Руководство центральных банков, сражающихся со слабым ростом экономики и замедлением инфляции, стало придерживаться хитрого плана: перекладывать решение проблем на кого-нибудь еще.Убедившись в сложности стимулирования внутреннего спроса посредством дешевого кредитования в мире чрезвычайно низких процентных ставок, руководство центральных банков приняло решение подстегнуть рост, увеличив чистый экспорт. А для этого нужно ослабить национальную валюту.Банк Японии прибегал к наиболее агрессивным мерам, придерживаясь подобной политики, и японская иена упала против доллара США на 15% в течение последнего года. Но последствия этого падения относительно медленно меняли показатели внешней торговли Японии, но наконец-то начали просматриваться в данных. Экспорт Японии в октябре вырос на 9,6% по сравнению с тем же периодом предыдущего года, что почти вдвое превысило ожидания участников рынка.И другие центральные банки заметили это.Европейский центральный банк (ЕЦБ) за последние шесть месяцев объявил о различных мерах, целью которых является увеличение баланса банка. Чем больше активов находится в держании центрального банка, тем больше ликвидности доступно экономике, а значит, кредиты дешевеют, ну или так происходит в теории. Но даже в условиях чрезвычайно низких процентных ставок значительные покупки активов Федеральной резервной системой (ФРС) США и Банком Японии «привели к ослаблению валют этих стран», отметил президент ЕЦБ Марио Драги в четверг.
Иными словами, Драги заявил, что если они могут это сделать, то и мы тоже.Затем в пятницу Народный банк Китая предпринял меры со своей стороны, понизив ключевую ставку по годовым кредитам на 0,4 процентного пункта до 5,6%, а ставку по годовым депозитам — на 0,25 процентного пункта до 2,75%. Эти изменения были якобы вызваны внутренними факторами, особенно падением инфляции, ослаблением экономики и понижением цен на жилье. Но довольно очевидно, что причиной для этого стал рост юаня против иены.Рост юаня против доллара с весны — с 6,25 примерно до 6,10 — нежелателен, особенно учитывая падение иены, и дальнейшие шаги Китая для ослабления юаня, вероятно, являются лишь вопросом времени.Последствием девальвации является навязывание дефляции соседним странам. Учитывая, что Япония оказывает понижательное давление на иену, вопрос в том, насколько долго смогут другие азиатские экономики воздерживаться от девальвации собственных валют.Безусловно, девальвация не является единственным последствием смягчения политики: руководители центральных банков действительно надеются подстегнуть рост внутреннего спроса. Смягчение денежно-кредитной политики стимулирует увеличение мирового спроса, и все от этого выиграют.
Но в краткосрочной перспективе девальвация валют является игрой, в которой есть победители и проигравшие.По мере притока иностранного капитала в развивающиеся экономики валюты этих стран росли, и их богатеющие жители покупали много экспортных товаров. Но последние пару лет были непростыми для этих экономик, и они больше не являются такой мощной движущей силой.Наоборот, кажется, будто США вновь обречены стать мировым импортером, на которого возлагается последняя надежда. Учитывая восстановление экономики США и снижение безработицы до уровня тренда, ФРС обсуждает сроки повышения процентных ставок. Это оказывает поддержку доллару. И это, безусловно, приведет к росту импорта.Положит ли это конец дефляции в Японии? Этого не происходило в течение многих лет до финансового кризиса, когда положительное сальдо текущего счета платежного баланса Японии равнялось почти 3% от ВВП, а дефицит текущего счета платежного баланса США приближался к 6% от ВВП.Если тогда не сработало, почему должно сейчас? Опыт Японии должен стать уроком для ЕЦБ. Положительное сальдо текущего счета платежного баланса Германии было огромным в последние десять лет, обычно между 6% и 7% от ВВП. Снижение евро, вероятно, позитивно отразится на экспортерах Германии, но вовсе не обязательно окажет поддержку другим экономикам еврозоны.Наиболее вероятно, что все это станет причиной глобальных дисбалансов, которые в прошлом положили начало финансовому кризису.