Копипаст
После девальвации фактически была уничтожена часть экономика, работавшая на импорт. Это трагично для людей, потерявших работу, но в целом благотворно для экономического развития страны. Дальше происходит ожидаемое падение уровня жизни населения: цены на импортные товары растут, а зарплаты падают. Цены на отечественные товары тоже по идее должны расти по всем законам жанра, что стимулирует инфляцию, но и стимулирует производителя выпускать продукцию на рынок. Но правительство немонетарными методами ограничило рост цен. Например, фактически запретило экспорт зерна по уже заключенным контрактам. Этим самым экспортеры мало того, что не получили выручку, но еще и понесли убытки из-за штрафов за срыв контрактов. Т, е. некоторые экспортеры так и не получили никаких преимуществ от девальвации и не смогли снизить своими доходами величину падения ВВП. Ну да ладно, некоторые неплохо на этом заработали: нефтяники ничего не потеряли, металлурги хорошо себя чувствуют.
Что происходит дальше. А дальше рубль неожиданно начинает укрепляться, да так, что паника вот-вот пойдет в обратную сторону. Почему это происходит. Потому, что в январе-марте население сидело на закупленных запасах импорта и объемы импорта были минимальными. Центробанку этот фактор следовало бы купировать интервенциями. Другой фактор — это высокая ключевая ставка, которая тянет за собой дефицит рублевой ликвидности с одной стороны и стремление спекулянтов краткосрочно вложить доллары в рубли с целью заработать на высоких процентах. Т.е. рубль конечно растет ударными темпами, но надо понимать, что этот рост не отражает экономического благополучия. Он отражает дефицит денег в экономике.
Денег, которые должны были пойти в промышленность для замещения импорта. Да, эти деньги однозначно привели бы к инфляции, но инфляция в любом случае уже произошла просто потому, что поднялись цены на импортные товары. Ее поздно загонять обратно в рамки декларируемых «целевых показателей».
Наоборот, сейчас произошла ревальвация, т.е. рубль обратно укрепился. Этим он навел окончательную тоску на экспортеров с одной стороны. С другой стороны, поползли цены на внутреннем рынке обратно вниз. Яблоки, которые в январе по 60-90 продавались, сейчас уже можно найти за 49 в крупных сетевых магазинах. Да, снижение цен для потребителя — это приятно. Зато для производителя — это очень неприятное явление. Тем более, что для выполнения контрактов сейчас по 50 за доллар, производитель закупал комплектующие три месяца назад по 65 за доллар. Происходит самое страшное явление в экономике — дефляция. Все правительства в ужасе начинают креститься при упоминании возможности такого явления в их экономике.
Что нас ожидает дальше. Если бы инфляция сохранялась на адекватных произошедшей девальвации уровнях (как это было в 1998 году), то уровень жизни конечно же упал бы, но он компенсировался бы повышенным спросом на товары (завтра будет дороже) и на рабочие руки (кто-то должен удовлетворять спрос). В нынешних условиях происходит идеальный шторм: цены падают, спрос от этого тоже тормозится, процентные ставки не позволяют инвестировать в развитие, это приводит к безработице, что опять ведет к снижению спроса. В общем, в ближайшее время я ожидаю ухудшения экономической ситуации в РФ. Как мне ни жаль, но возможности января-февраля упущены.
Что касается доллара. Нынешняя ситуация долго продолжаться не может. Не смотря на все искусственные нерыночные меры правительства, рано или поздно произойдет адаптация экономики. И адаптация, скорее всего, приведет в соответствие с реалиями уровень инфляции и курс рубля. Это значит, что рубль скорее всего опять упадет в цене. К тому же на ЦБ продолжается давление с требованием снизить ставку. В общем, возврат куда-то к уровням 60 за доллар я считаю очень вероятным.
Далее, сейчас фермеры начинают новый с/х сезон и сильно нервничают от нынешних цен, скачков доллара и полной рыночной неопределенности. Я бы все-таки закладывался в рост цен на продовольствие просто потому, что доллар все равно вырастет как и внутренние цены к осени-зиме.
В целом, я считаю действия руководства ЦБ и правительства в период острой фазы кризиса и после нее неудовлетворительными. Но я прошу обойтись без истерик от моей оценки. Легко давать оценки после кризиса. Трудно принимать правильные решения во время него.
