Блог им. parmafond
Важнейшим событием прошлой недели стало падение цен на нефть. Мы приносим извинения, поскольку ранее некорректно написали, что отчет о запасах вышел в среду. Нет, в связи с Днем Ветерана публикация была задержана на один день, и именно он был катализатором движения. Из отчета следовало, что коммерческие запасы выросли в 7-ю неделю подряд. Это отчасти является сезонным фактором (при этом падают запасы дистиллятов из-за сезонного закрытия НПЗ на регламентные работы), но отчет отражает сохраняющийся перекос предложения над спросом.
Из данных EIA следовало, что запасы нефти в США уже на 124 млн. барр. больше, чем средняя. Этот разбег достиг нового рекорда (как писали, за 80 лет) и продолжает расти. График ниже отражает разницу уровня запасов по сравнению со средней на текущую дату года в 2010-2014 гг.
На текущий момент похоже, что цена стабилизировались, “пробитие минимумов”, и направленное падение не получилось. Напомним, что ближайший фьючерс на Брент в четверг достигал 44 долл. за барр. Сейчас он находится сейчас на 45 долл. за барр., хотя в пятницу торговался и закрылся на минимумах — 43.6 долл. за барр., показав новый минимум с августа (тогда было 42 долл. за барр.).
Тем не менее, отчет EIA не следует считать основной причиной падения — до того как он вышел (19:00 МСК, 12 ноября), нефть уже заметно упала. Формально можно винить отчет API среды, содержащий те же самые данные, то есть запасы, но рассчитанные, исходя из неполного набора данных, собираемых через опросы.
Одной из причин повышения наблюдаемой цены на нефть сейчас является технический фактор — смена ближнего контракта. В пятницу им был декабрьский (тикер COZ5 в Блумберг), сейчас тал январский (COF6). Этот же фактор может объяснять причину обвала в четверг и пятницу. Технически, ближайший фьючерс является самым ликвидным. Финансовые инвестиции в сырье проводятся через покупку и удержание фьючерса. Но с приближением к дате экспирации, фьючерсы нужно продавать (закрывать оффсетной сделкой), чтобы переложиться в следующий ближайший контракт, чтобы не попасть на физическую поставку товара (решение о поставке принимает продавец). Эта операция называется “roll”, и если она не будет произведена, покупатель контракта может “попасть” на физическую поставку (для “dated” танкера из одного из месторождений: Brent, Forties, Oseberg или Ekofisk, производящих около 2 млн. барр. в сутки).
В пятницу вышла статистика от Baker Hughes и ее также нельзя назвать утешительной. Количество работающих нефтяных буровых на территории США за прошлую неделю увеличилось на 2 шт., то есть направленного снижения буровой активности не наблюдается.
Причиной стабилизации цен на нефть на текущий момент называют пятничные теракты во Франции. Пока ясно, что военная активность будет касаться Сирии и северных районов Ирака, что не затрагивает основные регионы добычи нефти в мире.
Давление цен на нефть привело к тому, что курс USD-RUB в пятницу торговался на рекордных уровнях за 1.5 месяца и закрылся около 66.8 руб./долл., что вполне соответствует сложившимся условиями колебаний (последняя точка лежит почти на регрессионной прямой).
Индекс ММВБ в пятницу снизился на 0.7%, STOXX Europe 600 упал на 0.8%, а индекс S&P 500 упал на 1.2%. Эти результаты не отражают реакции на теракты. По времени, первые нападения начались в половину 10-го по парижскому времени, то есть, уже после закрытия торгов и в Европе и в США. Штурм клуба Баталкан был позже полуночи по парижскому времени, — это уже несколько часов после закрытия торгов в США.
Фьючерсы на Standard & Poor’s 500 сейчас ниже на 0.4%, чем закрылись в пятницу. Азия показывает спад порядка 1%. Итак, большого обвала акций не наблюдается.
Случившиеся теракты вызывают процесс “бегства за качеством”. Так, золото выросло на 2% до 1089 долл. за унцию (хотя в четверг показывало минимум с 2010 года, угрожая “пробить” 1000-ю отметку). Вероятно, доллар будет показывать сегодня рост, способствуя некоторому снижению рубля к нему. Курс евро-доллар стабилен, порядка 1.07.
На сайте ЦБ РФ содержится небольшое сообщение о прошедшей в четверг-пятницу конференции “Финансовая доступность и параллельная банковская система (shadow banking)”. В нем сообщается, “в 2014 году объем рынка параллельного банкинга составил 36 триллионов долларов, или около 60% от совокупного ВВП 26 исследуемых юрисдикций. При этом подавляющая часть параллельной банковской системы сосредоточена в развитых странах, причем более половины её активов приходится на управление коллективными инвестициями, а доли остальных направлений составляют от 7 до 13%. Рост активов параллельных банковских структур в 2014 году оказался выше 10 процентов”.
ЦБ РФ считает, что “активы параллельной банковской системы в нашей стране на конец 2014 года составляют существенно меньшую сумму — около 10% к ВВП (примерно 6,45% активов финансовой системы)… термин shadow banking нередко воспринимается негативно только лишь в силу своего названия, и предложили отделить нерегулируемое и непрозрачное небанковское кредитное посредничество от должным образом регулируемых и находящихся под надзором небанковских кредитных институтов. С 2013 года и образования в России мегарегулятора под его надзором находятся даже те финансовые организации и технологии, которые ранее функционировали практически бесконтрольно – операторы электронных денег, брокеры, микрофинансовые организации, кредитные кооперативы и ломбарды.”