.
  2. Подготовка обществ к приватизации – в 90 % обществ.
  3. Разработка стратегий развития и их реализация – в 50 % обществ.

Тенденции, отмеченные в 2015 году:

  1. Резкое разделение обществ на две группы – существенно улучшивших ФХД (примерно 30 % обществ) и существенно ухудшивших ФХД (примерно 45 % обществ). Болтающихся на уровне прошлого года около 25 %.
  2. Существенное увеличение количества недобросовестной деятельности со стороны менеджмента, направленной в том числе на преднамеренное банкротство обществ.

В уходящем корпоративном году я работал в составе семи советов директоров и четырех ревизионных комиссий. Опыт по советам:

  1. Объединенный совет по группе обществ министерства печати (типографии в европейской части России). Доля государства 100 %. На сегодня проведено 26 заседаний СД, экстремального ничего нет, деятельность обществ в норме, по группе за 2015 год отмечается рост выручки на 10-15 % и рост чистой прибыли на 20-25 %. Менеджмент достаточно качественно работает с издержками и сумел нарастить портфель заказов за счет перехвата заказов у коммерческих типографий, которые не смогли адаптироваться к резкому росту цен на краску, бумагу и комплектующие, которые в отрасли привязаны к курсу доллара. Вознаграждение членов совета ожидается на уровне, рекомендованном Росимуществом и МЭР.
  2. Общество из геофизической отрасли. Доля государства 52 %. Проблемное. Практически весь 2014 и 2015 год тянулся акционерный конфликт. Резкий рост издержек, нехватка оборотных средств, недостаточный для покрытия постоянных издержек портфель заказов низкая эффективность менеджмента. Практически ручное управление. В 2015 году 14 заседаний совета, из которых 9 очных с жаркими дискуссиями. За 2015 год рост выручки на 10 %, нулевая прибыль. Уволен исполнительный директор, общество готовится к подаче иска о банкротстве, поскольку обслуживать кредиторку в нормальном режиме же невозможно. Вознаграждения за работу в совете не было и не будет.
  3. Холдинг из 20 региональных обществ в животноводстве. Доля государства 100 %. Менеджмент нормально контролирует ситуацию, а совет менеджмент. Показатели ФХД на уровне предыдущего года, рентабельность по чистой прибыли около 20 %. За 2015 год 12 заседаний совета, в том числе 6 очно. Одно из самых безпроблемных, пожалуй. Вознаграждение на уровне рекомендаций.
  4. Региональное общество геологоразведки. Доля государства 100 %.  Маленькое, но гордое. Год из года работает на уровне самоокупаемости в силу сильной зависимости от госзаказа и попыток сохранить коллектив. Рентабельность около нуля, выручку за 2015 год нарастило на 30 % за счет одного удачно выигранного тендера. За 2015 год 9 заседаний, из них 3 очно, еще два по скайпу. Вознаграждение формально будет, но, наверное, как и в прошлом году совет директоров откажется от его получения. Пусть лучше себе что-нибудь в основные средства купят.
  5. Региональный монополист по добыче минеральной воды. Доля государства 51 %. В качестве единоличного исполнительного органа управляющая компания. 12 заседаний, в том числе 7 очно. На каждом очном длительные дискуссии с менеджментом по стратегии и внедрению инструментов контроля. За два года более-менее выстроили порядок работы, но тут управляющая компания меняет исполнительного директора, так что теперь заново все выстраивать и еще потеря темпа развития на несколько месяцев, поскольку новой команде нужно въехать в происходящее, а без поллитра минеральной воды это не так просто. За 2015 год рост выручки на 20 %, рост прибыли пропорционально, рентабельность по чистой прибыли около 30 %. Вознаграждение на уровне рекомендаций.
  6. Региональное общество из среднего машиностроения, входящее в контур Роскосмоса. Доля государства 100 %. Доля госзаказа около 20 %, остальное гражданская продукция в базовые отрасли промышленности. За 2015 год 11 заседаний, в том числе 5 очно. За 2015 год рост выручки на 25 %, чистая прибыль на уровне прошлого года, рентабельность по чистой прибыли около 8 %. Значительные ежегодные инвестиции в основные средства. Генеральный директор за 2015 год обеспечил общество заказами на 2 года вперед за счет того, что при таком курсе доллара он практически монопольный импортозаместитель немецкого и итальянского оборудования. Занимаемся разработкой долгосрочной стратегии. Вознаграждение на уровне рекомендаций.
  7. Региональный производитель пожарных и специальных машин. Доля государства 100 %. Для окупаемости постоянных издержек нужно производить около 20 машин в месяц. Предыдущий генеральный то ли по глупости, то ли по злому умыслу (разбирательство в процессе) сорвал исполнение заказа ключевого покупателя. На сегодня общество в процессе наблюдения. Новый генеральный вывел объем производства за 2015 год на половину необходимого, что можно считать производственным подвигом. За 2015 год 6 заседаний, все очные. Вознаграждения не будет по понятным причинам. Совет занят в первую очередь поиском стратегического покупателя.