Ну и напоследок немного позитива. Условия для начала бизнеса реально созданы. Есть целый ряд фондов, в которых помогут спланировать бизнес, организовать все необходимые действия, проконсультируют почти по любому вопросу, предоставят офис в инкубаторе по смешным ценам (до 2 т.р. в месяц), а также помогут с начальным капиталом. Начальный капитал предоставляют в форме субсидий (безвозмездно, порядка 300 т.р. в Свердловском областном фонде), беспроцентных и беззалоговых кредитов (до 750 т.р.), а также участие в капитале инвесторов. Только нужно понимать, что никто помогать в разработках не будет. Для начала бизнеса реально требуется прототип хоть в какой-то фазе готовности. И еще, есть особо льготные категории граждан. Например, молодежи (до 35) дают некоторые дополнительные возможности. В некоторых фондах (не во всех) никакой конкуренции нет. В месяц проводят порядка 5 проектов и практически всем дают поддержку.
Тем не менее, все эти возможности появились еще до кризиса и вряд ли с ним связаны.
Читать полностью в блоге автора
Как выясняется, есть еще одна очень веская причина укрепления рубля. Дело в том, что резервный фонд стремительно худеет. За январь-март он уменьшился, соответственно, на 2.8, 8 и 1.35 млрд долларов. При этом планы правительства таковы, что Резервный фонд может быть проеден за полтора года. Судя по тому, что рубль устойчиво закрепился на 50 рублях за одного зеленого собрата, планы эти уже активно претворяются в жизнь.2
В связи с этим, нынешний кризис действительно можно сравнивать с кризисом 1998 года, но уже со знаком «минус». До 1998 Россия жила за счет привлечения внешних кредитов. Поступающая валютная масса укрепляла рубль (6 рублей за доллар был курс в 1997) при том, что эффективно он должен был стоить в 2 раза дешевле. Дорогой рубль и море импорта фактически разоряли нарождающийся бизнес, усугубляя экономический провал, связанный с развалом СССР. После августа 1998 внешние кредиты были закрыты для страны, а Путин наоборот взял курс на возврат долгов. Это привело к стремительному экономическому росту в начале 2000-х.
Так вот, сейчас происходит ровно все наоборот. Если за годы нефтяного рая страна значительную часть долларовой выручки отправляла обратно за рубеж, хоть как-то понижая курс рубля, то сейчас правительство все свои необоснованные хотелки обеспечивает за счет проедания резервов. И опять, это стимулирует необоснованный поток валюты в страну, повышение курса рубля, восстановление импорта и препятствие возрождению внутреннего производства.
Ведь что происходит на производстве. Большинство российских производителей не могут конкурировать с дорогими европейскими товарами, поскольку просто нет таких технологий. Они могут конкурировать только с дешевыми китайскими товарами. Прежде всего малый бизнес. А для него уже это большая разница: будут китайские носки стоить 100 рублей или 120.
Что получается в итоге. Не смотря на неоправданно крепкий рубль, какие-то местные производители все-таки смогут конкурировать с Китаем и постепенно, ценой героических усилий, в условиях тотального дефицита денег, они смогут выполнить частичное импортозамещение. Но основную роль в следующие месяцы или даже годы будет играть государственный бизнес. Во-первых, деньги будут в основном у него — резервы. Во-вторых, только государство способно сейчас развивать высокие технологии и потреблять дорогущую высокотехнологичную продукцию, не взирая на ее стоимость. Просто потому, что это стратегическое направление и вопрос национальной безопасности.
Обсудить в блоге автора
Год? Два? Пять?
И где он укрепляется?
А скачки за пару месяцев в экономике можно не рассматривать.
ПыСы: Если брать «год к году», то ослабление в полтора раза.
Он школу закончил?
«После девальвации фактически была уничтожена часть экономика, работавшая на импорт. Это трагично для людей, потерявших работу, но в целом благотворно для экономического развития страны.»
Ай яй яй! Как ужасно!!!
Это какая «часть экономика (может экономикИ?), работавшая на импорт»
И как это работать на импорт? Может экспорт?
Автор, видимо, берет самый короткий отрезок — пару месяцев.
ПыСы. Он молодой студент? Я на «блохи» и твиттеры принципиально не захожу. Меня даже в «Одноглазниках» нет.
Вот и крепче становится рубль и всё, нет других причин