Президент «Роснефти» Игорь Сечин
предложил Фонду национального благосостояния выкупить выпуск облигаций компании на 1,5 трлн рублей. Это больше, чем осталось свободных средств в ФНБ, а также больше госрасходов на здравоохранение, образование и ЖКХ в текущем году. Привлечь эти гигантские деньги на внешних рынках для покрытия своих долгов, возникших после покупки ТНК-BP, компания не может из-за запрета на привлечение долгосрочного финансирования в США. Хотя ЕС санкций против «Роснефти» не вводил, европейские инвесторы по понятным причинам тоже ее чураются.
«Роснефть» – не первая компания, которая алчет бюджетных денег после введения санкций, хотя объем ее запросов, конечно, рекордный. Вот другие компании, которые попросили или могут попросить помощи у государства в ближайшее время.
|
РоссельхозбанкСумма: 100 млрд рублей
Повод: запрет на привлечение долгосрочного финансирования в США и Европе
|
Правительство
пообещало купить привилегированные акции госбанка на 25 млрд рублей. Еще 50 млрд рублей РСХБ собирается получить осенью за счет допэмиссии акций. Также банк надеется, что государство заменит фондирование, которое раньше он получал на внешнем рынке: в частности, он попросил разместить более 100 млрд рублей из ФНБ на его депозитах.
Санкциями против Россельхозбанка МИД РФ
объяснил свой ответный запрет на ввоз европейских продуктов. Из-за них аграрный сектор недополучает финансирование, что дает конкурентное преимущество европейским производителям, считает российское руководство.
| ВнешэкономбанкСумма: 50-60 млрд рублей в год
Повод: запрет на привлечение долгосрочного финансирования в США и Европе
|
Банк
запросил дополнительные деньги на кредитование новых проектов и развитие экспорта. Ранее перед ВЭБом была поставлена амбициозная задача – увеличить объем кредитов с $1 млрд в 2014 году до $18 млрд в 2018 году.
| ГазпромбанкСумма: 40 млрд рублей
Повод: запрет на привлечение долгосрочного финансирования в США и Европе
|
В кризис Внешэкономбанк выдал Газпромбанку 90 млрд рублей. 50 млрд рублей из них ГПБ конвертировал в акции. Теперь он рассчитывает продать ФНБ привилегированных акций на 40 млрд рублей.
| МечелСумма: неизвестна
Повод: высокая долговая нагрузка предприятия
|
В 2014 году «Мечелу» нужно как-то выплатить своим кредиторам – Газпромбанку, ВТБ и Сбербанку – $550 млн. Общий долг компании – $8,3 млрд. При этом основной владелец металлурга Игорь Зюзин последовательно отвергает предложения банков по выходу из ситуации, из-за чего «Мечел» находится на грани банкротства. В последний раз банки
предложили конвертировать долг компании в акции, что снизило бы долю Зюзина с 67% до 5%. Бизнесмен, в свою очередь, готов был продать кредиторам его долю по рыночной цене с учетом рисков компании (точный размер суммы неизвестен). Несговорчивость Зюзина основана на вере в то, что правительство приняло политическое решение не банкротить «Мечел».
| АвтоВАЗСумма: неизвестна
Повод: спад на автомобильном рынке
|
Продажи автомобилей в январе – июле
снизились почти на 10%, или на 155 тысяч штук. При этом машин самой популярной марки в России – Lada – было продано на 16% меньше в годовом выражении. В итоге глава АвтоВАЗа Бу Андерссон обратился к Владимиру Путину за финансовой поддержкой. «Надо помочь АвтоВАЗу», – заявил президент. Речь идет о возвращении программы льготного автокредитования для продукции компании, то есть государство будет компенсировать покупателям часть процентной ставки по автозаймам. Параметры и объем финансирования программы пока не определены. Эксперты
говорят, что введение таких льгот для одного лишь АвтоВАЗа подорвет российский авторынок.
Группа риска
Не исключено, что вскоре о помощи попросят и другие компании, которые прямо или косвенно будут затронуты санкциями. До Нового года компании и банки
должны выплатить иностранным кредиторам $83 млрд – это примерно шестая часть международных резервов ЦБ.
Два титана российского банковского сектора, попавшие под санкции, – Сбербанк и группа ВТБ, – пока публично не просили о помощи. Но поддержка может понадобиться и им. При самом плохом развитии событий (если в России повторятся условия финансового кризиса 2008–2009 годов) двум банкам понадобится дополнительное финансирование в объеме $12 млрд (около 430 млрд рублей по текущему курсу), показывают
расчеты Лаборатории волатильности Бизнес-школы Штерна при Нью-Йоркском университете. С учетом огромных рисков (новые санкции, эскалация конфликта на Украине,
изъятие пенсионных накоплений) такую возможность исключать не стоит.
В любом случае денег бюджета на спасение всех компаний не хватит. А значит, выживание в новых реалиях будут обеспечивать хорошие отношения с высшим руководством страны.
slon.ru/economics/kakie_kompanii_prosyat_pomoshchi_u_gosudarstva_iz_za_sanktsiy-1142704.xhtml