Ревизионные комиссии.

  1. Общество ракетно-космической отрасли из списка «стратегических», доля государства на момент начала работы – 100 %, сейчас – 0 (передано в госкорпорацию Роскосмос). За 2015 год 3 очных заседания, проверка деятельности по плану. Без существенных замечаний по ФХД. В связи с реорганизацией отрасли говорить о каких-то системных проблемах пока нельзя, будет видно через год-два. Формально убыточно в силу особенности учета находящихся на балансе пакетов акций других обществ корпорации. По текущей деятельности прибыльное планово по отрасли (около 7 %). Вознаграждения не будет.
  2. Крупнейшее региональное общество дорожного строительства. Доля государства 100 %. В балансе дыра, которую невозможно закрыть за ближайшие три года при сохранении имеющихся темпов деятельности. За 2015 год две внеплановых проверки ФХД и закупочной деятельности. Закупки вызывают смех сквозь слезы (разметка дорог, положенная при отрицательных температурах, рост стоимости товара в результате проведения конкурентной закупки и т.д.).  Скандал на скандале. Трехэтажные письма менеджмента с несогласием относительно выводов ревизионной комиссии. Слава Богу, что его, кажется, наконец продали – пусть эффективный частный собственник попробует победить менеджмент J Вознаграждения не будет.
  3. Региональное общество отрасли ЖД перевозок. Доля государства 100 %. Две внеплановых проверки в 2015 году. Распродажа и разбазаривание основных средств предыдущим менеджментом, признаки преднамеренного банкротства. Новый генеральный что-то пытается сделать, к счастью не все украдено, поэтому может получиться. Вознаграждения не будет.
  4. Региональный авиаотряд малой авиации. Доля государства 100 %. Объективно 2015 год для него не лучший по причинам снижения спроса от основных заказчиков – нефтяников. Выручка упала на 10 %, чистая прибыль практически до нуля. Некоторый бардак в закупках, но ничего криминального, просто слабый экономический отдел и отсутствие грамотного финика, что, в общем, типично при генеральных, выходцах из производственной части. Совет сильный, так что выкарабкается, если не будет тупить. Вознаграждение, если и будет, то мизерное.

В общем такой срез государственных предприятий. Есть у меня, конечно, истории, стекающиеся от других членов ассоциации с кражей сети филиалов, безнадежным закладом авиапарков, закредитованием самого себя и т.д. и т.п., куда же от них деться. Но это как-нибудь в другой раз, когда можно будет ДСП снять. Но надо сказать, что эти вещи, конечно, были, есть и будут, но их не так уж и много, как многим хочется думать.

★2

Mikola, интересно, пишите еще!
Mikola, а что значит это повторение ссылки на профиль в разных Ваших постах?!
avatar

Wasiliew Wasilij

можем помочь с дорожным строительством.
контроль качества поставляемого матерьяла,
в технологи производства,
поставка материалов.
avatar

Olleg

Olleg, это скорее к Росавтодору предложение, но сомневаюсь, что им будет интересно :((
avatar

Mikola

Mikola, тоже в этом сомневаюсь :)) посмотрел, какого качества материал идет на некоторых участках строящихся трасс в подмосковье и ужаснулся :))
avatar

Olleg

Космодром Восточный тоже ваш?
avatar

Look De

Look De, Нет, не мой. Хотите купить? :))
avatar

Mikola

 на цкад зашли, там все более или менее нормально все. 
avatar

Olleg


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Залогиниться

Зарегистрироваться
....все тэги
Регистрация
UPDONW